Проблемы организации кредитной деятельности в коммерческом банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:01, дипломная работа

Описание работы

Банки и банковское дело: Кредитоспособность

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3

Глава 1. Экономическое содержание и роль банков………………………..5
1.История возникновения банковского сектора………………………..5
2.Роль коммерческих банков в экономике страны……………………16

Глава 2. Кредитование в коммерческом банке…………………………….24

2.1. Сущность кредита……………………………………………………..24

2.2. Организация кредитного процесса в банке…………………………..31

2.3. Оценка риска предоставления кредитов……………………………..39

Глава 3. Кредитование в «Томскпромстройбанке»………………………...46

3.1. Кредитование физических и юридических лиц……………………..48

3.2. Анализ финансового состояния заемщика…………………………..63

3.3. Определение процентной политики банка…………………………..78
4.Формирование и использование резерва на возможные потери по ссудам………………………………………………………………….79

Заключение……………………………………………………………………83 Список использованной литературы………………………………………..87

Работа содержит 1 файл

диплом банки.doc

— 373.50 Кб (Скачать)
  • качество кредита – изменение финансового положения клиента и его способности погасить кредит;
  • соблюдение условий кредитного договора;
  • состояние залога, гарантий, поручительств;
  • прибыльность.

    В результате контроля должны выявляться проблемные кредиты, т.е. кредиты, по которым вероятно возникновение проблем с выплатой процентов и основной суммы долга.

    Контроль  за кредитным портфелем направлен  на минимизацию кредитного риска, повышение  прибыли от ссудных операций в  целом и на соответствие его требованиям кредитной политики банка по всем параметрам.  

    В соответствии с Положением ЦБ РФ «О порядке предоставления    (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата и погашения» размещение банком денежных средств  в процессе кредитования может осуществляться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте. Юридическим лицам кредиты могут предоставляться только в безналичном порядке путем их зачисления на расчетный или текущий счет, в том числе и кредиты, предоставляемые на выплату заработной платы.

    Предоставление  кредитов в иностранной валюте осуществляется исключительно уполномоченными  банками, т.е. банками, имеющими лицензию на право проведения банковских операций в иностранной валюте. Погашение  кредитов в рублях и в иностранной валюте производится в порядке, аналогичном их выдаче, т.е. все валютные кредиты погашаются за счет средств заемщиков на их текущих счетах в иностранной валюте, а все рублевые кредиты – с расчетных счетов заемщиков, ведущихся в валюте Российской Федерации.

    Есть  и другие способы погашения кредитов – прекращение обязательств заемщиков, которые предусмотрены ГК РФ и  должны быть оговорены в условиях кредитного договора между банком и  заемщиком (отступное, взаимозачет  обязательств, новация, переуступка  и др.). Погашение кредитов может осуществляться за счет обеспечения по кредитам, оформленного в соответствующем порядке договорами залога имущества, договорами поручительства третьих лиц или банковской гарантией.

    Суммы кредитов, непогашенные за счет перечисленных источников, признаются безнадежными к взысканию и по истечении срока исковой давности списываются за счет резерва на возможные потери по ссудам или за счет собственных средств банка (его прибыли) в часть потерь, не перекрываемых созданным резервом, за баланс.

    Предоставление  кредитов может осуществляться одним  из следующих способов: разовым, открытием  кредитной линии, кредитованием  расчетного счета клиента, участием банка в предоставлении денежных средств заемщику на синдицированной  основе и другими способами. 

    2.3 Оценка риска предоставления  кредитов 

    Сложившаяся в России экономическая ситуация требует расширения и углубления финансовых связей банковского и  промышленного секторов. Это может  выражаться в совместном использовании  финансовых ресурсов, объединении капиталов, создании благоприятных условий осуществления взаимовыгодной экономической деятельности, снятия взаимных барьеров. Соответственно, увеличивается нагрузка на российскую банковскую систему, поскольку темпы роста производства и инвестиций в него все больше зависят от притока банковских кредитов. Практика последних лет показывает, что банки все чаще выступают в качестве финансовых посредников между субъектами хозяйственной деятельности, а не компаний, преимущественно осуществляющих спекулятивные операции на валютном рынке и рынках государственных и частных долговых обязательств.

    Именно  кредитование наряду с принятием  депозитов и осуществлением расчетов является одной из базовых функций  банковской системы, от эффективности, выполнения которой прямо зависит состояние экономики страны. Поэтому проблеме кредитных отношений банков и предприятий в течение всего периода реформ в России уделяется повышенное внимание.

    Как правило, данная проблема рассматривается  с точки зрения удовлетворения нужд предприятий, иными словами, проблема формулируется следующим образом: «как сделать так, чтобы предприятия получили наиболее дешевые и, по возможности, долгосрочные ресурсы от банков, чтобы обеспечить рост производства».5 Данная формулировка несет в себе один существенный изъян – долгосрочный и устойчивый рост производства невозможен без устойчивой финансовой системы. В то же время любые меры, призванные увеличить кредитную активность и не подкрепленные экономическими решениями, рано или поздно приведут к дестабилизации банковского сектора.

    Бесспорно, что в экономической системе  страны особенно важную роль играют региональные банки. Располагая менее чем 20% банковских активов, банки территорий, благодаря  своей непосредственной связи с  экономиками регионов, обширными  расчетными системами, являются своего рода глобальной финансово-экономической сетью, объединяющей экономику страны в одно целое в распределенном виде, как страхующая и демпфирующая система.6

    Региональные  коммерческие банки выполняют все  функции любого коммерческого банка, однако структура банковских услуг зависит как от общей экономической ситуации в стране, так и от развитости банковских отношений в регионе. При достижении основных стратегических целей региональные банки предопределяют приоритетные вложения в кредитные операции. Улучшение показателей роста финансового состояния предприятий является одной из предпосылок формирования кредитной базы коммерческих банков, т.е. постоянного спроса на банковский кредит.

    Именно  региональные банки являются теми самыми кредитными организациями, которые в настоящее время кропотливо работают с нарождающимися малым и средним бизнесом. Ни для кого не секрет, что только крупные предприятия не выведут российскую экономику из непростой экономической ситуации.

       Опыт последних лет показывает, что в данном вопросе региональные банки жизнеспособнее, и обладают рядом преимуществ:

  • располагаются зачастую в районах, где нет филиалов крупных столичных банков;
  • их руководители и служащие являются выходцами из тех же мест и хорошо знают местный менталитет и местные обычаи и проблемы;
  • услуги, оказываемые клиентам, персонифицированы и базируются на знании и взаимном доверии, адаптированы к потребностям клиентов;
  • зная задачи и проблемы своего региона, быстрее и лучше реагируют на потребности своих клиентов, в которых не заинтересованы филиалы крупных банков в связи с незначительными объемами привлекаемых и выдаваемых средств и большими затратами времени на их обслуживание;
  • они готовы кредитовать мелкие и средние предприятия, финансовое положение которых выглядит шатким, в то  время как их акционеры владеют значительным имуществом и перспективы развития предприятия, с их точки зрения, весьма оптимистичны;
  • органам инспектирования и надзора легче контролировать мелкие и средние банки, так как крупные банковские объединения создают зачастую группы активного политического нажима.

    Есть  и другой, не менее важный факт. Наряду с преимуществами, которыми обладают крупные многофилиальные банки, возникает существенный недостаток. Так, расширение диапазона услуг  таких банков может привести к ослаблению менеджмента, что снижает чувствительность к возрастающим потребностям рынка и эффективности контроля за расходами. Руководство таких банков все больше отдаляется от прямых контактов со своими клиентами. Для банка важнее становится количество клиентов, а не возможность развивать продолжительные и взаимовыгодные отношения.

    Региональные  же банки, наоборот, стремятся дойти  до каждого. Наличие универсальных  местных банков, приближенных к предприятиям и к каждой семье и прислушивающихся к клиентам, - важный фактор. Поэтому государственные органы защищают свои местные или региональные банки, так как они являются оплотом развития региональной экономики. Тем не менее, в развитии территориальных банков до сих пор немало проблем и они достаточно разнообразны.

       Во-первых, недостаточны пока еще  усилия органов государственного  управления в развитии добросовестной  конкуренции как внутри банковского  сектора, так и между сектором  кредитных организаций и фондовым  рынком. Это обуславливает изначально неравноправный доступ региональных банков к ресурсам.

       Во-вторых, нет механизма защиты  долгосрочных финансовых активов  коммерческих банков и, как  следствие, низкая привлекательность  ценных бумаг долгосрочного характера,  сдерживающая активность фондового рынка и препятствующая привлечению банками кредитных ресурсов на долгосрочной основе.

       В-третьих, отсутствует механизм  эффективного инвестирования временно  свободных средств бюджетов всех  уровней внебюджетных фондов  в высоконадежные инструменты фондового рынка.

       И, тем не менее, все  эти  проблемы разрешимы. Именно кредитование  малого бизнеса представляет  интерес для территориальных  банков, поскольку в этой сфере  лежит потенциал развития банковской  системы. В  принципе, малые  предприятия являются практически как неисчерпаемым источником для пополнения банковских средств, так и тем направлением, в котором банки могут размещать свои ресурсы.

       Сейчас банковская система более  или менее стабилизировалась,  наблюдается рост кредитов реальному сектору, значительно увеличивается доля активов, предоставленная вкладами юридических лиц. Но при всем при этом для банка заниматься крупномасштабным финансированием малого бизнеса без определенных действий для минимизации риска довольно сложно, поскольку издержки, которые он может понести, слишком велики.

       С одной стороны, размеры заемщика  для банка вроде бы не имеют  определенного значения. И все  же, чем крупнее компания, бизнес  которой оценивается стабильным, у банка появляется больше  возможностей для подбора инструментов, покрывающих риски ее кредитора. Этот выбор может включать от  материальных активов, ценных бумаг, банковских гарантий до оборотов по счету от основной деятельности или денежных требований к покупателям и заказчикам. Соответственно, чем меньше компания, тем меньше возможностей для выбора адекватного покрытия рисков и тем глубже приходится анализировать бизнес – процесс заемщика и окружающую его бизнес – среду, и тем с большими проблемами приходится сталкиваться в поиске таких инструментов.

    Такой подход характеризует стратегию  индивидуальной работы с каждым заемщиком. Эта трудоемкая работа требует от банковских работников специальных  и разносторонних знаний в различных  отраслях, а также возможного привлечения  консультантов.

    Затраты на подобную индивидуальную работу либо превращают кредитование мелких заемщиков в нерентабельный бизнес, либо, будучи переложенными на заемщика, делают невыгодным для самого заемщика кредитный проект, в котором он был заинтересован. В данном случае для клиента альтернативой будет поиск либо специализированного банка, понимающего его бизнес и располагающего возможностями найти инструменты для покрытия рисков, либо ресурсов вне банковской системы среди лиц, готовых разделить его риски.

    Иногда  бывает ситуация, когда малому бизнесу проще получить кредит через банковские услуги кредитования физических лиц и потребительского кредитования. Главная причина этого – сложность и медленность оформления банками кредитов для юридических лиц. Услуга банка, которая предоставляется в кратчайшие сроки, при минимуме оформляемых бумаг со стороны клиента, имеет больший успех даже при высокой процентной ставке. Однако банки несут значительные риски, и вынуждены «замораживать» часть средств в фондах обязательного резервирования. В первую очередь это результат отсутствия единых банковских информационных баз кредитоспособности клиентов, а также необеспеченность ссуд, предоставляемых малому бизнесу.

    Главной, но нерешенной проблемой в обеспечении  кредита остается отсутствие или  недостаточность стартового капитала предприятий малого бизнеса. При оформлении кредитной сделки клиент пытается получить необходимую сумму полностью на 100% от банка. При этом банк заинтересован, чтобы была в достаточном размере доля собственного финансового участия клиента в данном кредитном проекте. В этом случае банк считает, что только так у клиента будет заинтересованность в развитии начатого дела и будет желание вернуть банку кредит для их дальнейшего взаимодействия.

    Есть  и другая проблема: сегодня уже  в большей степени нужны долгосрочные кредиты. При осуществлении краткосрочного кредитования не возникает предпосылок к интеграции капиталов взаимодействующих промышленных предприятий и банков. В случае долгосрочного кредитования фирм, длительные сроки формируют стратегию действий банка и предприятия в целях осуществления крупных инвестиционных проектов. В результате, банк фактически становится соисполнителем проекта и уже начинает искать пути стратегического взаимодействия для взаимовыгодного партнерства. А это очень важно, так как соотношение сроков имеющихся пассивов и потребных активов определяет возникновение реального ограничения по объемам долгосрочного кредитования реального сектора экономики. Выход за рамки указанного ограничения может вызвать кризис ликвидности коммерческого банка и привести к потере банком финансовой устойчивости. Кроме того, увеличение сроков кредитования вызывает рост кредитного риска, что особенно значимо в условиях нестабильной экономики переходного периода.

Информация о работе Проблемы организации кредитной деятельности в коммерческом банке