Проблемы организации кредитной деятельности в коммерческом банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:01, дипломная работа

Описание работы

Банки и банковское дело: Кредитоспособность

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3

Глава 1. Экономическое содержание и роль банков………………………..5
1.История возникновения банковского сектора………………………..5
2.Роль коммерческих банков в экономике страны……………………16

Глава 2. Кредитование в коммерческом банке…………………………….24

2.1. Сущность кредита……………………………………………………..24

2.2. Организация кредитного процесса в банке…………………………..31

2.3. Оценка риска предоставления кредитов……………………………..39

Глава 3. Кредитование в «Томскпромстройбанке»………………………...46

3.1. Кредитование физических и юридических лиц……………………..48

3.2. Анализ финансового состояния заемщика…………………………..63

3.3. Определение процентной политики банка…………………………..78
4.Формирование и использование резерва на возможные потери по ссудам………………………………………………………………….79

Заключение……………………………………………………………………83 Список использованной литературы………………………………………..87

Работа содержит 1 файл

диплом банки.doc

— 373.50 Кб (Скачать)

    Платность как принцип кредитования означает, что каждое предприятие-заемщик должно внести банку определенную плату за временное заимствование у него для своих нужд денежных средств. Реализация этого принципа на практике осуществляется через механизм банковского процента. Ставка банковского процента показывает «цену» кредита. Необходимость процента обусловлена предпринимательским статусом банков, находящихся на коммерческом расчете. Банку платность кредита обеспечивает покрытие его затрат, связанных с уплатой процентов за привлеченные в депозиты чужие средства, затрат по содержанию своего аппарата, а также обеспечивает получение прибыли для увеличения ресурсных фондов кредитования (резервного, уставного) и использования ее на собственные нужды. Платность кредита призвана оказывать стимулирующее воздействие и на хозяйственный (коммерческий) расчет предприятий, побуждая их на увеличение собственных ресурсов и экономное расходование привлеченных средств. Размер процентной ставки устанавливается соглашением сторон и фиксируется в кредитном договоре.  

    Отношения в сфере кредита строятся по определенной системе. Под системой банковского  кредитования понимается совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих организацию кредитного процесса и  его регулирование в соответствии с принципами кредитования и теорией кредитного риска.

       В качестве составляющих элементов  система банковского кредитования  включает:

  • объекты кредитования;
  • порядок и степень участия собственных средств заемщиков в кредитуемой операции;
  • способы регулирования ссудной задолженности;
  • методы кредитования;
  • формы ссудных счетов;
  • банковский контроль в процессе кредитования.
 

    2.2 Организация кредитного процесса  в банке

    Решением  вопросов о предоставлении хозяйствующим  субъектам кредитов в коммерческих банках в основном занимаются кредитные отделы или управления (если банк является крупным, с филиальной сетью). Однако следует отметить, что их работа строится в тесной взаимосвязи с целым рядом других подразделений и служб банка: юридический отдел, служба безопасности банка, его бухгалтерия, казначейство, отдел методологии кредитных операций, отдел ценных бумаг и другие отделы, что обусловлено самой сутью процесса кредитования.

    Под организацией кредитного процесса в  банке понимается техника и технология кредитования с целью соблюдения законодательных норм банковской деятельности, снижения кредитного риска и получения достаточной прибыли от совершения кредитной сделки. Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка, а также позволяет установить взаимоотношения кредитного отдела с другими структурными подразделениями банка по выдаче кредита и управлению ими.

    Организация процесса кредитования целого ряда крупных российских коммерческих банков, в процесс кредитования включает пять этапов:
  • разработку  стратегии кредитных операций;
  • знакомство с потенциальным заемщиком;
  • оценку кредитоспособности заемщика и риска, связанного с выдачей ссуды;
  • подготовку и заключение кредитного договора и обеспечительных обязательств, выдачу кредита;
  • кредитный мониторинг.

    Первый  этап кредитного процесса – разработка стратегии кредитных операций. Каждый банк должен иметь четко и детально проработанную программу развития кредитных операций. Банки формулируют цели, принципы и условия выдачи кредитов разным категориям заемщиков в социальном документе - мемораунде о кредитной политике.

    Кредитная политика создает основу для всего  процесса кредитования. Разработанная и письменно зафиксированная кредитная политика является краеугольным камнем разумного управления кредитом. Политика определяет объективные параметры, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление и оформление ссуд,  и управление ими. Кредитная политика определяет основу действий Совета директоров, Правления банка, кредитного комитета и лиц, принимающих стратегические решения, а также дает возможность внешним и внутренним аудиторам оценить качество кредитного менеджмента в банке.

    Кредитная политика коммерческого банка должна базироваться на трех основных принципах:

  • обоснованное предоставление кредитов, обеспечивающее их возвратность;
  • размещение средств с учетом интересов акционеров и с целью защиты интересов вкладчиков;
  • удовлетворение потребностей рынка в кредитах в пределах области деловой активности банка.  

    Стратегические  решения, принимаемые руководством банка, должны быть направлены на достижение равновесия между хорошо изученными областями бизнеса и разумными рисками в новых областях, определяя стратегию развития банковских услуг. Необходимо определить целевые рынки, финансовые операции, клиентов, отрасли промышленности и регионы, на которые банку следует ориентироваться в своей деятельности, чтобы добиться преимущества над конкурирующими банками.

    Определив основные ориентиры развития на ближайшую  перспективу, ключевые стратегические задачи, банк приступает к разработке основных направлений  достижения поставленных целей:

  • по линии увеличения собственного капитала и объемов привлекаемых средств;
  • повышения эффективности кредитной политики банка;
  • активизации инвестиционной политики;
  • развития филиальной сети банка;
  • совершенствования технологии межбанковских и внутрибанковских расчетов;
  • развития международной деятельности и операций в иностранной валюте;
  • активизации клиентской политики банка;
  • совершенствования системы управления банком и его деятельностью.

    Поскольку каждое из основных направлений стратегии  банка представляет собой целый  блок взаимосвязанных вопросов, подлежащих обработке и решению в ближайшие 2-3 года, то как правило, службами банка составляется подробный, детальный план мероприятий по реализации основных направлений. Этот документ конкретизирует пути достижения поставленных банком целей, и осуществлять поэтапный контроль за их осуществлением и результатами.

    Документом, направляющим и регулирующим деятельность банка на каждый год в области  кредитования, является меморандум (положение) о кредитной политики. Он основывается на основных направлениях кредитной политики банка, стратегического плана его развития на ближайшую перспективу.

    Меморандум  о кредитной политике определяет:

  • цель кредитной политики на текущий год (предоставление надежных и рентабельных для банка кредитов, стимулирующих позитивные процессы в деятельности предприятий и лиц);
  • главные принципы формирования кредитного портфеля банка                (выбор приоритетных отраслей хозяйства, предоставляющих зону интересов банка на данном этапе его развития, для первоочередного направления кредитных вложений; географический аспект кредитной экспансии банка; определение оптимальной структуры по каждой категории кредитов, по их срокам, видам валют, планируемый уровень крупных кредитов, пролонгированных и просроченных в кредитном портфеле банка; приоритеты в объектах кредитования);
  • организацию кредитования (планируемые к разработке, освоению и внедрению в практику новые виды кредита, формы и методы кредитования; порядок установления филиалам банка лимита кредитования; определения полномочий по принятию соответствующих решений по кредитным вопросам отдельными лицами банка и его руководящими органами; разработка процедуры утверждения предоставляемого кредита; стиль и методы работы с клиентами в процессе кредитно-расчетного обслуживания; процедура взыскания просроченной задолженности);
  • обеспечение ликвидности кредитного портфеля и снижение кредитного риска (предпочтительные формы обеспечения возвратности банковских ссуд, в том числе залогового; новые и усовершенствованные рейтинговые оценки финансового состояния потенциальных заемщиков различных категорий, методики по оценке кредитного риска, выявлению проблемных ссуд, списанию непогашенной, безнадежной к взысканию ссудной задолженности; состав и полномочия кредитных комитетов разных уровней банковского управления; возможные варианты реструктуризации кредитного портфеля в кризисные периоды);
  • процентную политику по ссудам (в зависимости от вида, сроков, характера обеспечения, типа заемщика, его финансового состояния, стоимости привлеченных банком кредитных ресурсов).
 

    В развитие документа «Кредитная политика банка» банки должны разработать  Регламент предоставления денежных средств клиентам банка, а также  отдельные положения по кредитованию юридических и физических лиц (с  учетом вида, формы кредита, его обеспечения), о порядке оценки финансового состояния заемщиков, о порядке начисления и уплаты процентов по ссудам, о порядке формирования и использования резерва под кредитный риск банка.

    Регламент предоставления денежных средств клиентам банка содержит информацию:

  • о перечне и содержании необходимых документов, предоставляемых потенциальным заемщикам, а также о предъявляемых к ним со стороны банка требованиях;
  • о порядке рассмотрения кредитных заявок;
  • о порядке расчета и утверждения лимита кредитования на одного заемщика;
  • о порядке подготовки и заключения кредитных договоров, санкционировании их пролонгации;
  • о порядке предоставления кредитов, обслуживании долга и погашении кредитов;
  • об отражении в бухгалтерском учете ссудных операций.

    Второй  этап кредитного процесса – знакомство с потенциальным заемщиком. На этом этапе изучаются сфера деятельности клиента, состояние дел в данном бизнесе на момент обращения его за ссудой и в перспективе, его основные поставщики, покупатели, правовой статус заемщика, цель кредита, определяется соответствие потребностей клиента текущей кредитной политике банка, устанавливаются вид кредита, его форма, срок, источники возврата ссуды и уплаты процента за нее.

    Третий  этап кредитного процесса – оценка кредитоспособности заемщика и риска  связанного с выдачей ссуды. На данном этапе изучается репутация заемщика, его кредитная история. На основании анализа оборотов по расчетному счету клиента, финансовой отчетности, а также других его документов, рассчитанных коэффициентов платеже- и кредитоспособности оцениваются возможности клиента погасить ссуду в срок. Изучаются и оцениваются вторичные источники погашения кредита, т.е. обеспечительные обязательства, а также оценивается качество ссуды.

    Экономическая работа сотрудников банка на втором и третьем этапах сопряжена с изучением и глубоким анализом определенного рода документации, которая предоставляется потенциальным заемщиком банку для решения им вопроса о выдаче ссуды.

    Результатом работы, проведенной банком на втором и третьем этапах кредитного процесса, является заключение специалиста кредитного отдела банка на выдачу кредита, в котором отражаются полная и развернутая характеристика заемщика, оценка его бизнеса, финансового положения, плана доходов и расходов и платежного календаря на период кредитования; характеристика объекта кредитования заемщика, способов обеспечения кредита и основных источников его погашения; реальность сроков возврата основного долга и процентов по ссуде, а также оценка кредитного риска банка по данной ссуде.

    Окончательное решение о выдаче кредита и его параметрах в зависимости от порядка санкционирования ссуд, принятого в кредитной политике банка, вносит либо начальник кредитного отдела, кредитный комитет филиала банка (или головного банка), либо Правление банка. Эти же органы вносят окончательное решение о характере обеспечительных обязательств по ссуде.

    Четвертый этап кредитного процесса – подготовка и заключение кредитного договора и  обеспечительных обязательств, выдача кредита. Юридический отдел банка  проводит правовую экспертизу текста заключаемого кредитного договора и договоров обеспечительного характера и визирует их. Содержание кредитного договора зависит от вида кредита и его формы, а обеспечительного обязательства – от предмета залога, вида и формы залога, условий поручительства и банковской гарантии.

    Выдача  кредита сопровождается распоряжением  кредитного отдела бухгалтерии банка. На основании этого распоряжения бухгалтерия банка присваивает  номер ссудному счету, открываемому заемщику, номер счету по учету  резерва на возможные потери по ссуде.

    После выдачи кредита специалист кредитного отдела должен окончательно сформировать кредитное досье заемщика для  последующей работы с ним в  ходе последнего этапа кредитного процесса – кредитного мониторинга.

    Кредитный мониторинг представляет собой контроль в ходе кредитования. Банк осуществляет постоянный контроль за выполнением  условий кредитного договора. В частности, контролируются: соблюдение лимита кредитования; целевое использование кредита; своевременность уплаты процентов за кредит; полнота и своевременность погашения кредита; кредитоспособность клиента. Контроль осуществляется как за каждой отдельной ссудой, так и за кредитным портфелем в целом.

    В процессе индивидуального контроля работник банка должен оценить:

Информация о работе Проблемы организации кредитной деятельности в коммерческом банке