Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:32, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование издержек производства и обращения а также разработка рекомендаций по их оптимизации на ОПТУП «Витебский хладокомбинат».
Введение
1. Издержки производства–один из главных показателей хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Содержание, виды и показатели, характеризующие издержки производства и обращения
1.2 Классификация и группировка затрат на производство и реализацию продукции
1.3 Проблемы, источники, факторы и способы снижения затрат на производство и реализацию продукции
1.4 Значение анализа и управления затратами на производство и реализацию продукции
2. Анализ затрат на производство и реализацию продукции на ОАО «Витебский хладокомбинат»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Оценка динамики и структуры себестоимости
2.3 Анализ уровня затрат на рубль товарной продукции
2.4 Анализ материальных затрат
2.5 Анализ трудовых затрат
2.6 Анализ прочих затрат
2.7 Анализ косвенных расходов
2.8 Анализ издержек производства по общему объему
3. Направления снижения издержек производства и обращения на ОПТУП «Витебский хладокомбинат»
3.1 Замена поставщиков
3.2 Комбинированное использование сырья
3.3 Осуществление закладки с привлечением банковского кредита
3.4 Анализ конкурентной среды
3.5 Другие направления снижения себестоимости
4. Охрана труда и промышленная экология
4.1 Охрана труда
4.2 Промышленная экология
Заключение
Литература
кредит. Существующая ставка по кредитованию в белорусских рублях составляет 30-40%, в банковских векселях – 12%. Поэтому предприятию выгоднее привлекать кредит банковскими векселями по предъявлению не ранее, чем через 6 месяцев.
Спланируем необходимо количество ресурсов для осуществления закладки и экономию, вследствие ежемесячного увеличения цен (примерно на 1,8%) на сырье, имея информацию о цене масла животного и молока сухого цельного за килограмм (Таблица 3.5).
За 2002-2003 г.г. ОПТУТ «Витебский хладокомбинат» использует в 4 и 1 кварталах примерно 40 тонн масла животного и 20 тонн молока сухого цельного. Стоимость всего объема закладки масла животного на момент ее осуществления составляет:
5513 х 40 = 220520 тыс. руб.
С учетом ежемесячного подорожания сырья расход средств на приобретение масла животного по текущим ценам составит 236976,7 тыс. руб., на приобретение молока сухого цельного – 89666,7 тыс. руб. Экономия на весь объем закладки сырья в случае ее осуществления составляет:
(236976,7 + 89666,7) – (220520 + 83440) = 22683,4 тыс. руб.
В таблице 3.6 рассчитаны затраты по процентам за банковский кредит, необходимый для осуществления закладки основного сырья.
Таблица 3.6 – Затраты по процентам за кредит
Сумма кредита, тыс. руб. | Срок кредитования, мес. | Годовая ставка по кредитованию банковским векселем, % | Затраты по процентам за кредит, тыс. руб. |
303960 | 6 | 11 | 16717,8 |
Таким образом, реальная экономия в случае увеличения закупочных цен за минусом затрат по привлечению банковского кредита составила:
(76456,8 + 6227,0) – 16717,8 = 5966,0 тыс. руб.
3.4 Анализ конкурентной среды
Выступая на рынке как производитель мороженого ОПТУП «Витебский хладокомбинат» сталкивается с другими фирмами, выпускающими и продающими аналогичный товар. Конкуренция на рынке мороженого с каждым годом обостряется. Резко увеличивается число производителей, использующих незначительное количество рабочей силы, работающих на небольших площадях за счет чего себестоимость выпускаемой ими продукции снижется. Для того, чтобы привлечь максимальное количество покупателей они используют гибкую ценовую политику, таким образом увеличивая объемы выпуска и продаж. Проанализируем уровень отпускных цен и объема реализации по выпуску сходного (по составляющим) мороженого пломбир на ОПТУТ «Витебский хладокомбинат» и ОАО «Молоко» по месяцам за 2003 год (Таблица 3.7).
Из таблицы 3.7 мы видим, что отпускная цена на мороженое пломбир на ОАО «Молоко» выше, чем на хладокомбинате. Средняя отпускная цена на ОАО «Молоко» составляет – 336 руб., на нашем предприятии – 277 руб. Несмотря на то, что существует разница в цене в пользу хладокомбината, объем реализации больше на ОАО «Молоко». Рассмотрим, как изменяются цены по месяцам. На ОПТУТ «Витебский хладокомбинат» наблюдается увеличение цен по всем месяцам без исключения, на ОАО «Молоко» цены в
Таблица 3.5 – Затраты на закупку сырья
Наименование продукции | Закладка, тонн | Цена тонны на момент закладки, тыс. руб | Стоимость закладки, тыс. руб | Стоимость сырья с ежемесячным увеличением цен, тыс. руб. |
Период использования закладки
| Итого экономия от увеличения цен | |||||||||||||||||
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март | ||||||||||||||||||
Количество сырья для производства, тонн | Цена тонны сырья, тыс. руб. | Экономия от увеличения цен, тыс. руб. | Количество сырья для производства, тонн | Цена тонны сырья, тыс. руб. | Экономия от увеличения цен, тыс. руб. | Количество сырья для производства, тонн | Цена тонны сырья, тыс. руб. | Экономия от увеличения цен, тыс. руб. | Количество сырья для производства, тонн | Цена тонны сырья, тыс. руб. | Экономия от увеличения цен, тыс. руб. | Количество сырья для производства, тонн | Цена тонны сырья, тыс. руб. | Экономия от увеличения цен, тыс. руб. | Количество сырья для производства, тонн | Цена тонны сырья, тыс. руб. | Экономия от увеличения цен, тыс. руб. | ||||||
Масло животное | 40 | 5513,0 | 220520 | 236976,7 | 7 | 5623,3 | 772,1 | 6 | 5733,5 | 1323,1 | 5 | 5843,8 | 1654 | 5 | 5954,1 | 2646,6 | 7 | 6067,3 | 3859,1 | 9 | 6202,1 | 6201,9 | 16456,8 |
Молоко сухое цель ное | 20 | 4172,0 | 83440 | 89666,7 | 3,5 | 4255,4 | 292,1 | 3 | 4338,9 | 500,7 | 2,5 | 4422,3 | 625,8 | 3 | 4505,8 | 1001,4 | 3,5 | 4589,2 | 1460,2 | 4,5 | 4693,5 | 2346,8 | 6227,0 |
Таблица 3.7 – Уровень отпускных цен и объем реализации мороженого за 2003г.
Период | ОАО «Молоко» | ОПТУП «Витебский хладокомбинат» | ||
Отпускная цена, руб. | Объем реализации, тонн | Отпускная цена, руб. | Объем реализации, тонн | |
Январь | 311 | 16,2 | 252 | 12,4 |
Февраль | 311 | 21,1 | 256 | 18,6 |
Март | 315 | 29,7 | 261 | 26,3 |
Апрель | 321 | 36,4 | 266 | 28,5 |
Май | 327 | 42,3 | 270 | 32,2 |
Июнь | 333 | 51,4 | 274 | 43,5 |
Июль | 339 | 58,3 | 279 | 46,8 |
Август | 345 | 46,4 | 283 | 39,1 |
Сентябрь | 351 | 41,1 | 288 | 30,1 |
Октябрь | 357 | 35,6 | 294 | 20,8 |
Ноябрь | 361 | 29,1 | 296 | 12,3 |
Декабрь | 361 | 21,8 | 301 | 10,2 |
зимние и осенние месяцы, когда спрос на мороженое уменьшается, остаются на одном уровне. Это говорит о гибкой ценовой стратегии предприятия. На ОПТУТ «Витебский хладокомбинат» необходимо осуществить комплекс маркетинговых мероприятий по продвижению товара на рынок:
а) проведение рекламной компании с целью увеличения информации о предлагаемом товаре;
б) проведение дегустаций, которые позволят оценить вкусовые качества мороженого;
в) проведение ярмарок-продаж с розыгрышем призов для детей;
д) замена этикетки на более привлекательную и конкурентоспособную;
е) гибкая ценовая стратегия предприятия с использованием системных скидок и др.
Предприятию необходимо применять радикальные меры по уменьшению остатков готовой продукции на складах, наличие которых тормозит производство, а, следовательно, увеличивает затраты предприятия. Снижение цены на остатки готовой продукции на складах предприятия до уровня ее себестоимости, а возможно и ниже, позволит распродать их. Это означает возможное и необходимое увеличение объема производства мороженого, что повлияет на себестоимости единицы продукции в сторону уменьшения.
3.5 Другие направления снижения себестоимости
Для снижения суммы материальных затрат в части топлива и энергии, необходимо проводить мероприятия по энергосбережению, так как цены на энергоресурсы постоянно растут, а это приводит к росту себестоимости продукции. На предприятии необходимо проводить следующие мероприятия:
а) назначение ответственных за соблюдением режима экономии тепловой энергии, холода, электроэнергии, режима освещенности;
б) установка приборов регулирования расхода тепла в зависимости от температуры воздуха, выходных и праздничных дней, ночного времени;
в) реконструкция систем освещения;
д) замена старого холодильного оборудования новым;
е) производство работ по утеплению бытовых, производственных помещений, тепловых сетей;
Для снижения суммы трудовых затрат необходимо проводить следующие мероприятия:
а) определение и поддержание оптимальной численности персонала;
б) повышение уровня квалификации;
в) обеспечение опережающего темпа роста производительности труда по сравнению со средней заработной платой и др.
Также необходимо проводить мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов, что позволит снизить размеры амортизационных отчислений. Этого можно добиться путем внедрения следующих мероприятий:
а) освобождение предприятий от излишних машин и оборудования;
б) сдача имущества предприятия в аренду;
в) улучшение качества обслуживания и ремонт основных средств;
д) обеспечение большей загрузки машин и др.
В связи с уменьшением выпуска мороженого, загруженность площадей для хранения произведенного товара сократилась. Мощности холодильных камер могут быть сданы в аренду либо оказаны услуги по хранению товара сторонним организациям. На сегодняшний день первый вариант извлечения дохода не востребован, так как мощности камеры велики и нет организаций, которые в таких объемах на арендованном оборудовании хранили бы товар. Наиболее выгодным является вариант оказания услуг по хранению сторонним организациям.
Таблица 3.8 – Экономия от внедрения рассчитанных мероприятий
Рекомендации | Экономия, тыс. руб. | |
На тонну | На выпуск | |
Использование масла животного, вырабатываемого на ГОУП «Лидский молочноконсервный комбинат» | 87,3 | 18786,9 |
Использование молока сухого цельного, вырабатываемого на ОАО «Новогрудский маслодельный комбинат» | 70,2 | 15095,7 |
Замена животного масла растительным в: мороженом пломбир мороженом сливочном |
336,7 214,2 |
72424,1 61325,5 |
Осуществление закладки с привлечением банковского кредита | 5966,0 |