Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:32, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование издержек производства и обращения а также разработка рекомендаций по их оптимизации на ОПТУП «Витебский хладокомбинат».
Введение
1. Издержки производства–один из главных показателей хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Содержание, виды и показатели, характеризующие издержки производства и обращения
1.2 Классификация и группировка затрат на производство и реализацию продукции
1.3 Проблемы, источники, факторы и способы снижения затрат на производство и реализацию продукции
1.4 Значение анализа и управления затратами на производство и реализацию продукции
2. Анализ затрат на производство и реализацию продукции на ОАО «Витебский хладокомбинат»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Оценка динамики и структуры себестоимости
2.3 Анализ уровня затрат на рубль товарной продукции
2.4 Анализ материальных затрат
2.5 Анализ трудовых затрат
2.6 Анализ прочих затрат
2.7 Анализ косвенных расходов
2.8 Анализ издержек производства по общему объему
3. Направления снижения издержек производства и обращения на ОПТУП «Витебский хладокомбинат»
3.1 Замена поставщиков
3.2 Комбинированное использование сырья
3.3 Осуществление закладки с привлечением банковского кредита
3.4 Анализ конкурентной среды
3.5 Другие направления снижения себестоимости
4. Охрана труда и промышленная экология
4.1 Охрана труда
4.2 Промышленная экология
Заключение
Литература
Рассмотрим, как изменяется структура косвенных затрат в полной себестоимости продукции. Для этого рассмотрим таблицу 2.13.
В 2001 г. по сравнению с 2000 г. косвенные расходы снизились на 20647 тыс. руб. (на 34,071%). Это вызвано уменьшением общепроизводственных расходов (практически в два раза) на 26091 тыс. руб. (на 49,710%) при увеличении общехозяйственных расходов на 5444 тыс. руб. (на 67,094%). В последующих годах наблюдается увеличение косвенных расходов (в 2002 г. по сравнению с 2001 г. – на 15930 тыс. руб. (на 39,871%), в 2003 г. по сравнению с 2002 г. – на 7476 тыс. руб. (на 13,732%)). Это вызвано увеличением общепроизводственных расходов (в 2002 г. по сравнению с 2001 г. – на 12285 тыс. руб. (на 46,543%), в 2003 г. по сравнению с 2002 г. – на 3770 тыс. руб. (на 9,747%)) и общехозяйственных (в 2002 г. по сравнению с 2001 г. – на 3645 тыс.
Таблица 2.13 – Анализ структуры косвенных затрат в полной себестоимости продукции
Показатели | Сумма, тыс. руб. | Абсолютное отклонение, п.п. | Относительное отклонение, % | Удельный вес в себестоимости , % | ||||||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2001 от 2000 | 2002 от 2001 | 2003 от 2002 | 2001 от 2000 | 2002 от 2001 | 2003 от 2002 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Полная себестоимость, руб. | 996769 | 1058170 | 1093719 | 1197116 | 61401 | 35549 | 103397 | 6,160 | 3,360 | 9,453 |
|
|
|
|
В том числе косвенные расходы, тыс. руб., из них: | 60600 | 39953 | 55883 | 63557 | -20647 | 15930 | 7674 | -34,071 | 39,871 | 13,732 | 6,080 | 3,776 | 5,109 | 5,309 |
Общепроизводственные | 52486 | 26395 | 38680 | 42450 | -26091 | 12285 | 3770 | -49,710 | 46,543 | 9,747 | 5,266 | 2,494 | 3,536 | 3,546 |
Общехозяйственные | 8114 | 13558 | 17203 | 21107 | 5444 | 3645 | 3904 | 67,094 | 26,884 | 22,694 | 0,081 | 0,128 | 0,157 | 0,176 |
Таблица 2.14 – Анализ косвенных расходов на рубль товарной продукции
Показатели | Сумма, тыс. руб. | Расходы на рубль товарной продукции, руб. | Отклонение | Темп роста, % | ||||||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2001 от 2000 | 2002 от 2001 | 2003 от 2002 | 2001 от 2000 | 2002 от 2001 | 2003 от 2002 | |
Полная себестоимость, руб. | 996769 | 1058170 | 1093719 | 1197116 | 0,7460 | 0,8100 | 0,8825 | 0,9854 | 0,064 | 0,0725 | 0,1029 | 1,0858 | 1,0895 | 1,1156 |
В том числе косвенные расходы, тыс. руб., из них: | 60600 | 39953 | 55883 | 63557 | 0,0454 | 0,0306 | 0,0451 | 0,0523 | -0,0148 | 0,0145 | 0,0072 | 0,6740 | 1,4739 | 1,1596 |
Общепроизводственные | 52486 | 26395 | 38680 | 42450 | 0,0393 | 0,0202 | 0,0312 | 0,0349 | -0,0191 | 0,011 | 0,0037 | 0,5140 | 1,5446 | 1,1186 |
Общехозяйственные | 8114 | 13558 | 17203 | 21107 | 0,0061 | 0,0104 | 0,0139 | 0,0174 | 0,0043 | 0,0035 | 0,0035 | 1,7049 | 1,3365 | 1,2518 |
Стоимость тов. продукции, тыс. руб. | 1336151 | 1306382 | 1239402 | 1214852 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
руб. (на 26,8843%), в 2003 г. по сравнению с 2002 г. – на 3904 тыс. руб. (на 22,694%)). Скачок общепроизводственных расходов связан с тем, что в 2001 г. была проведена модернизация действующего оборудования, что сказалось на уменьшении суммы затрат на его ремонт в этом году и некоторым увеличением в последующих Так как общепроизводственные расходы занимают наибольший удельный вес в составе косвенных затрат, то снижение их удельного веса привело к снижению удельного веса всей суммы косвенных расходов. Рассмотрим, как изменился уровень косвенных расходов на рубль товарной продукции (Таблица 2.14).
Несмотря на увеличение уровня затрат на рубль товарной продукции в каждом последующем году, уровень косвенных расходов на рубль товарной продукции в 2001 г. по сравнению с 2000 г. снизился на 0,0148 руб. Это произошло за счет уменьшения общепроизводственных расходов на 0,0191 руб. при увеличении общехозяйственные расходов на 0,0043 руб. В последующих годах наблюдается увеличение косвенных расходов на рубль товарной продукции (в 2002 г. по сравнению с 2001 г. – на 0,011 руб., в 2003 г. по сравнению с 2002 г. – на 0,0037 руб.) за счет увеличения общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Хотя косвенные расходы и занимают незначительный удельный вес в сумме затрат на производство, нужен постоянный поиск путей снижения этих непроизводственных затрат.
2.8 Анализ издержек обращения по общему объему
Затраты по продвижению товаров от производителя к потребителю, выраженные в денежной форме, называются издержками обращения. К ним относятся расходы на транспортировку, подработку, упаковку, хранение и реализацию товаров, а также административно-управленческие расходы торговых предприятий. Издержки обращения торговых предприятий измеряются в сумме по их уровню. Уровень издержек обращения представляет отношение их суммы к товарообороту, выраженное в процентах. Он является одним из важнейших качественных показателей оценки хозяйственной деятельности торговых предприятий и показывает, сколько процентов занимают издержки обращения в розничной (продажной) стоимости товаров.
В оптовой торговле издержки обращения включают расходы по транспортировке, хранению, подработке, подсортировке и оптовой реализации товаров. Они обычно изучаются по уровню (в процентах к обороту). Уровень издержек обращения оптового предприятия определяется отношением их суммы к складскому и транзитному товарообороту с участием в расчетах, исчисленному в продажных ценах.
Так как ОПТУТ «Витебский хладокомбинат» является оптовым торговым предприятием и имеет сеть розничных магазинов, рассчитаем издержки обращения в таблице 2.15.
Из таблицы 2.15 мы видим, что валовый товарооборот в действующих ценах с каждым годом увеличивается, что заслуживает положительной оценки (в 2001 г. по сравнению с 2000 г. – на 3495028 тыс. руб. (на 43,132%), в 2002 г. по сравнению с 2001 г. – на 1142707 тыс. руб. (на 9,852%), в 2003 г. по сравнению с 2002 г. – на 2294422 тыс. руб. (на 18,008%)). Это происходит в связи с увеличением в большей степени оптового товарооборота (в 2001 г. по сравнению с 2000 г. – на 3293015 тыс. руб. (на 77,540%), в 2002 г. по сравнению с 2001 г. – на 851892 тыс. руб. (на 11,298%), в 2003 г. по сравнению с 2002 г. – на 1686902 тыс. руб. (на 20,101%)) и увеличением розничного товарооборота (в 2001 г. по сравнению с 2000 г. – на 202013 тыс. руб. (на 5,238%), в 2002 г. по сравнению с 2001 г. – на 290815 тыс. руб. (на 7,166%), в 2003 г. по сравнению с 2002 г. – на 607520 тыс. руб. (на 13,969%)). Увеличение оптового товарооборота вызвано не только увеличением цен на.
Таблица 2.8 - Основные показатели розничного и оптового товарооборота за 2000-2003 гг.
Показатели | Ед. изм. | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | Абсолютное отклонение | Относительное отклонение | ||||
2001 от 2000 | 2002 от 2001 | 2003 от 2002 | 2001 от 2000 | 2002 от 2001 | 2003 от 2002 | ||||||
Валовый товарооборот в действующих ценах | тыс. руб. | 8102987 | 11598015 | 12740722 | 15035144 | 3495028 | 1142707 | 2294422 | 43,132 | 9,852 | 18,008 |
В том числе: |
| ||||||||||
Оптовый товарооборот | тыс. руб. | 4246835 | 7539850 | 8391742 | 10078644 | 3293015 | 851892 | 1686902 | 77,540 | 11,298 | 20,101 |
Розничный товарооборот | тыс. руб. | 3856152 | 4058165 | 4348980 | 4956500 | 202013 | 290815 | 607520 | 5,238 | 7,166 | 13,969 |
Издержки обращения оптовой торговли | тыс. руб. | 645832 | 928170 | 1056351 | 1287683 | 282338 | 128181 | 231332 | 43,716 | 13,810 | 21,899 |
Издержки обращения розничной торговли | тыс. руб. | 508564 | 556675 | 591697 | 664410 | 48111 | 35022 | 72713 | 9,460 | 6,291 | 12,288 |
товары, но и тем, что предприятие привлекает новых покупателей, находящихся не только на территории Витебской области, но и за ее пределами
С ростом валового товарооборота возросли и издержки обращения оптовой торговли (в 2001 г. по сравнению с 2000 г. – на 282338 тыс. руб. (на 43,716%), в 2002 г. по сравнению с 2001 г. – на 128181 тыс. руб. (на 13,810%), в 2003 г. по сравнению с 2002 г. – на 231332 тыс. руб. (на 21,899%)) и издержки обращения розничной торговли (в 2001 г. по сравнению с 2000 г. – на 48111 тыс. руб. (на 9,460%), в 2002 г. по сравнению с 2001 г. – на 35022 тыс. руб. (на 6,291%), в 2003 г. по сравнению с 2002 г. – на 72713 тыс. руб. (на 12,288%)).
Одной из причин увеличение издержек обращения оптовой торговли выступает то, что предприятие начало поставлять товар покупателям без включения транспортных расходов.
3. Направления снижения издержек производства и обращения на ОПТУП «Витебский хладокомбинат»
3.1 Замена поставщиков
На предприятии ОПТУП «Витебский хладокомбинат» в течение 2000 – 2003 гг. произошло падение рентабельности, платежеспособности, объемов выпуска и реализации продукции. Поэтому необходимо разрабатывать меры по улучшению его финансового состояния. Частично этого можно достичь путем поиска способов снижения себестоимости, так как снижение себестоимости повлечет за собой увеличение прибыли от реализации, а, следовательно, появится больше оборотных средств, что позволит меньше брать кредиты и увеличить выпуск продукции. На основе анализа элементов, составляющих себестоимость продукции, мы разработали рекомендации и мероприятия по снижению себестоимости продукции на ОПТУП «Витебский хладокомбинат».
Особо пристальное внимание предприятию необходимо уделять снижению материалоемкости продукции, так как наибольший удельный вес в себестоимости продукции занимают материальные затраты (60-70%).
В производстве мороженого в структуре материальных затрат в одной тонне готового продукта масло животное занимает 30%, молоко сухое цельное – 20%. Эти составляющие являются наиболее дорогим сырьем, поэтому необходимо искать способы снижения их стоимости в структуре себестоимости мороженого. Это возможно путем поиска поставщиков, имеющих возможность предложить более низкие закупочные цены на масло животное и сухое молоко. Особое внимание при этом необходимо уделить поставщикам из других областей, так как цены на сырье там могут оказаться ниже, чем в пределах Витебской области. Для сравнения рассмотрим экономию от замены масла животного для мороженого пломбир, вырабатываемого на ОАО «Лепельский молочноконсервный комбинат» на масло, вырабатываемое на ГОУП «Лидский молочноконсервный комбинат» (Таблица 3.1); молока сухого цельного, вырабатываемого ОАО «Сенненский завод сухого обезжиренного молока» на аналогичный продукт, вырабатываемый ОАО «Новогрудский маслодельный комбинат» (Таблица 3.2).