Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:32, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование издержек производства и обращения а также разработка рекомендаций по их оптимизации на ОПТУП «Витебский хладокомбинат».
Введение
1. Издержки производства–один из главных показателей хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Содержание, виды и показатели, характеризующие издержки производства и обращения
1.2 Классификация и группировка затрат на производство и реализацию продукции
1.3 Проблемы, источники, факторы и способы снижения затрат на производство и реализацию продукции
1.4 Значение анализа и управления затратами на производство и реализацию продукции
2. Анализ затрат на производство и реализацию продукции на ОАО «Витебский хладокомбинат»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Оценка динамики и структуры себестоимости
2.3 Анализ уровня затрат на рубль товарной продукции
2.4 Анализ материальных затрат
2.5 Анализ трудовых затрат
2.6 Анализ прочих затрат
2.7 Анализ косвенных расходов
2.8 Анализ издержек производства по общему объему
3. Направления снижения издержек производства и обращения на ОПТУП «Витебский хладокомбинат»
3.1 Замена поставщиков
3.2 Комбинированное использование сырья
3.3 Осуществление закладки с привлечением банковского кредита
3.4 Анализ конкурентной среды
3.5 Другие направления снижения себестоимости
4. Охрана труда и промышленная экология
4.1 Охрана труда
4.2 Промышленная экология
Заключение
Литература
Таблица 2.3 - Оценка динамики объема выпуска и себестоимости по месяцам 2000-2003 гг.
Период | Объем выпуска, т | Абсолютное отклонение, тыс. руб. | Относительное отклонение, % | Себестоимость продукции, тыс. руб. | Абсолютное отклонение, тыс. руб. | Относительное отклонение, % | ||||||||||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2001 от 2000 | 2002 от 2001 | 2003 от 2002 | 2001 от 2000 | 2002 от 2001 | 2003 от 2002 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2001 от 2000 | 2002 от 2001 | 2003 от 2002 | 2001 от 2000 | 2002 от 2001 | 2003 от 2002 | |
Январь | 42720 | - | - | - | -42720 | - | - | - | - | - | 30690 | - | - | - | -30690 | - | - | - | - | - |
Февраль | - | - | 9757 | - | - | 9757 | -9757 | - | - | - | - | - | 63164 | - | - | 63164 | -63164 | - | - | - |
Март | 235107 | 62759 | 50001 | 60647 | -172348 | -12758 | 10646 | -73,306 | -20,328 | 21,291 | 90020 | 77503 | 100856 | 121460 | -12517 | 23353 | 20604 | -13,904 | 30,131 | 20,429 |
Апрель | 200304 | 100005 | 49210 | 63422 | -100299 | -50795 | 14212 | -50,073 | -50,792 | 28,880 | 101772 | 105471 | 98218 | 129975 | 3699 | -7253 | 31757 | 3,634 | -6,876 | 32,233 |
Май | 223781 | 118937 | 70004 | 69250 | -104844 | -48933 | -754 | -46,851 | -41,141 | -1,077 | 119652 | 128527 | 119981 | 143157 | 8875 | -8546 | 23176 | 7,417 | -6,649 | 19,316 |
Июнь | 42245 | 73263 | 86454 | 73105 | 31018 | 13191 | -13349 | 73,424 | 18,004 | -15,440 | 69608 | 102206 | 147494 | 147907 | 32598 | 45288 | 413 | 46,830 | 44,310 | 0,280 |
Июль | 106062 | 90026 | 84227 | 62053 | -16036 | -5799 | -22174 | -15,119 | -6,441 | -26,326 | 104457 | 112808 | 143042 | 138746 | 8351 | 30234 | -4296 | 7,994 | 26,801 | 3,003 |
Август | 150008 | 96308 | 78876 | 59320 | -53700 | -17432 | -19556 | -35,798 | -18,100 | -24,793 | 125106 | 125513 | 143512 | 136816 | 407 | 17999 | -6696 | 0,325 | 14,340 | -4,665 |
Сентябрь | 132659 | 90770 | 51990 | 46980 | -41889 | -38780 | -5010 | -31,576 | -42723 | -9,636 | 91299 | 131927 | 113711 | 112077 | 40628 | -18215 | -1634 | 13,063 | -13,806 | -1,436 |
Октябрь | 120352 | 65201 | 25418 | 21818 | -55151 | -39783 | -3600 | -45,825 | -61,015 | -14,163 | 93007 | 105426 | 86877 | 86799 | 12419 | -18549 | -78 | 13,352 | -17,594 | -0,089 |
Ноябрь | 129880 | 51733 | - | 24650 | -78147 | -51733 | 24650 | -60,168 | - | - | 107953 | 85648 | - | 93691 | -22305 | -85648 | 93691 | -20,661 | - | - |
Декабрь | 51639 | 43466 | 23111 | 20105 | -8173 | -20355 | -3006 | -15,827 | -46,829 | -13,006 | 63205 | 83141 | 76863 | 86488 | 19936 | -6278 | 9625 | 31,541 | -7,551 | 12,522 |
За год | 1434757 | 792468 | 529048 | 501350 | -642289 | -263420 | -27698 | -44,766 | -33,240 | -5,235 | 996769 | 1058170 | 1093719 | 1197116 | 61401 | 35549 | 103397 | 6,160 | 3,359 | 9,454 |
что себестоимость условной тонны мороженого возросла по всем месяцам без исключения.
2.3 Анализ уровня затрат на рубль товарной продукции
Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим ее прямую связь с прибылью, является уровень затрат на рубль товарной продукции, который исчисляется путем деления общей суммы затрат
на производство продукции на ее объем. Чем ниже уровень затрат на рубль товарной продукции, тем выше рентабельность произведенной продукции и более прибыльно работает предприятие. Поэтому его анализ позволяет найти факторы, влияющие на величину уровня затрат на рубль товарной продукции, а, следовательно, определить резервы снижения себестоимости продукции и повысить ее рентабельность.
Для оценки динамики уровня затрат на рубль товарной продукции рассмотрим таблицу 2.4.
Рассматривая годовые уровни затрат на рубль товарной продукции, можно заметить тенденцию к увеличению данного показателя (в 2001 г. по сравнению с 2000 г. уровень затрат вырос на 8,58%, в 2002 г. по сравнению с 2001 г. – на 8,94%, в 2003 г. по сравнению с 2002 г. – на 11,66%). Это объясняется тем, что в каждом последующем году по сравнению с предыдущим темп роста фактической себестоимости продукции увеличивался (в 2001 г. по сравнению с 2000 г. – на 6,16%, в 2002 г. по сравнению с 2001 г. – на 3,36%, в 2003 г. по сравнению с 2002 г. – на 9,45%), а темп роста объема товарной продукции в соответствующих периодах имел отрицательное значение (в 2001 г. по сравнению с 2000 г. уменьшился на 2,22%, в 2002 г. по сравнению с 2001 г. – на 5,13%, в 2003 г. по сравнению с 2002 г. – на 1,98%). В 2000 г. ОПТУП «Витебский хладокомбинат» находился на пике своего благополучия. Это
Таблица 2.4 - Анализ динамики уровня затрат на рубль товарной продукции
Показатели | Годы | Темп роста, % | |||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2001 г. к 2000 г. | 2002 г. к 2001 г. | 2003 г. к 2002 г. | |
Объем товарной продукции в действующих оптовых ценах, тыс. руб. | 1336151 | 1306382 | 1239402 | 1214852 | 97,77 | 94,87 | 98,02 |
Фактическая себестоимость, тыс. руб. | 996769 | 1058170 | 1093719 | 1197116 | 106,16 | 103,36 | 109,45 |
Уровень затрат на рубль товарной продукции, руб. | 0,7460 | 0,8100 | 0,8825 | 0,9854 | 108,58 | 108,95 | 111,66 |
связано с большим объемом производства товара, который отправлялся на экспорт в Россию по достаточно высоким ценам, что увеличивало рентабельность производства мороженого. В последующие годы экспортные поставки прекратились и вплоть до сегодняшнего дня не имеют место на комбинате.
Так как на величину годового уровня затрат влияют ежемесячные его показатели, то на основе значений ежемесячных уровней затрат, приведенных в Приложении В, для выявления наиболее явных тенденций изменения значения уровня затрат на рубль товарной продукции построим график, показывающий динамику уровня затрат по месяцам за период 2000-2003 гг.
Кривая уровня затрат на рубль товарной продукции на рисунке 2.2 каждого последующего года находится выше кривой уровня затрат на рубль товарной продукции предыдущего года. Изучая каждую кривую в отдельности, мы замечаем колебания уровня затрат в течение года, что связано с сезонным производством мороженого. Наибольший уровень затрат на рубль товарной продукции, как правило, наблюдается в конце первого – начале второго квартала, т.к. в это время существует дефицит основных видов сырья (сухое молоко, масло сливочное), необходимых для производства мороженого, что значительно сказывается на уровне закупочных цен. Сглаживающим фактором, оказывающим влияние на уровень затрат на рубль товарной продукции в зимние и весенние месяцы могут служить товарные запасы основных видов сырья, созданные предприятием в конце третьего – начале четвертого квартала предыдущего года по более выгодным закупочным ценам. Наименьший уровень затрат на рубль товарной продукции наблюдается в третьем и четвертом кварталах. Кроме периода на величину уровня затрат влияют другие факторы: изменение структуры выпускаемой продукции предприятия, изменение себестоимости отельных видов продукции, изменение цен на мороженое. Рассмотрим, как повлияли данные факторы на изменение себестоимости пяти наименований мороженого, наиболее продаваемых на ОПТУП «Витебский хладокомбинат».
Рис. 2.2 - Динамика уровня затрат по месяцам
Определим, как изменились затраты на рубль товарной продукции в 2003 г. по сравнению с 2002 г.:
Затраты на рубль товарной продукции в 2003 г. по сравнению с 2002 г. возросли на 11,55% или на 0,1021 руб.
Определим влияние изменения физического объема на уровень затрат на рубль товарной продукции:
Затраты на рубль товарной продукции под влиянием физического объема не изменились.
Определим влияние изменения себестоимости единицы продукции на уровень затрат на рубль товарной продукции:
Затраты на рубль товарной продукции под влиянием изменения себестоимости единицы продукции увеличились на 8,93% или на 0,0798 руб.
Определим влияние изменения цены единицы продукции на уровень затрат на рубль продукции:
Затраты на рубль товарной продукции под влиянием изменения цены единицы продукции увеличились на 2,41% или на 0,023 руб. Полученные данные занесем в таблицу 2.5. В результате проведенного анализа установлено, что в 2003 г. затраты на рубль товарной продукции увеличились по сравнению с 2002 г. на 11,55% или на 0,10 руб. Это увеличение произошло под воздействием опережающего темпа роста себестоимости килограмма мороженого (затраты увеличились на 8,93% или на 0,08 руб. в абсолютном выражении) над темпом роста цены – на 2,41% или на 0,02 руб. Если последний фактор не всегда зависит от предприятия, то рост себестоимости единицы продукции говорит о значительных неиспользованных резервах предприятия. Наименьшее влияние на увеличение затрат на рубль товарной продукции
Таблица 2.5 – Факторный анализ уровня затрат на рубль товарной продукции.
Наименование продукции | Ед. изм. | Изменение уровня затрат, в том числе за счет | ||
Изменения себестоимости | Изменения цены | Всего | ||
Мороженое сливочное, вафельный стакан | Коэффициент Руб. | 1,0903 0,0997 | 1,0328 0,0197 | 1,1260 0,1194 |
Мороженое пломбир без наполнителя, вафельный стакан | Коэффициент Руб. | 1,0898 0,0800 | 1,0203 0,0219 | 1,1119 0,1019 |
Мороженое пломбир весовой | Коэффициент Руб. | 1,0555 0,0496 | 1,0527 0,0497 | 1,111 0,0993 |
Мороженое пломбир с наполнителем, вафельный стакан | Коэффициент Руб. | 1,1001 0,0893 | 1,0085 0,0083 | 1,1094 0,0976 |
Мороженое сливочное с наполнителем, вафельный стакан | Коэффициент Руб. | 1,0903 0,0792 | 1,0252 0,0239 | 1,1177 0,1031 |
Всего | Коэффициент Руб. | 1,0893 0,0790 | 1,0241 0,0231 | 1,1155 0,1021 |