Исследование и разработка путей снижения издержек производства и обращения на ОПТУП "Витебский хладокомбинат"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:32, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование издержек производства и обращения а также разработка рекомендаций по их оптимизации на ОПТУП «Витебский хладокомбинат».

Содержание

Введение
1. Издержки производства–один из главных показателей хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Содержание, виды и показатели, характеризующие издержки производства и обращения
1.2 Классификация и группировка затрат на производство и реализацию продукции
1.3 Проблемы, источники, факторы и способы снижения затрат на производство и реализацию продукции
1.4 Значение анализа и управления затратами на производство и реализацию продукции
2. Анализ затрат на производство и реализацию продукции на ОАО «Витебский хладокомбинат»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Оценка динамики и структуры себестоимости
2.3 Анализ уровня затрат на рубль товарной продукции
2.4 Анализ материальных затрат
2.5 Анализ трудовых затрат
2.6 Анализ прочих затрат
2.7 Анализ косвенных расходов
2.8 Анализ издержек производства по общему объему
3. Направления снижения издержек производства и обращения на ОПТУП «Витебский хладокомбинат»
3.1 Замена поставщиков
3.2 Комбинированное использование сырья
3.3 Осуществление закладки с привлечением банковского кредита
3.4 Анализ конкурентной среды
3.5 Другие направления снижения себестоимости
4. Охрана труда и промышленная экология
4.1 Охрана труда
4.2 Промышленная экология
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

прототип диплома по экономике.doc

— 774.50 Кб (Скачать)

В – доля дополнительной заработной платы в её общей сумме, в %;

К1 – количество единиц продукции, производимое с момента нововведений до конца года, в натуральных единицах;

Кв – количество высвобожденных работников, чел.;

Зм – заработная плата высвобожденных работников до конца года, рублях.

- мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства (углубление концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства, совершенствование организационной структуры управления предприятием и др.).

-мероприятия по снижению прочих издержек. Экономия по ним (Эп) в рублях связана, прежде всего, с увеличением объёма производства и определяется по формуле:

 

                                      Эп=Т х Сб х Уп х 100,                                           (1.3)

 

где Т – темп прироста реализации продукции по сравнению с базисным периодом, в %;

Сб – себестоимость продукции в базисном периоде, в рублях;

Уп – доля постоянных расходов в себестоимости, в %.

В среднем увеличение реализации продукции на 1% обеспечивает при прочих равных условиях снижение издержек на единицу продукции на 0,2%.

Комплексная программа по снижению издержек должна иметь чёткий механизм её реализации. Планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержек не решают проблемы в целом.

На зарубежных предприятиях рассматриваются также такие источники снижения себестоимости продукции, как: определение и соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов и серии запускаемой в производство продукции; решение вопроса о том, производить ли самим или закупать у других производителей отдельные компоненты и комплектующие изделия.

На изменение себестоимости продукции оказывают влияние следующие факторы:

а) Технические, то есть внедрение новой техники и технологии;

б) Организационные;

в) Прирост объёма, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

д) Уровень инфляции в плановом периоде;

е) Специфические факторы, зависящие от особенностей производства.

Для определения величины изменения себестоимости продукции под влиянием вышеупомянутых факторов используются следующие формулы:

- Изменение величины себестоимости продукции от изменения производительности продукции (∆Cпт) в процентах:

 

                             ∆Спт=(1-Iзп/Iпт) х Wзп х 100,                                       (1.4)

 

где Iзп – индекс заработной платы;

Iпт – индекс производительности труда;

Wзп – доля заработной платы с отчислениями в себестоимости продукции, в %.

- Изменение величины себестоимости продукции от изменения объёма производства (∆Cv) в процентах:

 

                                  ∆Сv=(1-Iуп/Iv) х W х 100,                                         (1.5)

 

где Iуп – индекс условно-постоянных расходов;

Iv – индекс объёма производства;

Wуп – доля условно-постоянных расходов в себестоимости, в %.

- Изменение величины себестоимости продукции от изменения норм и цен на материальные ресурсы (∆Cн.ц.) в процентах:

 

                                 ∆Сн.ц.=(1-Iн х Iц) х Wм х 100,                                  (1.6)

 

где Iн – индекс норм на материальные ресурсы;

Iц – индекс цен на материальные ресурсы;

Wм – доля материальных ресурсов в себестоимости продукции, в %.

Общая величина изменения себестоимости продукции (∆Cобщ) в процентах составит:

 

                               ∆Cобщ=∆Cпт+ ∆Cv+ ∆Cн.ц.                                        (1.7)

 

Официально принятым при планировании и учёте себестоимости продукции является агрегатный метод определения изменения себестоимости продукции. Согласно ему, изменение себестоимости, выраженное в процентах по отдельному виду продукции, производится по формуле:

 

                                    Sизм=Sпл/Sбаз х 100-100%,                                    (1.8)

 

где Sизм – размер изменения себестоимости за рассматриваемый период, %;

Sпл и Sбаз – планируемая и базовая себестоимость.

Также можно рассчитать изменение себестоимости продукции на 1 рубль товарной продукции:

 

                          Sизм.р.т=Sр.т.пл./Sр.т.баз. х 100-100%,                           (1.9)

 

где Sизм.р.т. – изменение себестоимости продукции за счёт изменения затрат на 1 рубль товарной продукции;

Sр.т.пл., Sр.т.баз. – размер затрат на 1 рубль товарной продукции в оптовых ценах в планируемом и базисном периоде.

Какими же способами можно снизить себестоимость продукции? Можно попытаться сделать это путём, ставшим для нас традиционным. Это усиление контроля государства за работой предприятий. Активизация работы по совершенствованию состава затрат и их нормированию, установление заданий по себестоимости продукции.

В условиях перехода к рыночной экономике в течение некоторого непродолжительного времени, может быть, это и необходимо. Тем более, что подавляющее большинство предприятий у нас – государственные. А государство, наделившее их основными и оборотными средствами, обеспечившее квалифицированными кадрами, может и должно проконтролировать, насколько рационально они используют предоставленные им материальные ресурсы и фонды. Однако, человечество за многовековую историю своего развития лучшего инструмента, чем конкуренция, стимулирующая повышение эффективности производства, снижение себестоимости продукции, заставляющая контролировать издержки производства и управлять ими, не придумало. Но конкуренция невозможна без рыночной среды, без действия закона стоимости, а в нашей стране предпринимаются настойчивые попытки ограничить его действие.

В странах с рыночной экономикой нет централизованного нормативного документа, который предписывал бы предприятиям, какие из своих затрат они могут относить на себестоимость, а какие нет. Там предприятия решают эти вопросы самостоятельно, а конкуренция побуждает их использовать следующие способы снижения себестоимости продукции:

а) Осуществление большого разнообразия поставок продукции с обслуживанием многих сегментов рынка или отрасли;

б) Экономия на масштабах компании, позволяющая выбрать оптимальный размер издержек;

в) Внедрение передовой технологии и получение свободного доступа к источникам сырья;

д) Увеличение инвестиций в современное оборудование при постоянном отслеживании технических новинок;

е) Установление эффективной структуры затрат на производство продукции.

Таким образом, управление затратами и обеспечение их снижения можно достичь не путём регулирования состава затрат на производство и жёсткого их нормирования, а посредством создания условий, при которых предприятия не только станут заинтересованы в снижении издержек производства, но и будут вынуждены это делать.

Данные проблемы ведут к тому, что предприятия большое внимание уделяют себестоимости, её структуре, факторам, влияющим на неё, а, главное, способам её снижения. Поэтому проблема снижения себестоимости продукции особенно актуальна в настоящее время на предприятии, так как это снижение позволит повысить прибыльность и рентабельность продукции, а также повысить её конкурентоспособность.

 

 

 

1.4 Значение анализа и управления затратами на производство и реализацию продукции

 

 

Под управлением себестоимостью понимают действия менеджеров направленные на изменение факторов, влияющих на себестоимость продукции. Такие как структура выпуска продукции, объем производства, распределение и учет затрат, качество и используемое сырье и т.д. Управление себестоимостью связано с осуществлением предприятием функций планирования, контроля и принятия решений.

Значение анализа себестоимости продукции определяется тем, что она представляет собой важнейший качественный показатель, характеризующий экономическую эффективность производства, и что только на основе его всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных трудовых, материальных и финансовых затратах. Анализ себестоимости позволяет выяснить тенденции её изменения за ряд лет, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

В чем заключаются задачи анализа себестоимости? Во-первых, в определении, или оценке, величины затрат по конкретным продуктам, услугам или подразделениям организации. Во-вторых, в управлении стоимостью продукции, на основе получения точных данных о себестоимости продукции и использовании их для принятия решений по таким вопросам, как назначение цены, состав продукции, технология производства. В-третьих, в анализе затрат, исследовании данных о затратах, представлении их в виде информации пригодной для управленческого планирования и контроля, принятия решений краткосрочного и долгосрочного действия.

Анализ себестоимости, со своей стороны, в первую очередь призван обеспечивать необходимой информацией управленческий пер­сонал предприятия, который отвечает за планирование, за проведение контроля по хозяйственным операциям и принятия  разнообразных административных решений.

Анализ себестоимости продукции направлен на выявлеяие возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Анализ себестоимости продукции дает данные необходимые для управленческих целей, определения показателей эффективности, принятия стратегических решений по ценообразованию, состава продукции, технологического процесса, разработки изделий. Именно, руководствуясь анализом, специалисты и менеджеры принимают тактические решения.

Управление себестоимостью и анализ затрат являются составной ча­стью менеджмента, которая оперирует данными о затратах. Затраты есть показатель прошлой или будущей способности распорядиться экономическими ресурсами в интересах достижения определенной цели. Управление себестоимостью и анализ затрат имеют дело с рассчитанными на будущее, или запланированными, затратами равно как и с прошлыми затратами. На каждом предприятии необходимо повысить качество управления и анализа себестоимостью. В условиях обострения конкурентной борьбы побеждают те предприятия, чьи работники обладают более глубокими знаниями основ анализа хозяйственной деятельности, умеют сделать на основе анализа правильные выводы, сформулировать нужные рекомендации для решения кардинальных вопросов развития предприятия.

Процесс управления и анализа делится на следующие основные стадии:

- планирование затрат. Представляет собой определение целей организации и ее подразделений в форме постановки производственных задач и выбора средств для их выполнения. Планы конкретизируются в сметах, включающих показатели в денежном выражении. Например, смета расходов составляется как план ожидаемых затрат. Производственный план и смета затрат на производство продукции показывают планируемые уровни запасов, количество единиц продукции, которую компания намеревается произвести, и стоимость различных видов ресурсов, которые будут затрачены на выполнение производственных планов. Кроме того, в любой смете заложена возможность осуществления контроля путем сравнения фактических затрат с запланированными, определения отклонений и их анализ.

- контроль затрат. Этим процессом устанавливаются исходные стандарты (например, нормативные затраты и запасы), на основе которых можно определить показатели эффективности. Затем выявляются различия между плановыми и фактическими показателями, что позволяет определить неблагоприятные тенденции. Контроль затрат помогает установить причины отклонения от плана и внести соответствующие коррективы. Например, в отчете о затратах на производство продукции (работ, услуг), направленном руководителю производственного подразделения, указывается, что стоимость производства единицы продукции оказалась значительно выше, чем должна быть по нормативным показателям. В результате обследования может выясниться, что превышение произошло из-за неэффективного использования рабочей силы, сверхнормативного брака, эксплуатации неисправного оборудования или нарушения технологии производства.

- управление стоимостью для принятия решений. На этой стадии происходят оценка точных и значимых данных о затратах и анализ этой информации для принятия решений. Процесс принятия решений, который также можно назвать процессом разрешения проблем, по большому счету есть процесс выбора между альтернативными действиями. Вопросов, которые в этой связи время от времени возникают, много, и все они разные. Стоит ли приступать к производству нового изделия? Следует ли приостановить выпуск продукции или производство каких-то услуг? Надо ли принимать заказ по специальной цене, ниже нормальной продажной цены? Не лучше ли закупить комплектующие части, чем производить их собственными силами? Не следует ли заменить имеющееся оборудование? Надо ли новое оборудование покупать или брать в аренду? Следует ли увеличивать производственные мощности? Система управления стоимостью для того и предназначена, чтобы содействовать руководству в принятии оптимальных решений, касающихся разработки изделия, назначения цены, маркетинга, ассортимента, и способствовать внесению усовершенствований на постоянной основе.

Информация о работе Исследование и разработка путей снижения издержек производства и обращения на ОПТУП "Витебский хладокомбинат"