Вопрос 20.
Охарактеризуйте
эластичность предложения по цене,
прикладные значения эластичности.
Эластичность предложения
по цене — степень изменения в
количестве предлагаемых товаров и
услуг в ответ на изменения
в их цене. Процесс возрастания
эластичности предложения в долгосрочном
и краткосрочном периодах раскрывается
через понятия мгновенного, краткосрочного
и долгосрочного равновесия.
Коэффициент эластичности предложения
показывает относительное изменение
объема предложения при изменении
цены на 1 %. Расчёт полностью аналогичен
расчёту коэффициента эластичности
спроса относительно цены, но Q будет
обозначать размер предложения.
Неэластичное предложение
— предложение, для которого процентное
изменение цены больше процентного
изменения объёма предложения. Для
неэластичного предложения коэффициент
эластичности меньше единицы.
Эластичность
предложения зависит от:
- особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);
- временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);
- зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.
- Если Еd >1, то предложение эластичное, оно чутко реагирует на изменение ценовой ситуации, даже незначительное изменение цены приводит к значительному изменению объемов продаж; при падении цены объем продаж значительно уменьшается, а при увеличении цены объем продаж увеличивается. (В)
- Если Еd <1, то предложение неэластично, оно слабо реагирует на изменение ценовой ситуации, даже значительное изменение цены не приводит к существенным изменениям объемов продаж. Производитель не может извлекать выгоду из благоприятной рыночной ситуации, а в случае снижения цены несет убытки. (С)
- Если Еd =1, то предложение единичной эластичности, изменения предложения и цены происходят в одинаковой пропорции, доход и прибыль производителя остаются прежними. (А)
-
Уровень эластичности учитывается:
- при решении вопроса о сфере вложения ресурсов;
- при разработке и проведении ценовой стратегии фирмой и государством. На товары эластичного спроса есть смысл понижать цены, так как это приведет к значительному повышению объемов продаж, и доход производителя возрастет. Снижение цен на товары единичной эластичности целесообразно при необходимости завоевания и расширения рынка сбыта. На товары неэластичного спроса вводится регулирование цен;
- при разработке производственной стратегии фирмы относительно объема выпуска товара. Рост объема производства имеет смысл только на товары эластичного спроса. По другим группам увеличение производства либо потребует поиска новых рынков сбыта, либо приведет к появлению абсолютных излишков товара;
- при выработке и проведении налоговой политики государства. Введение налогов на товары неэластичного спроса приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет. Введение налогов на товары эластичного спроса может привести к уменьшению налоговых поступлений;
- при выработке и реализации инвестиционной политики. Государственные инвестиции имеют смысл только на товары неэластичного спроса.