Исследование и разработка путей снижения издержек производства и обращения на ОПТУП "Витебский хладокомбинат"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:32, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование издержек производства и обращения а также разработка рекомендаций по их оптимизации на ОПТУП «Витебский хладокомбинат».

Содержание

Введение
1. Издержки производства–один из главных показателей хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Содержание, виды и показатели, характеризующие издержки производства и обращения
1.2 Классификация и группировка затрат на производство и реализацию продукции
1.3 Проблемы, источники, факторы и способы снижения затрат на производство и реализацию продукции
1.4 Значение анализа и управления затратами на производство и реализацию продукции
2. Анализ затрат на производство и реализацию продукции на ОАО «Витебский хладокомбинат»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Оценка динамики и структуры себестоимости
2.3 Анализ уровня затрат на рубль товарной продукции
2.4 Анализ материальных затрат
2.5 Анализ трудовых затрат
2.6 Анализ прочих затрат
2.7 Анализ косвенных расходов
2.8 Анализ издержек производства по общему объему
3. Направления снижения издержек производства и обращения на ОПТУП «Витебский хладокомбинат»
3.1 Замена поставщиков
3.2 Комбинированное использование сырья
3.3 Осуществление закладки с привлечением банковского кредита
3.4 Анализ конкурентной среды
3.5 Другие направления снижения себестоимости
4. Охрана труда и промышленная экология
4.1 Охрана труда
4.2 Промышленная экология
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

прототип диплома по экономике.doc

— 774.50 Кб (Скачать)

 

 



 

 

 

 

Таблица 2.3 - Оценка динамики объема выпуска и себестоимости по месяцам 2000-2003 гг.

Период

Объем выпуска, т

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Относительное отклонение, %

Себестоимость продукции, тыс. руб.

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Относительное отклонение, %

2000

2001

2002

2003

2001 от 2000

2002 от 2001

2003 от 2002

2001 от 2000

2002 от 2001

2003 от 2002

2000

2001

2002

2003

2001 от 2000

2002 от 2001

2003 от 2002

2001 от 2000

2002 от 2001

2003 от 2002

 

Январь

42720

-

-

-

-42720

-

-

-

-

-

30690

-

-

-

-30690

-

-

-

-

-

 

Февраль

-

-

9757

-

-

9757

-9757

-

-

-

-

-

63164

-

-

63164

-63164

-

-

-

 

Март

235107

62759

50001

60647

-172348

-12758

10646

-73,306

-20,328

21,291

90020

77503

100856

121460

-12517

23353

20604

-13,904

30,131

20,429

 

Апрель

200304

100005

49210

63422

-100299

-50795

14212

-50,073

-50,792

28,880

101772

105471

98218

129975

3699

-7253

31757

3,634

-6,876

32,233

 

Май

223781

118937

70004

69250

-104844

-48933

-754

-46,851

-41,141

-1,077

119652

128527

119981

143157

8875

-8546

23176

7,417

-6,649

19,316

 

Июнь

42245

73263

86454

73105

31018

13191

-13349

73,424

18,004

-15,440

69608

102206

147494

147907

32598

45288

413

46,830

44,310

0,280

 

Июль

106062

90026

84227

62053

-16036

-5799

-22174

-15,119

-6,441

-26,326

104457

112808

143042

138746

8351

30234

-4296

7,994

26,801

3,003

 

Август

150008

96308

78876

59320

-53700

-17432

-19556

-35,798

-18,100

-24,793

125106

125513

143512

136816

407

17999

-6696

0,325

14,340

-4,665

 

Сентябрь

132659

90770

51990

46980

-41889

-38780

-5010

-31,576

-42723

-9,636

91299

131927

113711

112077

40628

-18215

-1634

13,063

-13,806

-1,436

 

Октябрь

120352

65201

25418

21818

-55151

-39783

-3600

-45,825

-61,015

-14,163

93007

105426

86877

86799

12419

-18549

-78

13,352

-17,594

-0,089

 

Ноябрь

129880

51733

-

24650

-78147

-51733

24650

-60,168

-

-

107953

85648

-

93691

-22305

-85648

93691

-20,661

-

-

 

Декабрь

51639

43466

23111

20105

-8173

-20355

-3006

-15,827

-46,829

-13,006

63205

83141

76863

86488

19936

-6278

9625

31,541

-7,551

12,522

 

За год

1434757

792468

529048

501350

-642289

-263420

-27698

-44,766

-33,240

-5,235

996769

1058170

1093719

1197116

61401

35549

103397

6,160

3,359

9,454

 



 

что себестоимость условной тонны мороженого возросла по всем месяцам без исключения.

 

 

 

2.3 Анализ уровня затрат на рубль товарной продукции

 

Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим ее прямую связь с прибылью, является уровень затрат на рубль товарной продукции, который исчисляется путем деления общей суммы затрат

на производство продукции на ее объем. Чем ниже уровень затрат на рубль товарной продукции, тем выше рентабельность произведенной продукции и более прибыльно работает предприятие. Поэтому его анализ позволяет найти факторы, влияющие на величину  уровня затрат на рубль товарной продукции, а, следовательно, определить резервы снижения себестоимости  продукции и повысить ее рентабельность.

Для оценки динамики уровня затрат на рубль товарной продукции рассмотрим таблицу 2.4.

Рассматривая годовые уровни затрат на рубль товарной продукции, можно заметить тенденцию к увеличению данного показателя (в 2001 г. по сравнению с 2000 г. уровень затрат вырос на 8,58%, в 2002 г. по сравнению с 2001 г. – на 8,94%, в 2003 г. по сравнению с 2002 г. – на 11,66%). Это объясняется тем, что в каждом последующем году по сравнению с предыдущим темп роста фактической себестоимости продукции увеличивался (в 2001 г. по сравнению с 2000 г. – на 6,16%, в 2002 г. по сравнению с 2001 г. – на 3,36%, в 2003 г. по сравнению с 2002 г. – на 9,45%), а темп роста объема товарной продукции в соответствующих периодах имел отрицательное значение (в 2001 г. по сравнению с 2000 г. уменьшился на 2,22%, в 2002 г. по сравнению с 2001 г. – на 5,13%, в 2003 г. по сравнению с 2002 г. – на 1,98%). В 2000 г. ОПТУП «Витебский хладокомбинат» находился на пике своего благополучия. Это

 



 

 

Таблица 2.4 - Анализ динамики уровня затрат на рубль товарной продукции

Показатели

Годы

Темп роста, %

2000

2001

2002

2003

2001 г. к 2000 г.

2002 г. к 2001 г.

2003 г. к 2002 г.

Объем товарной продукции в действующих оптовых ценах, тыс. руб.

1336151

1306382

1239402

1214852

97,77

94,87

98,02

Фактическая себестоимость, тыс. руб.

996769

1058170

1093719

1197116

106,16

103,36

109,45

Уровень затрат на рубль товарной продукции, руб.

0,7460

0,8100

0,8825

0,9854

108,58

108,95

111,66

 



 

связано с большим объемом производства товара, который отправлялся на экспорт в Россию по достаточно высоким ценам, что увеличивало рентабельность производства мороженого. В последующие годы экспортные поставки прекратились и вплоть до сегодняшнего дня не имеют место на комбинате.

Так как на величину годового уровня  затрат влияют ежемесячные его показатели, то на основе значений ежемесячных уровней затрат, приведенных в Приложении В, для выявления наиболее явных тенденций изменения значения уровня затрат на рубль товарной продукции построим график, показывающий динамику уровня затрат по месяцам за период 2000-2003 гг.

Кривая уровня затрат на рубль товарной продукции на рисунке 2.2 каждого последующего года  находится выше кривой уровня затрат на рубль товарной продукции предыдущего года. Изучая каждую кривую в отдельности, мы замечаем колебания уровня затрат в течение года, что связано с сезонным производством мороженого. Наибольший уровень затрат на рубль товарной продукции, как правило, наблюдается в конце первого – начале второго квартала, т.к. в это время существует дефицит основных видов сырья (сухое молоко, масло сливочное), необходимых для производства мороженого, что значительно сказывается на уровне закупочных цен. Сглаживающим фактором, оказывающим влияние на уровень затрат на рубль товарной продукции в зимние и весенние месяцы могут служить товарные запасы основных видов сырья, созданные предприятием в конце третьего – начале четвертого квартала предыдущего года по более выгодным закупочным ценам. Наименьший уровень затрат на рубль товарной продукции наблюдается в третьем и четвертом кварталах. Кроме периода на величину уровня затрат влияют другие факторы: изменение структуры выпускаемой продукции предприятия, изменение себестоимости  отельных видов продукции, изменение цен на мороженое. Рассмотрим, как повлияли данные факторы на изменение себестоимости пяти наименований мороженого, наиболее продаваемых на ОПТУП «Витебский хладокомбинат».

 

Рис. 2.2 - Динамика уровня затрат по месяцам

 

Определим, как изменились затраты на рубль товарной продукции в 2003 г. по сравнению с 2002 г.:

 

                                              ,                                             (2.1)

 

                                           1,1155.

 

                                               ,                                             (2.2)

 

                                    = 0,1021 (руб.).

 

Затраты на рубль товарной продукции в 2003 г. по сравнению с 2002 г. возросли на 11,55% или на 0,1021 руб.

Определим влияние изменения физического объема на уровень затрат на рубль товарной продукции:

 

                                             ,                                            (2.3)

 

                                         1.

 

                                           ,                                             (2.4)

 

                                     = 0 (руб.).

 

Затраты на рубль товарной продукции под влиянием физического объема не изменились.

Определим влияние изменения себестоимости единицы продукции на уровень затрат на рубль товарной продукции:

 

                                          ,                                                (2.5)

 

                                      1,0893.

 

                                        ,                                                (2.6)

 

                                 = 0,0790 (руб.).

 

Затраты на рубль товарной продукции под влиянием изменения себестоимости единицы продукции увеличились на 8,93% или на 0,0798 руб.

Определим влияние изменения цены единицы продукции на уровень затрат на рубль продукции:

 

                                    ,                                            (2.7)

 

                                    1, 0241.

 

                                     ,                                         (2.8)

 

                                   = 0, 0231 (руб.).

 

Затраты на рубль товарной продукции под влиянием изменения цены единицы продукции увеличились на 2,41% или на 0,023 руб. Полученные данные занесем в таблицу 2.5. В результате проведенного анализа установлено, что в 2003 г. затраты на рубль товарной продукции увеличились по сравнению с 2002 г. на 11,55% или на 0,10 руб. Это увеличение произошло под воздействием опережающего темпа роста себестоимости килограмма мороженого (затраты увеличились на 8,93% или на 0,08 руб. в абсолютном выражении) над темпом роста цены – на 2,41% или на 0,02 руб. Если последний фактор не всегда зависит от предприятия, то рост себестоимости единицы продукции говорит о значительных неиспользованных резервах предприятия. Наименьшее влияние на увеличение затрат на рубль товарной продукции

 



 

 

 

 

Таблица 2.5 – Факторный анализ уровня затрат на рубль товарной продукции.

Наименование продукции

Ед. изм.

Изменение уровня затрат, в том числе за счет

Изменения себестоимости

Изменения цены

Всего

Мороженое сливочное, вафельный стакан

Коэффициент

Руб.

1,0903

0,0997

1,0328

0,0197

1,1260

0,1194

Мороженое пломбир без наполнителя, вафельный стакан

Коэффициент

Руб.

1,0898

0,0800

1,0203

0,0219

1,1119

0,1019

Мороженое пломбир весовой

Коэффициент

Руб.

1,0555

0,0496

1,0527

0,0497

1,111

0,0993

Мороженое пломбир с наполнителем, вафельный стакан

Коэффициент

Руб.

1,1001

0,0893

1,0085

0,0083

1,1094

0,0976

Мороженое сливочное с наполнителем, вафельный стакан

Коэффициент

Руб.

1,0903

0,0792

1,0252

0,0239

1,1177

0,1031

Всего

Коэффициент

Руб.

1,0893

0,0790

1,0241

0,0231

1,1155

0,1021

Информация о работе Исследование и разработка путей снижения издержек производства и обращения на ОПТУП "Витебский хладокомбинат"