Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:07, контрольная работа
Кривая производственных возможностей: пояснить понятие, графическое изображение и методологическое значение
Вопрос 13, 14
Рынок: дать понятие, привести классификацию рынков
(привести примеры)
Рынок: дать понятие, пояснить признаки, принципы и функции рынка.
Ры́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.
Признаки рынка:
Современный рынок – это рынок покупателя. Это такое состояние рынка, при котором имеет место превышение предложения над спросом. Такое состояние рынка определяет приобретенное положение потребителя. Диаметральной противоположностью является рынок продавца, то есть когда спрос превышает предложение, при этом рынок становится дефицитным.
Во-вторых, современный рынок имеет конкур
Современный рынок представляет собой многосекторное образование. Сектор рынка – это его часть, которая отличается от других частей рынка в соответствии с особенностями предмета деловых отношений. Такими секторами выступают рынки средств производства, предметов потребления, рабочей силы, услуг, информации, продуктов интеллектуального труда, инвестиций (ценных бумаг). Все эти рынки взаимосвязаны, проникают друг в друга. Но в то же время отношения, возникающие в каждом секторе рынка, имеют присущие только ему особенности. На ряду с секторами, выделяют также сегменты рынка – это часть рынка, образованная по критерию потребительского ожидания.
Различные группы потребителей могут одновременно входить в различные сегменты. Основная цель сегментации рынка – определение рыночной ниши, в которой предприниматель может эффективно работать. Сегментация рынка производится по основным принципам и по критериям сегментации, которые включают в себя национальные особенности, религиозные представления, род занятий, уровень образования, географическое и политическое районирование.
Функции рынка:
1 Интегрирующая - состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев посредников и включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности;
2 Регулирующая - предполагает
воздействие рынка на все
3 Стимулирующая - состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе - интенсификации производства, а эффективности функционирования всей экономики;
4 Ценообразующая - это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его полезности;
5 Контролирующая - выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг;
6 Посредническая - обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец - наиболее подходящего покупателя;
7 Информационная - дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и о предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок собирает и обрабатывает огромные объемы информации и выдает обобщенные данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг;
8 Функция реализации
интересов рыночных субъектов
- обеспечивает взаимосвязь
9 Функция экономичности - предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
Принципы рынка:
1 Наличие в экономике
разнообразных форм
2 Обеспечение свободы
хозяйственной деятельности, свобода
выбора партнеров по
3 Формирование механизма
свободного ценообразования,
4 Свободное маневрирование
ресурсами, их наличие,
5 Полнота и доступ
к информации о состоянии
6 Наличие рыночной
инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей,
систем, служб и предприятий,
7 Сохранение значительного
нерыночного сектора экономики
наряду с распространением
8 Последовательная
интеграция национальной
9 Обеспечение со
стороны государство
Классификация рынка |
Типы рынка |
1.по экономическим элементам |
а ) рабочая сила б )рынок основных средств производства в ) рынок товаров и услуг г ) рынок инвестиций д ) информационные услуги |
2.по географическому положению |
а ) местный рынок б ) областной рынок в ) национальный рынок г ) мировой рынок |
3.по степени ограничения конкуренции |
а ) свободный рынок(гос-во не вмешивается в ценообразование) б ) монополистический рынок(один держит власть) в ) олигопалистический(несколько товаропроизводителей держат власть) г ) монополистическая конкуренция (контролируемая гос-ом) |
4.по отраслям |
а ) автомобильный б )компьютерный в )рынок сельскохозяйственных машин |
5.по характеру продаж |
а ) оптовые рынки б )розничные рынки |
6.с точки зрения закона |
а ) легальный б ) теневой |
7. По уровню насышенности |
а) избыточный б) равновесный в) дефицитный |
8. по степени зрелости |
а) неразвитый б)деформированный в) формирующийся г) развитый |
9 по степени влияния продавцов и покупателей на формирование рыночной цены |
а) совершенной конкуренции б) несовершенной конкуренции |
.