Кривая производственных возможностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:07, контрольная работа

Описание работы

Кривая производственных возможностей: пояснить понятие, графическое изображение и методологическое значение

Работа содержит 20 файлов

1 Эконом теория.docx

— 15.52 Кб (Открыть, Скачать)

11 альтернативная стоимость.docx

— 15.54 Кб (Открыть, Скачать)

12 КПВ.docx

— 33.33 Кб (Открыть, Скачать)

13,14 рынок.docx

— 23.27 Кб (Открыть, Скачать)

15, 16 Спрос.docx

— 36.67 Кб (Открыть, Скачать)

17 предложение.docx

— 31.96 Кб (Открыть, Скачать)

18 равновесие.docx

— 44.31 Кб (Открыть, Скачать)

19 эластичность спроса.docx

— 66.12 Кб (Открыть, Скачать)

2 методы и функции эт.docx

— 14.68 Кб (Открыть, Скачать)

20 эластичность.docx

— 23.08 Кб (Открыть, Скачать)

21, 22 Полезность.docx

— 29.94 Кб (Открыть, Скачать)

23 кривые безразличия.docx

— 144.93 Кб (Открыть, Скачать)

24 конкуренция.docx

— 172.46 Кб (Открыть, Скачать)

25 монополия.docx

— 21.99 Кб (Скачать)

Вопрос 25

Монополия: понятие, виды монопольных объединений, охарактеризовать «плюсы» и «минусы» монополии

Монополия — это. рыночная структура, которая предполагает, что одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора, так как отсутствует дифференциация продукции, и вынуждены приобретать товары у монополиста. В связи с тем, что проникновение в отрасль других фирм затруднено, фирма представляет собой целую отрасль.

Различают, три типа условий, при которых фирма становится монопольным поставщиком продукции  на рынок: закрытая, естественная, открытая монополия.

Закрытая монополия (Государственная монополия) — монополия, которая защищена от конкуренции юридическими законами, при этом фирма владеет исключительным правом на определенный вид деятельности.

К ним можно причислить такие формы организации монополии:

a) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей;

b) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или в какой-то период;

c) торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Естественная монополия  — монополия, возникающая вследствие объективных причин: фирма владеет  либо уникальной технологией производства продукта и ее средние издержки минимальны, либо уникальными природными ресурсами.

  • Открытая монополия(Чистая монополия) — монополия, возникающая вследствие выхода фирмы на рынок с новой продукцией. Она не обладает никакой специальной защитой от конкуренции. В любой момент на рынке может появиться конкурент. — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

Искусственные монополии. Под  этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения  предприятий, создаваемые ради получения  монополистических выгод. Эти монополии  преднамеренно меняют структуру  рынка:

    • создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
    • ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
    • создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
    • применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);"забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Наиболее простыми монополистическими объединениями являются временные  соглашения между отдельными компаниями, именуемыми пулами, рингами, конвенциями  и т.п. Поскольку соглашения носят  временный характер, то такие монополистические  объединения являются неустойчивыми.

Пул (англ. pool – общий котел) – временное объединение предпринимателей, при котором прибыль поступает в общий фонд, а затем распределяется между участниками соглашения в соответствии с заранее оговоренными условиями.

Ринг (корнер) – (англ. ring, амер. corner) –кратковременное соглашение предпринимателей о скупке товара в целях монополизации рынка при его продаже.

Консорциум - временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба.

Картель - это соглашение между юридически и коммерчески самостоятельными предприятиями, которые договариваются между собой о ценовой политике и дележе рынка. Здесь фирмы (достаточно крупные) вступают в юридическое соглашение с себе подобными. Это соглашение контрактного типа, так как его участники не теряют своей самостоятельности и являются в момент сделки равноправными. Следует заметить, что картельная форма монополистического образования оказалась достаточно живучей. В настоящее время существует немало неформальных картелей в экспортно-импортной сфере и ряд легально действующих картелей. К ним относятся ОПЕК (Организация стран - экспортеров нефти, картельное соглашение между государственными нефтяными компаниями), “Семь сестер” (нефтяной картель семи ведущих западных нефтяных компаний). Картельные соглашения сейчас, как правило, попадают под действие антимонополистических законов, поэтому достаточно часто они заключаются на основе джентльменских соглашений.

Синдикат (лат. sindicatus – поверенный, представитель) – объединение предприятий, производящих однородную продукцию, созданную для ее продажи через единую торговую сеть. Синдикат учреждает торговое товарищество, которое заключает договор о продаже с каждым из его членов. Производительный капитал остается в собственности участников, а произведенной продукцией распоряжается синдикат.

Трест представляет собой объединение компаний не только для совместного сбыта, но и производства каких-то товаров. Входящие в трест компании лишаются не только сбытовой, но и производственной самостоятельности, превращаясь, по существу, в единую компанию.  (“Дженерал Моторз”, “Форд Моторз”, “Стандарт Ойл”, “Дженерал Электрик” и др.).

Концерн - это объединение компаний путем покупки их контрольных пакетов акций какой-то одной компанией, ставшей головной. Вошедшие в концерны компании могут сохранять производственную и сбытовую самостоятельность, но они лишены финансовой самостоятельности.

В концерн обычно входят компании, относящиеся к разным отраслям, но имеющие общие технологические  связи. Поэтому концерн, как правило, является многопрофильным, то есть производящим различные виды товаров, при этом у них есть основной вид продукции, на рынке которого концерн обычно выступает как монополист. Так, нефтеперабатывающий концерн кроме бензина как основного продукта может производить различные масла, оборудование для бензоколонок, технику для бурения нефтяных скважин и т.п.

Конгломерат. Особенность конгломерата заключается в том, что он объединяет предприятия разных отраслей, технологически не связанных друг с другом. Такой принцип объединения называется диверсификационным. Диверсификация представляет собой процесс внедрения какой-то одной, достаточно мощной компании в различные отрасли с целью установления над ними финансового контроля и получения устойчиво высоких доходов.

Конгломерат, как и концерн, создается путем приобретения одной  компанией контрольных пакетов  акций других компаний. Обычно конгломерат  объединяет высоко прибыльные компании либо компании с реальными перспективами  получения высокой прибыли. Если у входящих в конгломерат компаний норма прибыли начинает снижаться, то от такой компании конгломерат  стремится освободиться. Поэтому  по своему составу конгломерат в  отличие от концернов не является постоянным. Но именно это непостоянство  позволяет конгломерату иметь общую  норму прибыли выше средней.

Особый вид монополий - международные монополии.

Существуют две разновидности  международных монополий.

  • Первая - транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международные по сфере своей деятельности. Например: Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна «Нестле» размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию.
  • Вторая разновидность - собственно международные монополии. Особенность международных трестов и концернов - международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер», германо-бельгийский трест фотохимических товаров «Агфа-Геверт». Их число значительно не велико, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д

Плюсы монополии:  

1. возможность максимально  использовать эффект от масштаба  производства, что приводит к  снижению издержек на производство  единицы продукции, 

2. возможность мобилизации  значительных финансовых ресурсов  для поддержания средств производства на должном уровне, 

3. возможность использования  достижений научно-технического  прогресса, 

4. возможность следования  единым стандартам на производимую  продукцию и предоставляемые  услуги, 

5. возможность замены  рыночного механизма, т. е. рыночной  экономической организации, внутрифирменной  иерархией и системой контрактных  отношений, что позволит сократить  потери, связанные с риском и  неопределенностью.

“Минусы монополии”:

1. возможность определять  уровень продажной цены, создавать  искушение переложить издержки  в значительной мере на конечного  потребителя, который не в состоянии  оказывать обратного влияния  на производителя, 

2. возможность блокировать  технический прогресс, 

3. возможность “экономить”  за счет снижения качества  производимой продукции и предоставляемых  услуг, 

4. возможность принимать  форму административного диктата,  подменяющего экономический механизм.


26, 27 Издержки.docx

— 55.27 Кб (Открыть, Скачать)

3 история.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

4 воспроизводство.docx

— 13.25 Кб (Открыть, Скачать)

5 ресурсы и факторы производства.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

6 потребности.docx

— 22.97 Кб (Открыть, Скачать)

7,8,9,10 эконом системы.doc

— 78.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Кривая производственных возможностей