Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:07, контрольная работа
Кривая производственных возможностей: пояснить понятие, графическое изображение и методологическое значение
Вопрос 24
Конкуренция: понятие, виды. Охарактеризовать «плюсы» и «минусы» конкуренции для участников рынка.
Конкуренция — соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.
С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:
Различают следующие виды конкуренции:
1. чистая, идеальная, совершенная конкуренция, имеющая место на рынке с множеством продавцов и покупателей схожего, взаимозаменяемого товара. На таком рынке ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж.
Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.
Основные черты:
продукции. Доля отдельного производителя очень мала.
безразличен ее конкретный производитель.
Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.
Совершенная конкуренция представляет собой идеальную (абстрактную) модель рынка, которая:
1) позволяет проанализировать динамику и механизмы образования прибыли, цен и определить оптимальный объем производства;
2) является базой для
анализа и сопоставления
ценовая конкуренция — конкуренция, осуществляемая посредством снижения цен. Доля отдельного поставщика очень мала, повышение цены с целью увеличения прибыли приведет к тому, что потребитель просто откажется от более дорогого товара и купит аналогичный товар по стандартной рыночной цене у других поставщиков. Снижение цены не приведет к увеличению объема продажи, т.к. любой объем поставок и без снижения цен данная фирма может продать по стандартной рыночной цене. Кроме того, более низкая цена на стандартный рыночный товар может вызвать недоверие к товару со стороны потребителя.
неценовая конкуренция — конкуренция, осуществляемая посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах.
вся продукция является стандартизованной, продается по одной и той же цене, и, кроме увеличения издержек и потери части прибыли, неценовая конкуренция никакого результата не дает.
2. несовершенная конкуренция — конкуренция, в условиях рынка значительно отличающаяся от идеальных, не соответствующая теоретическим представлениям о чистой конкуренции.
Используемые средства
Потери от несовершенной конкуренции
Входной барьер при вступлении на рынок – это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» данной отрасли. К основным видам входных барьеров относят:
1. Правительство наделяет
фирму исключительными правами
(выдача правительственной
2. Собственность на
3. Авторские права и
патенты. Фирма, чья
4. Эффект масштаба, т.е.
преимущество крупного
5. Вступлению в отрасль
могут препятствовать и
Входные барьеры помогают лучше понять, почему так различна концентрация рынка в различных сферах хозяйственной деятельности, а так же причины отклонения от идеальной модели совершенной конкуренции, где действует множество фирм.
К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек.
К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда производителей, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных приемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические нарушения.