Исследование и разработка путей снижения издержек производства и обращения на ОПТУП "Витебский хладокомбинат"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:32, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование издержек производства и обращения а также разработка рекомендаций по их оптимизации на ОПТУП «Витебский хладокомбинат».

Содержание

Введение
1. Издержки производства–один из главных показателей хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Содержание, виды и показатели, характеризующие издержки производства и обращения
1.2 Классификация и группировка затрат на производство и реализацию продукции
1.3 Проблемы, источники, факторы и способы снижения затрат на производство и реализацию продукции
1.4 Значение анализа и управления затратами на производство и реализацию продукции
2. Анализ затрат на производство и реализацию продукции на ОАО «Витебский хладокомбинат»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Оценка динамики и структуры себестоимости
2.3 Анализ уровня затрат на рубль товарной продукции
2.4 Анализ материальных затрат
2.5 Анализ трудовых затрат
2.6 Анализ прочих затрат
2.7 Анализ косвенных расходов
2.8 Анализ издержек производства по общему объему
3. Направления снижения издержек производства и обращения на ОПТУП «Витебский хладокомбинат»
3.1 Замена поставщиков
3.2 Комбинированное использование сырья
3.3 Осуществление закладки с привлечением банковского кредита
3.4 Анализ конкурентной среды
3.5 Другие направления снижения себестоимости
4. Охрана труда и промышленная экология
4.1 Охрана труда
4.2 Промышленная экология
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

прототип диплома по экономике.doc

— 774.50 Кб (Скачать)


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Витебский государственный технологический университет»

 

 

Кафедра экономики

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТЕМА: «ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ПУТЕЙ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ НА ОПТУП «ВИТЕБСКИЙ ХЛАДОКОМБИНАТ»

 

 

                                                                             Исполнитель: студентка ФПКи ПК

                                                                                                      спец. Э. 01. 03. 10.

                                                                                                      гр. ЭУ-14

                                                                                                      С.И. Жабченко

                                                                             Научный руководитель: асс.

                                                                                                      Л.В. Прудникова

 

 

Консультанты:

Охрана труда проф.                                                                    С.Г. Ковчур

Работа рассмотрена и допущена к защите «___» ___________ 2004 г.

Зав. кафедрой к.т.н., доц.                                                           Т.В. Касаева

 

 

 

Витебск, 2004

Содержание

Стр.

 

Введение

1. Издержки производства–один из главных показателей хозяйственной деятельности предприятия

1.1 Содержание, виды и показатели, характеризующие издержки производства и обращения

1.2 Классификация и группировка затрат на производство и реализацию продукции

1.3 Проблемы, источники, факторы и способы снижения затрат на производство и реализацию продукции

1.4 Значение анализа и управления затратами на производство и реализацию продукции

2. Анализ затрат на производство и реализацию продукции на ОАО «Витебский хладокомбинат»

2.1 Краткая характеристика предприятия

2.2 Оценка динамики и структуры себестоимости

2.3 Анализ уровня затрат на рубль товарной продукции

2.4 Анализ материальных затрат

2.5 Анализ трудовых затрат

2.6 Анализ прочих затрат

2.7 Анализ косвенных расходов

2.8 Анализ издержек производства по общему объему

3. Направления снижения издержек производства и обращения на ОПТУП «Витебский хладокомбинат»

3.1 Замена поставщиков

3.2 Комбинированное использование сырья

3.3 Осуществление закладки с привлечением банковского кредита

3.4 Анализ конкурентной среды

3.5 Другие направления снижения себестоимости

4. Охрана труда и промышленная экология

4.1 Охрана труда

4.2 Промышленная экология

Заключение

Литература

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На современном этапе развития экономики Республики Беларусь для предприятия особенно актуальными являются следующие проблемы, прямо или косвенно влияющие на себестоимость продукции:

Данные проблемы ведут к тому, что предприятия большое внимание уделяют себестоимости, её структуре, факторам, влияющим на неё, а, главное, способам её снижения. Ведь себестоимость продукции – важный обобщающий показатель, в котором отражаются все стороны хозяйственной деятельности предприятия: степень эффективности использования сырья, материалов, топлива, энергии и основных производственных фондов, организация производства и труда, рациональность структуры управления, работа служб логистики и маркетинга.

Игнорирование предприятиями экономических законов и затратный механизм функционирования нашей экономики снизили значение себестоимости продукции, ослабили внимание предприятий к контролю над её уровнем и динамикой, управлению затратами на производстве. Этому способствует и недостаточное методологическое и методическое обеспечение планирования и калькулирования себестоимости продукции.

Между тем предприятия подошли к той критической черте, которая не позволяет и дальше жить за счёт повышения цен на продукцию. Наступила необходимость серьёзнейшим образом браться за снижение издержек производства, управлять затратами на производство. Во всём мире контроль над уровнем себестоимости, достижение минимально возможных затрат на производство единицы продукции при непременном обеспечении её качества – непреложное условие работы любого предприятия.  Так было и в централизованно управляемой плановой экономике, когда проводился строжайший режим экономии, а тем более необходимо при переходе к рыночной экономике и работе в условиях постоянной конкуренции.

Себестоимость продукции может служить показателем, который отражает результаты работы и используется для оценки деятельности предприятия и его структурных подразделений только в том случае, если уровень и динамика себестоимости продукции зависят от работы предприятия. Когда величина затрат на производство и их изменение определяются главным образом факторами, не зависящими от того, как работает предприятие, то это затрудняет планирование себестоимости и разработку мероприятий по её снижению.

В настоящее время в Беларуси замедлились темпы инфляции, несколько окрепла национальная валюта, что ослабляет влияние внешних факторов на издержки производства. Это позволяет усилить внимание предприятий к себестоимости продукции, улучшению её планирования, поставить на повестку дня задачу по снижению затрат на производство продукции.

Многие авторы в своих книгах рассматривают факторы, оказывающие особое влияние на себестоимость продукции, и предлагают на их основе способы снижения последней. Однако данные рекомендации даются для всего всех отраслей экономики и не учитывают специфики конкретного предприятия.

Целью дипломной работы является исследование издержек производства и обращения а также разработка рекомендаций по их оптимизации на ОПТУП «Витебский хладокомбинат».

1. Издержки производства–один из главных показателей хозяйственной деятельности предприятия

 

 

1.1 Содержание, виды и показатели, характеризующие издержки производства и обращения

 

 

Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, в обобщённом виде отражающем все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объёмом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья и т.д.

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на её производство и реализацию [6.с.6].

Для раскрытия роли себестоимости продукции в хозяйственном механизме нужно рассмотреть функции, выполняемые себестоимостью.

Первая функция состоит в том, что себестоимость является основой простого воспроизводства, формой возмещения потребляемых средств производства и фонда распределения по труду. Второй функцией себестоимости является то, что она выступает денежной формой учёта затрат на потребляемые элементы производственного процесса. Рациональное ведение хозяйства требует строжайшего учёта и контроля затрат труда, что позволяет выбрать наиболее рациональный способ производства. Третья функция состоит в том, что себестоимость является основой ценообразования. Таким образом, себестоимость продукции является одним из главных технико-экономических показателей предприятия.

Необходимо различать общую себестоимость всей произведенной продукции – общую сумму затрат, приходящихся на изготовление продукции определённого объёма и состава,  индивидуальную себестоимость – затраты на производство только одного изделия и среднюю себестоимость, определяемую делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции.

В зависимости от цели (планирование, учёт, анализ) могут выделять следующие виды себестоимости: плановая, расчётная и отчётная (фактическая) себестоимость.

Плановая себестоимость отражает максимально допустимую величину затрат и включает только те затраты, которые при данном уровне техники и организации производства являются для предприятия необходимыми. Рассчитывается по прогрессивным плановым нормам использования всех видов затрат.

Расчётная себестоимость используется при технико-экономических расчётах по обоснованию проектов внедрения достижений научно-технического прогресса.

Отчётная себестоимость определяет степень выполнения плановых заданий по снижению себестоимости на основе сопоставления плановых заданий с фактическими. Её превышение над плановой является результатом ухудшения работы предприятия. Однако если фактическая себестоимость окажется заметно ниже плановой, то предприятие может быть подвергнуто санкциям за завышение цен на продукцию.

Также выделяют цеховую, производственную и полную себестоимость.

Цеховая себестоимость – затраты цеха, связанные с производством продукции.

Производственная себестоимость – затраты, связанные с процессом производства продукции, начиная с момента запуска сырья в производство и заканчивая освидетельствованием готовых изделий и сдачей их на склад готовой продукции.

Полная себестоимость – это сумма расходов, связанных с производством продукции (производственная себестоимость), и расходов по её реализации (коммерческие расходы).

На предприятиях планируют и учитывают следующие показатели себестоимости:

- себестоимость единицы продукции (услуг);

- себестоимость товарной, реализованной продукции;

- себестоимость сравнимой продукции;

- затраты на рубль товарной продукции.

Затраты, включаемые в себестоимость продукции, при анализе и планировании  классифицируются по различным критериям, что позволяет подробно рассмотреть структуру себестоимости и определить факторы, влияющие на её размер. Понятие «затрат» и «издержек» по сути несколько шире, чем понятие «себестоимости». Не все издержки предприятия относятся на себестоимость продукции, а лишь те, которые определены в «Основных положениях по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)». Поэтому не подлежат включению в себестоимость продукции следующие виды затрат:

- затраты свыше пределов установленных норм;

- затраты на выполнение работ, услуг, несвязанных с производством продукции;

- затраты по созданию и совершенствованию систем и средств управления;

- плата по процентам за просроченные и отсроченные ссуды, полученные на восполнение недостатка собственных оборотных средств и на приобретение основных средств и нематериальных активов и др.

Эти издержки уплачиваются предприятием за счёт прибыли.

Согласно Ф.К. Беа, затраты представляют собой оцененное в денежном выражении потребление производственных факторов с целью изготовления и сбыта продукции и поддержания работоспособности предприятия. Они являются непосредственным фактором, влияющим на результаты производственной деятельности предприятия, а издержки оказывают влияние на его конечные результаты. Поэтому издержки – это распределённые по периодам и воздействующие на результаты хозяйственных операций предприятия расходы, денежная оценка которых соответствует основным предписаниям о составлении отчётности [13.с.483].

Издержки обращения торговых предприятий представляют собой выраженные в денежной форме затраты общественного труда, связанные с процессом продвижения и продажи товаров от мест производства до потребителя.

Издержки обращения учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли.

Издержки обращения характеризуются суммой и уровнем. Их уровень в розничной торговле определяется в процентах к розничному товарообороту. Уровень издержек обращения — важный качественный показатель торговой деятельности. По этому показателю судят о величине затрат в расчете на рубль товарооборота и о доле торговых расходов в розничной цене, об эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Рассмотрим различные классификации издержек производства.

 

 

 

1.2 Классификация и группировка затрат на производство и реализацию продукции

 

 

В рыночной экономике различают явные (бухгалтерские), вменённые и безвозвратные издержки.

Денежные расходы на оплату труда, приобретение сырья и материалов, покупных изделий и полуфабрикатов, амортизацию основных фондов и др., необходимые для осуществления производства и реализации продукции, составляют явные издержки предприятия, они рассчитываются на основе финансовых отчётов. Совокупность всех явных издержек образует себестоимость продукции, а разница между ценой реализации и себестоимостью – прибыль.

Информация о работе Исследование и разработка путей снижения издержек производства и обращения на ОПТУП "Витебский хладокомбинат"