Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:47, автореферат
Актуальность темы исследования. Движение России по пути экономического развития, углубление рыночных отношений, укрепление народного хозяйства регионов предполагают качественные изменения и новые подходы к формированию и развитию как производственной, так и непроизводственной сферы. В этой связи со всей остротой проявляется необходимость создания эффективно действующей рыночной инфраструктуры, отвечающей закономерностям и требованиям современной рыночной экономики, специфике тех или иных видов рынка и особенностям конкретных регионов. Только на такой основе возможно закрепление положительных тенденций в их экономическом развитии, что неоднократно доказано в лучших примерах мировой и отечественной экономики.
Глава 1 Теоретические основы формирования и развития инфраструктуры потребительского рынка
1.1 Структурно-функциональная характеристика регионального потребительского рынка.
1.2 Формирование инфраструктуры потребительского рынка.
Глава 2 Состояние потребительского рынка и его инфраструктурных составляющих в Республике Дагестан.
2.1. Характеристика потребительского рынка на мезоуровне (ЮФО) и в целом по Республике Дагестан.
2.2. Модель динамики оборота розничной торговли в Дагестане.
2.3. Модель влияния различных факторов на функционирование регионального потребительского рынка.
Глава 3 Механизм развития инфраструктуры потребительского рынка региона.
3.1.Основные направления развития основных элементов инфраструктуры регионального потребительского рынка в условиях экономического роста.
3.2.Механизм развития инфраструктуры регионального потребительского рынка.
Иными словами, инфраструктура является средством осуществления функций рынка посредством ее взаимосвязанных институтов и подструктур.
Проведенный анализ наиболее
часто встречающихся
Инфраструктура регионального
потребительского рынка - это действенная
система разноплановых
В соответствии с нашим подходом, инфраструктурную систему потребительского рынка можно представить в виде следующей блоков'.
•материально-технический;
• организационный
• финансово-расчетный
• блок контролирующих организаций
• информационно-
•правовой;
•транспортный блок
•топливно-энергетический блок
Каждый из этих блоков состоит
из системы взаимосвязанных
Изучение оборота розничной
торговли в настоящем исследовании
занимает центральное место, так
как среди всех элементов инфраструктуры
регионального потребительского рынка,
именно розничная торговля занимает
преобладающее место. Это, во-первых,
связано с тем, что на векторе
изменения оборота розничной
торговли и его интенсивности
отражаются любые колебания и
диспропорции рынка, во вторых, тенденции
изменения оборота розничной
торговли относятся к важнейшим
оценкам состояния и развития
регионального потребительского рынка,
в третьих, выступает одним из
важнейших составляющих уровня жизни
населения, так как оборот розничной
торговли характеризует товарную массу,
перешедшую в сферу личного потребления,
а его размер в расчете на душу
населения отражает тенденцию изменений
уровня индивидуального потребления
продовольственных и
В инфраструктуре потребительского рынка Республики Дагестан розничная торговля играет важную роль. Розничная торговля замыкает деятельность всех отраслей экономики региона, является ведущим звеном системы потребительского рынка.
Анализ состояния и
развития потребительского рынка Республики
Дагестан свидетельствует о том,
что укрепились тенденции к устойчивому
росту экономического потенциала и
улучшению благосостояния его населения.
Динамизм объемов и структуры
реализации товаров и услуг постепенно
приобретает все более
Зная о том, что оборот розничной торговли не может расти бесконечно, мы построили модель оборота розничной торговли в Республике Дагестан. Построенная с помощью логистической кривой, данная модель позволила нам с некоторой определенностью утверждать, что верхним пределом насыщения розничного рынка Дагестана на душу населения является величина к = 45,85 тыс. руб.
На основе анализа взаимосвязи
показателей влияющих на величину оборота
розничной торговли в Республике
Дагестан, была построена матрица
парных коэффициентов корреляции, с
помощью которой, мы определили, что
с оборотом розничной торговли больше
всего коррелирует показатель финансового
результата в экономике, г=0.883, затем
- краткосрочные кредиты, 1=0.812 и, наконец,
численность занятых в
Исследование теоретических
и методологических основ функционирования
регионального потребительского рынка,
проведение анализа оценки состояния
и развития инфраструктуры регионального
потребительского рынка на основе системного,
корреляционно-регрессионного методов
и других современных аналитических
методов позволили составить
целостную картину процессов, происходящих
на потребительском рынке, определить
присущие ему тенденции, оценить
оборот розничной торговли, возможные
резервы роста. Принимая во внимание
все вышесказанное, нами были разработаны,
основные направления совершенствования
инфраструктуры потребительского рынка
Республики Дагестан, которые изложены
в нашем диссертационном
Также были разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности управляющих компаний, как одного из компонентов механизма развития инфраструктуры регионального потребительского рынка, на основе которой было предложена базовая модель управления инфраструктурой регионального потребительского рынка.
Реализация основных направлений
совершенствования
Список литературы:
1. Закон Республики Дагестан
«Об организации розничных
2. Федеральный закон №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс РФ»;
3. Постановление администрации города Красноярска от 25 сентября 2006 г. N 793 «О концепции развития потребительского рынка города Красноярска на 2006-20 Югоды»
4. Федеральный Закон «О
качестве и безопасности
5. Федеральный Закон «О
принципах и порядке
6. Постановление Правительства
РФ "О мерах по стабилизации
потребительского рынка
7. Комплексная программа
развития инфраструктуры
8. Абалкин JI. Роль государства
в становлении и регулировании
рыночной экономики//Вопросы
9. Малышков В. И. Стратегия
развития потребительского
10. Погодина Т. В.
11. Саталкина Е. В. Формирование
инфраструктуры локального
12. Факеров X. Н. Формирование
и развитие рынка
13. Монографии и журнальные статьи
14. Авдашева С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России // Вопросы экономики. 2007. № 6.
15. Авдашева С.Б., Розанова
Н.М. Теория организации
16. Андрианов В. Государственное
регулирование и механизмы
17. Афанасьева К.Е., Ширяев
В.И. Идентификация состояния
и прогнозирование
18. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз.-М.: Финансы и статистика, 2001
19. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994.
20. Бобков В. Анализ социально-
21. Божук С. Г. Маркетинг: Учебник для вузов / С. Г. Божук, JI.H. Ковалик. М.; ЮНИТИ, 2002.-106с.
22. Боржов АБ. Большой экономический словарь.—М: Книжный мир, 2002.
23. Бунич П.Г. Проблемы
стабилизации рыночной
24. Бутов И, Игнатов В.Г.
Основы региональной экономики.
25. Валовой ДБ. Рыночная
экономика. Возникновение,
26. Введение в рыночную экономику /Под ред. Лившица А. Я. М, 2004., с.213
27. Вестник СевКавГТУ, Серия «Экономика», №1 (12), 2004
28. Видяпин В .И., Журавлева Г.П. и др. Общая экономическая теория (политэкономия). Учебник. М.: 1995
29. Власов В.В. Япония: производственная инфраструктура. М.: Наука,1991, гл.1.
30. Гайдар Е.Т. Экономика
переходного периода Очерки
31. Гайдар Е.Т. Аномалии экономического роста. М.: Евразия, 1997
32. Гершафт М. Система
рынков и рыночное
33. Гладких Ю. Н. Регионоведение / Ю. Н. Гладких. М.: Гардарики, 2000. -382с.
34. Глазьев С. Ю. Политика
экономического роста и
35. Горохия М. Деньги и рынок //Вопросы экономики. 2004. № 6.
36. Государственное регулирование экономики. -ННовшрод: изд-во Волго-Вятской акад.шсслужбы,1998
37. Государственное регулирование
рыночной экономики: Учебник
38. Гутман Г. В. «Управление региональной экономикой». М., 2002г.
39. Демченко JL И. Исследование
рынка потребительских товаров/
40. Добрынин АИ, Журавлева
Г.П. Общая экономическая
41. Довгань ВВ. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса -Тольятти: Дока-Пресс, 1994
42. Дулыциков Ю.С. Региональная политика и управление. М.: Изд-во РАГС, 2001.- 257 с.
43. Загорулько М.М., Белоусов В.М. и др. Основы экономической теории и практика рыночных реформ в России. М.: 1997
44. Зайналов М. И. Формирование
и функционирование
45. Ибрагимов JI.A. Инфраструктура товарного рынка. — М.: «Издательство ПРИОР», 2001.-256с с.10.
46. Инфраструктура товарного рынка // Экономика. 1997. - № 10.
47. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. -М., 1996
48. Касьянов А.А. Экономическая программа возрождения России. — М., 2003 г.
49. Караваева И.В. Социальная
стабильность как фактор
50. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978;
51. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство: Пер. с англ. / И.М. Кирцнер. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 239 с.
52. Киселева Т. Исследование
социально-экономических и
53. Кистанов В.В., Копылов
Н.В. Региональная экономика
54. Ковалева Г.Д. Приграничная торговля Сибири// ЭКО, №3,2000
55. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997-2000 годы "Структурная перестройка и экономический рост"// Вопросы экономики. №1, 1997
56. Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира. — Спб: Изд-во Михайлова В.А., 2000, С.20
57. Корецкая JI.K. Развитие рынка
потребительских товаров
58. Корольчук А.К. Мировая экономика. Экоперспектива, 2003. С.34
59. Котлер Ф. Управление маркетингом: анализ, планирование и контроль. М.: Прогресс. -1990
60. Куимов В.В. Научно-
61. Куликов JI. М. Основы экономических знаний. М. 2007., с. 128
62. Кураков Л.П и др. Экономика
и государство. Чебоксары: изд-
63. Курс экономики / Под ред. Б. А. Райзберга. М., 2006 г., с. 130.
64. Курс экономической теории: Учебник 4-е перераб. и доп. издание./ Под общей редакцией ЧепуринаМН., Киселевой Е.А. - Киров: "АСА", 2001 г. - С. 468^78.
65. Кучин Б.Л., Якушева Е.В,
Управление развитием
66. Лавров А. Анализ тенденций развития регионов России в 1992-1995 годах// Вопросы экономики, № 6,1996.
67. Лексин В.Н., Швецов А.Н.
Новые проблемы российских
68. Лившиц А. Введение в рыночную экономику. М.: Квадрат, 1991
69. Лившиц А. Государство в рыночной экономике// Российский экономический журнал, 1993, №1
70. Локшин Р. Рынок
71. Магомедов ШМ. Экономико-организационные
основы развития
72. Магомедов ИГ., Петросян
Д., Шульга В. Государственное
регулирование рыночной
73. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. В 2 т. М., 2003., с. 432
74. Малышков В.И. Потребительский
рынок: вчера, сегодня и
75. Маневич В. О закономерностях становления рынка.// Вопросы экономики №3,2003 г.
76. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996
77. Методические рекомендации по анализу и прогнозированию товарных рынков. М.: «Издательский Дом «Новый ВЕК»», Институт микроэкономики, 2001.
78. Мищенко А. Эффективность
товарного обращения и
79. Муханова Е. Теоретические основы и пути формирования рыночной инфраструктуры. М.: ИЭ РАН, 1994.