Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:07, контрольная работа
Кривая производственных возможностей: пояснить понятие, графическое изображение и методологическое значение
Потребность как экономическая категория.
Перечислить и охарактеризовать виды потребностей.
Сформулировать закон
Потребности— это нужды людей, выражающиеся в благах, товарах, услугах, требующихся для жизнедеятельности и развития.
Неудовлетворенные потребности являются для человека побудительным мотивом, стимулом к трудовой деятельности по созданию или приобретению недостающих ему благ.
Степень удовлетворения потребностей людей зависит от уровня развития сферы: материального производства и непроизводственной. В первой создаются материальные ценности — товары, а во второй — духовные ценности и услуги.
Потребности
людей безграничны, хотя возможность
удовлетворения потребности отдельного
человека в конкретном благе вполне
реальна. Человеческие потребности
непрерывно растут количественно и
качественно (закон возвышения потребностей),
т.к. включают в себя не только индивидуальные
нужды, но и потребности социальных
групп, трудовых коллективов работников,
населения и, наконец, государства
в целом. При этом производство не
только удовлетворяет растущие потребности
населения, но на основе развития науки
и техники предлагает новые, ранее
не известные виды материальных благ,
которые посредством широкой
рекламы и маркетинговой
Классификации потребностей
Потребности людей классифицируют по различным признакам .
По происхождению потребности бывают естественными и культурными.
В естественных потребностях выражается зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. Каждый человек испытывает естественные потребности в пище, питье, общении с противоположным полом, защите от холода, жары и т. д. Если какая-либо из этих потребностей не будет удовлетворена в течение определенного времени, человек может погибнуть.
Культурные потребности отражают зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры, их корни находятся в истоках человеческой истории. Например, вилка и ложка, палочки для еды) либо необходимы для культурного и трудового общения с другими людьми, общественной жизни человека.
По природе различают потребности первичные и вторичные.
Первичные потребности являются физиологическими и, как правило, врожденными (например, потребности в пище, воде, воздухе, сне).
Вторичные — психологические (например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, принадлежности кому-либо или чему-либо). Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди приобретают различный опыт, их вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные.
По характеру предмета потребности бывают материальные и духовные.
В материальных потребностях проявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в пище, одежде, жилище, предметах быта и т. д.), в духовных — от продуктов общественного сознания (они выражаются в усвоении духовной культуры). Человек испытывает потребности поделиться с другими мыслями и чувствами, читать газеты, книги и журналы, смотреть кинофильмы и спектакли, слушать музыку и т. д. Следует особо выделить духовную потребность человека в общении.
Духовные и материальные потребности неразрывно связаны.
По степени осознания человеком потребности могут быть осознанными и неосознанными. В первом случае человек знает, чего хочет, и думает над тем, как этого добиться. Во втором случае потребности проявляются как влечения. При этом человек лишь ощущает, чувствует, что ему чего-то недостает, он испытывает беспричинное беспокойство, напряженность, но не представляет, что нужно сделать для снятия напряжения. Усиление потребности увеличивает вероятность ее осознания, понимания того, как ее можно удовлетворить.
По степени важности для человека различают потребности доминирующие и второстепенные. Первые могут подавлять все остальные и в этой связи определять основные направления поведения и деятельности.
По отнесенности потребностей ко внутренней или внешней сфере развития их классифицируют наиндивидуальные, социальные и смешанные (индивидуально-социальные).
Однако в современных условиях наибольшее распространение получила теория американского экономиста А. Маслоу, расположившего потребности в восходящем порядке — от низших (материальных) до высших (духовных).
Несмотря на разнообразие потребности имеют общие свойства:
Суммируя вышесказанное, можно сказать, что человеческие потребности безграничны, а ресурсы, необходимые для их удовлетворения – ограниченны, и люди в любом обществе сталкиваются с одинаковой проблемой- проблемой ограниченности ресурсов.