Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:07, контрольная работа
Кривая производственных возможностей: пояснить понятие, графическое изображение и методологическое значение
Вопросы 21 и 22
Полезность товара: дать понятие, пояснить объективную и субъективную полезности. Теория «предельной полезности».
Полезность: дать понятие, пояснить понятия «общая полезность», предельная полезность», «закон убывающей предельной полезности».
Полезность — это способность вещи удовлетворять человеческую потребность. Она имеет свойство насыщаться, удовлетворяться по мере потребления, поэтому вместе с полезностью уменьшается и ценность вещи. Полезность может быть как общей, так и предельной.
Общая полезность есть совокупное
удовлетворение, получаемое в результате
потребления определенного
ТU=f(а1,а2,...ап)
где TU— общая полезность; а}, а2, ... ап — потребление единиц блага.
Предельная полезность - это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага (при неизменности потребления других благ).
МU= ÑTU/ÑQ, (2.7)
где МU — предельная полезность; ÑTU — прирост общей полезности;
ÑQ — прирост потребляемого блага.
Если предельная полезность равна нулю, следовательно, данное благо существует в количестве, которое может полностью удовлетворить данную потребность.
Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя.
Первый закон Госсена (закон убывающей предельной полезности):
По мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.
Пример: Допустим, Вам хочется пить. Вы выпиваете первый стакан (с точки зрения предельной полезности Вы уже получили возможный максимум удовольствия), потом второй (общая полезность для Вас растет, потому что Вы все еще утоляете свою жажду, а вот предельная полезность падает, потому что Ваша жажда на самом деле уже не столь сильна). Когда Вам покажется, что пить уже не хотите и, если вы продолжите пить, то каждый последующий стакан вызовет у Вас, скорее, неприятные ощущения, потому что Вы уже насытились водой сполна, то в этот момент Вы достигнете максимума общей полезности, а предельная полезность стакана воды в этот момент будет для Вас равна нулю. Если же Вы и дальше продолжаете пить воду, то в определенный момент Ваши неприятные ощущения станут сильнее приятных, полезность воды станет вредностью, а вода станет антиблагом.
Антиблаго - это продукт или товар, обладающий отрицательной полезностью, то есть полезностью, при которой человек уже насытился продуктом.
Второй закон Госсена: чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине.
Ценность товара на рынке для покупателя — понятие субъективное, так как основано на его личных вкусах и предпочтениях, однако потребительский выбор всегда зависит от следующих факторов:
Чтобы выбрать на рынке товар, покупатель должен измерить его
предельную полезность и сравнить с другими.
Сравнивая полезности различных товаров, потребитель чаще всего прибегает к анализу цены. Таким образом можно сказать что совершая свой выбор в пользу покупки товаров потребитель пользуется взвешенной предельной полезностью. Подобное сравнение называется правилом максимизации предельной полезности и означает оптимальность распределения дохода потребителя в целях наиболее полного удовлетворения его потребностей.
MUвз=MU/P
Причем в идеале MU1/P1=MU2/P2=….=MU3/P3
В процессе развития теории маржинализма возникло два направления — кардиналистов и ординалистов — каждое из которых, по-своему, объясняло этот механизм.
Кардиналисты искали абсолютное выражение шкалы измерения предельной полезности, а ординалисты — относительное.
Кардиналисты ввели в науку единицу полезности — ютиль, которая, по существу, определялась в баллах и была субъективной оценкой предпочтений. Соотношение предельной полезности, выраженное в ютилях, с рыночной ценой дало более реальное измерение — взвешенную предельную полезность
Ординалисты (один из основателей Паретто) нашли метод соизмерения не отдельных полезностей, а целых групп, наборов полезностей. При выказывании предпочтений к наборам благ люди исходят из здравого смысла, который можно формализовать в виде следующих аксиом потребительского поведения:
1) аксиома полной упорядоченности — позволяет покупателю определиться в порядке предпочтений (если значения наборов товаров одинаково, то покупателю безразлично, какой из них потреблять);
2) аксиома транзитивности — дает возможность соотнести между собой предпочтения: если один набор предпочтительнее другого, а тот, в свою очередь, предпочтительнее третьего, то первый набор обязательно предпочтительнее третьего;
3) аксиома ненасыщения — гласит, что потребитель всегда предпочтет набор с большим количеством благ;
4) аксиома независимости потребителя предполагает, что степень удовлетворения потребностей человека не зависит от потребления других людей.
Перечисленные аксиомы позволяют в математической форме описать действия потребителей как предсказуемые и последовательные.