Потребительский рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:47, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Движение России по пути экономического развития, углубление рыночных отношений, укрепление народного хозяйства регионов предполагают качественные изменения и новые подходы к формированию и развитию как производственной, так и непроизводственной сферы. В этой связи со всей остротой проявляется необходимость создания эффективно действующей рыночной инфраструктуры, отвечающей закономерностям и требованиям современной рыночной экономики, специфике тех или иных видов рынка и особенностям конкретных регионов. Только на такой основе возможно закрепление положительных тенденций в их экономическом развитии, что неоднократно доказано в лучших примерах мировой и отечественной экономики.

Содержание

Глава 1 Теоретические основы формирования и развития инфраструктуры потребительского рынка
1.1 Структурно-функциональная характеристика регионального потребительского рынка.
1.2 Формирование инфраструктуры потребительского рынка.
Глава 2 Состояние потребительского рынка и его инфраструктурных составляющих в Республике Дагестан.
2.1. Характеристика потребительского рынка на мезоуровне (ЮФО) и в целом по Республике Дагестан.
2.2. Модель динамики оборота розничной торговли в Дагестане.
2.3. Модель влияния различных факторов на функционирование регионального потребительского рынка.
Глава 3 Механизм развития инфраструктуры потребительского рынка региона.
3.1.Основные направления развития основных элементов инфраструктуры регионального потребительского рынка в условиях экономического роста.
3.2.Механизм развития инфраструктуры регионального потребительского рынка.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 34.99 Кб (Скачать)

Иными словами, инфраструктура является средством осуществления  функций рынка посредством ее взаимосвязанных институтов и подструктур.

Проведенный анализ наиболее часто встречающихся определений  инфраструктуры потребительского рынка  свидетельствует о различном  толковании её сущности. Соглашаясь с  мнениями рядя исследователей и вычленив из имеющихся определений все  наиболее существенное, обобщив их и сведя к некоторым общим  признакам, нами выработано такое понимание  инфраструктуры регионального потребительского рынка, которое с достаточной  полнотой отвечает целям настоящего исследования.

Инфраструктура регионального  потребительского рынка - это действенная  система разноплановых равноправных элементов, представляющая собой строение потребительского рынка и от успешного  функционирования которой зависит  бесперебойная деятельность участников потребительского рынка.

В соответствии с нашим  подходом, инфраструктурную систему  потребительского рынка можно представить  в виде следующей блоков'.

•материально-технический;

• организационный

• финансово-расчетный

• блок контролирующих организаций

• информационно-консультационный;

•правовой;

•транспортный блок

•топливно-энергетический блок

Каждый из этих блоков состоит  из системы взаимосвязанных элементов, описанных в диссертации.

Изучение оборота розничной  торговли в настоящем исследовании занимает центральное место, так  как среди всех элементов инфраструктуры регионального потребительского рынка, именно розничная торговля занимает преобладающее место. Это, во-первых, связано с тем, что на векторе  изменения оборота розничной  торговли и его интенсивности  отражаются любые колебания и  диспропорции рынка, во вторых, тенденции  изменения оборота розничной  торговли относятся к важнейшим  оценкам состояния и развития регионального потребительского рынка, в третьих, выступает одним из важнейших составляющих уровня жизни  населения, так как оборот розничной  торговли характеризует товарную массу, перешедшую в сферу личного потребления, а его размер в расчете на душу населения отражает тенденцию изменений  уровня индивидуального потребления  продовольственных и непродовольственных  товаров и услуг.

В инфраструктуре потребительского рынка Республики Дагестан розничная  торговля играет важную роль. Розничная  торговля замыкает деятельность всех отраслей экономики региона, является ведущим звеном системы потребительского рынка.

Анализ состояния и  развития потребительского рынка Республики Дагестан свидетельствует о том, что укрепились тенденции к устойчивому  росту экономического потенциала и  улучшению благосостояния его населения. Динамизм объемов и структуры  реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер. Следует отметить, что  оборот розничной торговли по Республике Дагестан в отличие от других регионов Южного федерального округа и в целом  по Российской Федерации имеет устойчивые показатели развития потребительского рынка в сопоставимых ценах. Положительные  тенденции прослеживаются и в  формировании оборота розничной  торговли его макроструктуры, о чем  свидетельствует повышение доли реализации непродовольственных товаров  и укрепление позиций организованного  рынка. Данное обстоятельство можно  расценить как свидетельство  повышения покупательной способности  и роста уровня жизни населения  республики.

Зная о том, что оборот розничной торговли не может расти  бесконечно, мы построили модель оборота  розничной торговли в Республике Дагестан. Построенная с помощью  логистической кривой, данная модель позволила нам с некоторой  определенностью утверждать, что  верхним пределом насыщения розничного рынка Дагестана на душу населения  является величина к = 45,85 тыс. руб.

На основе анализа взаимосвязи  показателей влияющих на величину оборота  розничной торговли в Республике Дагестан, была построена матрица  парных коэффициентов корреляции, с  помощью которой, мы определили, что  с оборотом розничной торговли больше всего коррелирует показатель финансового  результата в экономике, г=0.883, затем - краткосрочные кредиты, 1=0.812 и, наконец, численность занятых в экономике, г=0.8.

Исследование теоретических  и методологических основ функционирования регионального потребительского рынка, проведение анализа оценки состояния  и развития инфраструктуры регионального  потребительского рынка на основе системного, корреляционно-регрессионного методов  и других современных аналитических  методов позволили составить  целостную картину процессов, происходящих на потребительском рынке, определить присущие ему тенденции, оценить  оборот розничной торговли, возможные  резервы роста. Принимая во внимание все вышесказанное, нами были разработаны, основные направления совершенствования  инфраструктуры потребительского рынка  Республики Дагестан, которые изложены в нашем диссертационном исследовании.

Также были разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности управляющих компаний, как одного из компонентов механизма развития инфраструктуры регионального потребительского рынка, на основе которой было предложена базовая модель управления инфраструктурой  регионального потребительского рынка.

Реализация основных направлений  совершенствования инфраструктуры регионального потребительского рынка, обеспечит эффективное сбалансированное развитие инфраструктуры регионального  потребительского рынка с учетом экономических, финансовых, природно-климатических, демографических и географических условий, адекватных новым экономическим  изменениям, происходящим, как в  Российской Федерации, так и в  Республике Дагестан.

Список литературы:

1. Закон Республики Дагестан  «Об организации розничных рынков  в Республике Дагестан» от 24.05.2007г.

2. Федеральный закон №271-ФЗ  «О розничных рынках и о  внесении изменений в трудовой  кодекс РФ»;

3. Постановление администрации  города Красноярска от 25 сентября 2006 г. N 793 «О концепции развития  потребительского рынка города  Красноярска на 2006-20 Югоды»

4. Федеральный Закон «О  качестве и безопасности пищевых  продуктов» №29-ФЗ от 02.01.2000 г.;

5. Федеральный Закон «О  принципах и порядке разграничения  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ» №119-ФЗ  от 24.06.1999 г.;

6. Постановление Правительства  РФ "О мерах по стабилизации  потребительского рынка Российской  Федерации" от 12.10.1998 №1190

7. Комплексная программа  развития инфраструктуры товарных  рынков Российской Федерации  на 1998-2005 годы (Постановление Правительства  РФ от 15.06.1998. №593)1. Дцоеертацио! н  ые работы.

8. Абалкин JI. Роль государства  в становлении и регулировании  рыночной экономики//Вопросы экономики.  № 6,1997 '

9. Малышков В. И. Стратегия  развития потребительского рынка  в условиях реформирования экономики.  Дис., д.э.н., М., 1998

10. Погодина Т. В. Потребительский  рынок и его структура. Дис., к.э.н., Чебоксары, 199512Ростанец В.  Г. Регулирование развития отраслей  потребительского рынка региона  в условиях переходной экономики.  Дис., д.э.н., М., 2000г.

11. Саталкина Е. В. Формирование  инфраструктуры локального рынка  продовольственных товаров. Дис., к.э.н., Оренбург, 2003.

12. Факеров X. Н. Формирование  и развитие рынка потребительских  товаров в условиях переходной  экономики. Дис., к.э.н., Новосибирск, 2004.

13. Монографии и журнальные  статьи

14. Авдашева С., Розанова  Н. Подходы к классификации  рыночных структур в экономике  России // Вопросы экономики. 2007. №  6.

15. Авдашева С.Б., Розанова  Н.М. Теория организации отраслевых  рынков: Учебник / Ин-т "Открытое  о-во". М.: Магистр, 1998. - 311 с

16. Андрианов В. Государственное  регулирование и механизмы саморегулирования  в рыночной экономике // Вопросы  экономики. №9, 1996

17. Афанасьева К.Е., Ширяев  В.И. Идентификация состояния  и прогнозирование регионального  рынка.// Проблемы управления, 2007, №3.

18. Беляевский И.К. Маркетинговое  исследование: информация, анализ, прогноз.-М.: Финансы и статистика, 2001

19. Блауг М. Экономическая  мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994.

20. Бобков В. Анализ социально-экономической  дифференциации // Экономист, 2003. №7.-с. 10-20.

21. Божук С. Г. Маркетинг:  Учебник для вузов / С. Г.  Божук, JI.H. Ковалик. М.; ЮНИТИ, 2002.-106с.

22. Боржов АБ. Большой экономический  словарь.—М: Книжный мир, 2002.

23. Бунич П.Г. Проблемы  стабилизации рыночной экономики  в СССР. М.: Знание, 1991

24. Бутов И, Игнатов В.Г.  Основы региональной экономики.  Москва, Ростов н/Д: издательский  центр «МарТ», 2001 -448 с.

25. Валовой ДБ. Рыночная  экономика. Возникновение, эволюция  и сущность. М.: ИНФРА-М, 1997

26. Введение в рыночную  экономику /Под ред. Лившица  А. Я. М, 2004., с.213

27. Вестник СевКавГТУ, Серия  «Экономика», №1 (12), 2004

28. Видяпин В .И., Журавлева  Г.П. и др. Общая экономическая  теория (политэкономия). Учебник. М.: 1995

29. Власов В.В. Япония: производственная  инфраструктура. М.: Наука,1991, гл.1.

30. Гайдар Е.Т. Экономика  переходного периода Очерки экономической  политики по-сжоммунистическойРоссии  1991-1997. М.: ИЭППП, 1998

31. Гайдар Е.Т. Аномалии  экономического роста. М.: Евразия, 1997

32. Гершафт М. Система  рынков и рыночное взаимодействие //Российский экономический журнал. 2002. № 6.

33. Гладких Ю. Н. Регионоведение / Ю. Н. Гладких. М.: Гардарики, 2000. -382с.

34. Глазьев С. Ю. Политика  экономического роста и интересы  России. В кн. "Пути стабилизации  экономики России". М.: 1999

35. Горохия М. Деньги  и рынок //Вопросы экономики. 2004. № 6.

36. Государственное регулирование  экономики. -ННовшрод: изд-во Волго-Вятской  акад.шсслужбы,1998

37. Государственное регулирование  рыночной экономики: Учебник для  вузов / Под общ. Ред. Кушлина  В.И, Волгина НА. М.: ОАО НПО «Экономика», 2000.

38. Гутман Г. В. «Управление  региональной экономикой». М., 2002г.

39. Демченко JL И. Исследование  рынка потребительских товаров/  Л. И. Демченко .Оренбург: Агентство  « Пресса», 2000. -51с.

40. Добрынин АИ, Журавлева  Г.П. Общая экономическая теория. Учебное пособие -СПб.: Питер, 2002 г. (Серия "Краткий курс"). С. 256-270.

41. Довгань ВВ. Франчайзинг:  путь к расширению бизнеса  -Тольятти: Дока-Пресс, 1994

42. Дулыциков Ю.С. Региональная  политика и управление. М.: Изд-во  РАГС, 2001.- 257 с.

43. Загорулько М.М., Белоусов  В.М. и др. Основы экономической  теории и практика рыночных  реформ в России. М.: 1997

44. Зайналов М. И. Формирование  и функционирование продовольственного  рынка: региональный аспект. -М.: Наука, 1993, с. 11-14.

45. Ибрагимов JI.A. Инфраструктура  товарного рынка. — М.: «Издательство  ПРИОР», 2001.-256с с.10.

46. Инфраструктура товарного  рынка // Экономика. 1997. - № 10.

47. Изард У. Методы регионального  анализа: введение в науку о  регионах. -М., 1996

48. Касьянов А.А. Экономическая  программа возрождения России. —  М., 2003 г.

49. Караваева И.В. Социальная  стабильность как фактор экономического  роста и финансовые механизмы  ее реализации//Финансы, 2002. №8. - с.61-65.

50. Кейнс Дж. М. Общая  теория занятости, процента и  денег. М., 1978;

51. Кирцнер И.М. Конкуренция  и предпринимательство: Пер. с  англ. / И.М. Кирцнер. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 239 с.

52. Киселева Т. Исследование  социально-экономических и политических  процессов. Практикум. Питер. М.:2006.

53. Кистанов В.В., Копылов  Н.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2002.

54. Ковалева Г.Д. Приграничная  торговля Сибири// ЭКО, №3,2000

55. Концепция среднесрочной  программы Правительства РФ на 1997-2000 годы "Структурная перестройка  и экономический рост"// Вопросы  экономики. №1, 1997

56. Комаров М.П. Инфраструктура  регионов мира. — Спб: Изд-во  Михайлова В.А., 2000, С.20

57. Корецкая JI.K. Развитие рынка  потребительских товаров региона.  Чи-та:ЗИП СибУПК, 2000

58. Корольчук А.К. Мировая  экономика. Экоперспектива, 2003. С.34

59. Котлер Ф. Управление  маркетингом: анализ, планирование  и контроль. М.: Прогресс. -1990

60. Куимов В.В. Научно-методические  основы формирования и развития  потребительского комплекса в  условиях создания рыночной экономики.  Новосибирск, 1999

61. Куликов JI. М. Основы  экономических знаний. М. 2007., с. 128

62. Кураков Л.П и др. Экономика  и государство. Чебоксары: изд-во  Чувашского ун-та, 1998

63. Курс экономики / Под  ред. Б. А. Райзберга. М., 2006 г., с. 130.

64. Курс экономической  теории: Учебник 4-е перераб. и  доп. издание./ Под общей редакцией  ЧепуринаМН., Киселевой Е.А. - Киров: "АСА", 2001 г. - С. 468^78.

65. Кучин Б.Л., Якушева Е.В,  Управление развитием экономических  систем: технический прогресс, устойчивость.- М.: Экономика, 1990.

66. Лавров А. Анализ тенденций  развития регионов России в  1992-1995 годах// Вопросы экономики,  № 6,1996.

67. Лексин В.Н., Швецов А.Н.  Новые проблемы российских городов.  М.:УРСС, 1999

68. Лившиц А. Введение  в рыночную экономику. М.: Квадрат, 1991

69. Лившиц А. Государство  в рыночной экономике// Российский  экономический журнал, 1993, №1

70. Локшин Р. Рынок потребительских  товаров России // Экономист, 1993. —  №4.-С. 23-33.

71. Магомедов ШМ. Экономико-организационные  основы развития предпринимательства  в России. М.: Прометей, 1993

72. Магомедов ИГ., Петросян  Д., Шульга В. Государственное  регулирование рыночной экономики// Экономист, № 8,1999

73. Макконелл К. Р., Брю  С. Л. Экономикс. В 2 т. М., 2003., с. 432

74. Малышков В.И. Потребительский  рынок: вчера, сегодня и ближнее  завтра. М:, 1997

75. Маневич В. О закономерностях  становления рынка.// Вопросы экономики  №3,2003 г.

76. Маркова В.Д. Маркетинг  услуг. М.: Финансы и статистика, 1996

77. Методические рекомендации  по анализу и прогнозированию  товарных рынков. М.: «Издательский  Дом «Новый ВЕК»», Институт  микроэкономики, 2001.

78. Мищенко А. Эффективность  товарного обращения и трансакционные  издерж-ки//Экономисг. № 9.2000.

79. Муханова Е. Теоретические  основы и пути формирования  рыночной инфраструктуры. М.: ИЭ РАН, 1994.

Информация о работе Потребительский рынок