Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение проблемы рыночного равновесия.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
- изучение понятия и сущности рыночного равновесия;
- рассмотрение видов рыночного равновесия;
- изучение ценового механизма, влияющего на рыночное равновесие;
- рассмотрение условия стабильности и проблемы рыночного равновесия на примерах различных теоретических моделях;
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I Общие положения рыночного равновесия ………..……….……...5
Исторические аспекты рыночного равновесия............................5
Теоретические основы рыночного равновесия: понятие, сущность и виды рыночного равновесия………………….………………...11
Глава II Анализ проблем рыночного равновесия и пути достижения рыночного равновесия на примерах экономических моделей………….19
2.1 Проблемы и пути достижения стабильности рыночного равновесия…………………………………………………………………….19
Глава III Рыночное равновесие в условиях экономического кризиса…...32
3.1 Потребительский рынок в России: современное состояние рыночного равновесия во время кризиса………………………….………32
Заключение………………………………..………………………………....39
Библиографический список…….………………………….…………..…...
Глава III Рыночное равновесие в условиях экономического кризиса
3.1 Потребительский рынок в России: современное состояние рыночного равновесия во время кризиса
Рынок как категория микроэкономики выражает совокупность отношений по поводу купли-продажи отдельных видов товаров. Из этого определения видно, что экономика имеет дело с конкретными рынками, например, с рынками хлеба, молока, автомобилей и т.д. На каждом из этих рынков возникают отношения купли-продажи между разными субъектами, выступающими либо в роли продавцов, или в роли покупателей. Продавцом на соответствующем рынке может быть как физическое, так и юридическое лицо, предлагающее товар. Причем он может быть как производителем товара, так и просто посредником, прежде бывшим покупателем данного товара. Но, так или иначе, продавец представляет производство и его главного субъекта – предприятие.
Покупателем на рынке также может быть физическое и юридическое лицо, приобретающее товар. Он может быть и посредником и в качестве такового после покупки товара становится продавцом. Но, так или иначе, покупатель стоит на стороне потребления. Вот почему рынок предстает как сфера взаимодействия не только продавцов и покупателей, но и производства и потребления, то есть как важнейшая часть более широкой сферы обмена.
Взаимодействие между покупателями и продавцами и, соответственно, между производством и потреблением осуществляется через взаимодействие спроса и предложения. И то, и другое представлено определенным количеством товара: спрос – количеством товара, которое могут приобрести покупатели, предложение – количеством товара, которое готовы предложить продавцы. Каждый субъект рынка представляет какую-то долю спроса или предложения. Эта доля во многом определяет положение субъекта на рынке. Каждый субъект, будучи рациональным, стремится занять выгодное для себя положение на рынке. Соперничество субъектов рынка за выгодное положение на нем характеризует конкуренцию.
Конкуренция идет:
а) между продавцами;
б) покупателями;
в) продавцами и покупателями.
Объектом конкурентной борьбы между продавцами являются деньги покупателей. Каждый стремится продать свой товар, получив взамен его денежный эквивалент. Борьба особенно остра, когда предложение превышает спрос. Объектом борьбы между покупателями является товар. Каждый стремится обменять свои деньги на нужный ему товар в нужном количестве. Такая борьба особенно отчетливо себя проявляет при превышении спроса над предложением. Объектом конкуренции между продавцами и покупателями является цена на соответствующий товар. Смысл борьбы понятен, продавец стремится продать подороже, а покупатель купить подешевле. Цена, как мы уже знаем, является особенно важным элементом рынка. Прежде всего, цена выступает в роли носителя необходимой для субъектов рынка информации. Благодаря ей, они принимают соответствующие решения. Причем, несмотря на полную самостоятельность субъектов рынка, благодаря цене их решения оказываются согласованными. Например, высокая цена при превышении спроса над предложением заставляет товаропроизводителей расширять производство и предложение товара, а покупателей ограничивать свой спрос на него. Тем самым цена предстает как фактор, определяющий состояние рынка и поведение его субъектов, как центральное звено рыночного механизма, помогающего дать ответы на кардинальные вопросы экономики: что, сколько и как производить, что, где, сколько и когда покупать?
Говоря
о рынке как о сфере
Рынок – это целая система сложных экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи товаров. Причем, эти отношения могут иметь пространственные границы, в связи с чем, выделяют локальные (местные), региональные, национальные и международные рынки. Рынок – основа рыночной экономики. Рассмотреть подробно понятие «рынок» можно на состояние российского рынка в современных условиях.
Рисунок 11. Фазы кризиса в России
Начиная с 2008 года по настоящее время, в России продолжаются кризисные явления, оказывающие сильное негативное влияние на динамику развития экономики. Кризисные явления в экономике России в 2008-2009 г.г., по мнению специалистов в области экономики, можно разделить на следующие фазы (см. рис. 11).
Рассмотрев фазы кризиса в России, остановимся и подробно рассмотрим «потребительский кризис». В настоящее время на потребительском рынке можно говорить о полном исчерпании такого фактора роста экономики, как расширение потребительского спроса. Так как, мы уже знаем, что условием устойчивого и стабильного развития экономической системы способствует ценовой механизм, следовательно, ни о каком рыночном равновесии в настоящее время на российских рынках речи не идет. Ситуация на продовольственном рынке внушает легкий оптимизм: цены растут чуть медленнее, чем в 2008 году, по некоторым позициям даже снижаются, а выпуск сельскохозяйственной продукции продолжает увеличиваться. Однако непрозрачность ценообразования и монополизация российского продовольственного рынка могут свести на нет успехи аграриев и привести к скачкообразному росту цен и даже дефициту некоторых видов продовольствия.
По данным Росстата, с 1 января по 20 апреля 2009 инфляция составила 6%, что соответствует аналогичному показателю 2008 года, а в первые три недели апреля цены росли даже медленнее, чем год назад. Так, с 1 по 20 апреля 2009 года инфляция составила 0,6% против 1,1% в 2008-м. За последнюю неделю наметилась тенденция к снижению цен – подсолнечное масло подешевело на 0,9%, сахар, куры, некоторые крупы и мука – на 0,1-0,4%. Зато продолжили ползти вверх цены на мясо – свинина и мясные консервы подорожали на 0,4%, замороженная рыба, яйца и чай прибавили в цене 0,7-0,9%.
Между тем, отечественные переработчики молока и не думают снижать цены, объясняется это все тем же падением спроса на кисломолочные продукты и «молочный напиток». А цены на сырое молоко снижаются, и весьма ощутимо. Представители хозяйств уже жалуются, что им приходится отдавать молоко (5-6% жирности) переработчикам по 9-8 руб. за кг. В сезон высоких надоев – с апреля по июль – предложение молока увеличивается на 60-70%, и к лету цена сырого молока опустились до 6-7 руб. за литр. По такой же цене производители закупали молоко прошлым летом. Но, учитывая рост тарифов, выросшие цены на импортные корма и подорожавшее с прошлого лета топливо, подобная ценовая политика может привести к банкротству многих крестьянских хозяйств. Схожая ситуация наблюдается и на мясном рынке.
Ситуацию, происходящую на продовольственном рынке, представим на рисунке, используя специальный показатель «индикатор цен» – это упрощенный индекс, показывающий недельную динамику потребительских цен на самые основные продукты (рис. 12).
Индикаторы цен за неделю с 19 по 25 октября 2009 г.
Рисунок 12. Динамика потребительских цен на российском продовольственном рынке
Методика составления индикатора заключается в сравнивании цен на семь товаров (бензин, хлеб, молоко, яйца, подсолнечное масло, картофель, вареная колбаса) в одной и той же торговой точке, одним из магазинов так называемой «шаговой доступности. Фактически значение индекса представляет собой средний суммарный показатель стоимости исследуемых товаров.
Сейчас на потребительском рынке борются две тенденции - удорожание вследствие девальвации рубля и сдерживание роста цен в результате сокращения спроса. По прогнозам экономистов, замедление инфляции осенью будет способствовать падение темпов роста денежного предложения, а также сжатие совокупного спроса в экономике вследствие кризиса.
Борьба с ростом цен задача не только экономическая, но и политическая. Как показывают социальные опросы, рост цен и отсутствие возможностей заработка стимулирует не только протестные, но и экстремистские настроения в обществе. Так 9% опрошенных заявили, что в случае дальнейшего роста цен намерены принять участие в митингах и демонстрациях, 1% будет участвовать в захвате зданий и перекрытии транспортных путей, а 2% уверяют, что в случае крайней необходимости готовы взяться за оружие.
Федеральные власти пытаются навести порядок в ценообразовании, урегулировав отношения между производителями и розничной торговлей. А так же принимают решение поставке на рынок из городских резервов дополнительные объемы растительного и животного масла, чтобы сбить цены, которые подняли «отдельные продавцы» и заморозить цены на социально значимые.
При этом меры Правительства РФ, направленные на поддержание спроса и попытки урегулирования ценового механизма недостаточны, что бы достичь равновесия на рынках. Основой рыночного равновесия является равенство спроса и предложения на определенном уровне цены. В настоящее время на российских рынках не существует рыночное равновесие, идет постоянное колебание спроса и предложения.
Таким образом, рассмотрев ситуацию на рынках, можно говорить о полном исчерпании потребительского спроса. В I полугодии 2009 года продолжается раскручивание «негативной спирали», представленной на рисунке:
Потребительский спрос падает из-за большого роста цен, инфляции, сокращения объемов выпуска продукции и безработицы.
Заключение
В данной курсовой работе я рассмотрела теоретические основы рыночного равновесия, виды и сущность рыночного равновесия.
Также, провела анализ проблем рыночного равновесия, на примерах различных теоретических моделей. Изучила, пути достижения рыночного равновесия.
На основании проведенного мною анализа проблем рыночного равновесия, я пришла к выводу, что спрос и предложение выступают главным регулятором равновесной цены, которая при равном объеме спроса и предложения приводит рынок к рыночному равновесию. На величину спроса влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться. Если цены растут, возникает колебание спроса и предложения, соответственно возникает проблема равновесия на рынке.
Для решения проблемы рыночного равновесия, необходимо знать, что рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Также надо знать, что на рыночное равновесие огромное влияние оказывает ценовой механизм.
Значит, для того чтобы рынок находился в равновесии, необходимо, чтобы спрос (т.е. способность покупателя заплатить за интересующий его товар) был равен предложению, (т.е. способность продавца попытаться удовлетворить потребность покупателя, с помощью приемлемых цен (для покупателя) на предлагаемую продукцию).
Узнав, более подробно исторические и теоретические аспекты рыночного равновесия, я решила углубиться и провести исследование на потребительском рынке в современных кризисных условиях. По результатам, проведенного мною исследования, я пришла к определенным выводам. Для себя уяснила, что на потребительском рынке, да и вообще на любом рынке, спрос и предложение является тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением.