Информаицонная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 06:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить средства коммуникации в информационном обществе. Задачи курсовой работы:
- уточнить содержание понятия "информационное общество" на основе анализа различных концепций информационного общества;
- определить сущность информационной культуры как социокультурного конструкта информационного общества;
- выявить основные культуроформирующие функции коммуникаций;
- проанализировать коммуникативно-информационные и эстетические свойства коммуникаций.

Содержание

Введение 3
1. Понятие информационного общества 5
2. Противоречия и проблемы информационного общества 15
3. Перспективы развития информационного общества 19
4. Средства коммуникации и повседневная жизнь 21
5. Концепция информационного общества Э. Тоффлера 26
6. Клип-культура 27
7. Киберпространство как средство коммуникации 30
8. Влияние сети Интернет на общество 33
Заключение 35
Список литературы 36
Приложение 1 37
Приложение 2 69

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 130.83 Кб (Скачать)

2. Противоречия  и проблемы информационного общества

Стремительное развитие и  распространение новых информационно-коммуникационных технологий в результате научно-технического прогресса приобретает сегодня  характер беспрецедентной по своим  масштабам информационной революции, которая оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, науку  и другие сферы жизнедеятельности  общества как в рамках национальных границ, так и в мире в целом. Информация и знания становятся одним из стратегических ресурсов государства, масштабы использования которого стали сопоставимы с использованием традиционных ресурсов, а доступ к ним – одним из основных факторов социально-экономического развития. Постоянно усиливающаяся роль этого фактора как средства ускорения темпов глобальной интеграции в экономике и инструмента воздействия на массовое сознание, культуру и международные отношения позволяет говорить о появлении объективных предпосылок для движения к так называемому "глобальному информационному обществу".

Набирающая силу информационная революция быстро меняет мир, предоставляя человечеству принципиально новые  решения и возможности во многих сферах. Но вместе с очевидными благами, которые она уже дала людям, и  еще большими в скором будущем, эта  революция несет с собой и  принципиально новые проблемы и  противоречия. Среди них – цифровое неравенство стран и регионов, проблема правового регулирования  сети Интернет, электронной коммерции  и налогообложения в этой области, вопросы интеллектуальной собственности, проблема обеспечения безопасности и

конфиденциальности информации, соблюдение свободы слова, вопросы  цензуры в глобальных компьютерных сетях и др.

Существенной проблемой  в рамках мирового информационного  пространства является непропорциональное использование возможностей Интернета  и информационно-телекоммуникационных технологий в целом. Согласно данным компании Nua Internet Surveys, в мае 2002 года число пользователей Сети по всему миру составило 580,78 млн. человек. Из них 32 % приходится на жителей европейских стран, еще 31,45 % – на США и Канаду, около 29% – на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, примерно 6% – на страны Латинской Америки. На Африку с 800 миллионным населением приходится всего лишь 1% от общего числа ее пользователей в мире, причем 90% из них проживают в ЮАР. Подобное положение дел вызывает серьезные опасения, поскольку при таком неравномерном развитии Сети за бортом международной коммуникационной системы останется значительная часть мирового сообщества, не имеющая доступа к коммуникационным и компьютерным технологиям.

Следует отметить, что проблема неравенства в доступе к новым  информационным технологиям остро  стоит не только на международном  уровне, но и на микроуровне внутри каждого отдельно взятого государства. Проще говоря, происходит своеобразное разделение общества на тех, кто имеет  компьютер и умеет им пользоваться, и тех, кто не обладает ни техникой, ни соответствующими навыками.

Не стоит забывать и  о других негативных составляющих развития Интернета, прежде всего о таких  действиях в Сети, как распространение  непристойных материалов, представляющих угрозу моральным устоям общества, в частности детской порнографии, материалов неонацистского толка, использование  Интернета для азартных игр, заключения пари, проведения разного рода лотерей  с целью изъятия денег у  населения. Помимо этого Сеть может  служить и средством распространения  пропагандистских материалов преступных организаций, рецептов изготовления взрывчатых и ядовитых веществ, оружия, наркотических  и психотропных средств, методов  вскрытия электронных и других шифров.

В связи с этим возникает  проблема правового регулирования  сети Интернет, решение которой потребует  государственного вмешательства в  виде принятия соответствующих законов, регулирующих связанную с ним  деятельность. Более того, учитывая глобальный характер Сети, справиться с этой проблемой представляется возможным лишь в рамках международного сотрудничества.

С целью определения направлений  такого регулирования в ряде стран  были проведены специальные исследования, созданы правительственные и  общественные объединения, разрабатываются  кодексы "инфоэтики" в Интернете и проекты законов.

Проблема регулирования  Интернета и распределения доменных зон стала одним из главных  вопросов проходившего в Женеве 10-12 декабря 2003 года Всемирного саммита  по вопросам информационного общества, на котором глава российской делегации  министр РФ по связи и информатизации Л.Д.Рейман подчеркнул, что Россия по-прежнему выступает за передачу контроля над Сетью международной организации. Раньше наша позиция по этому вопросу подвергалась в целом резкой критике, но после трагических событий в США и других точках мира ситуация сильно изменилась.

Немаловажной проблемой  является отсутствие в мире единых юридических рамок для бурно  развивающейся электронной торговли. Среди возникающих вопросов –  защита интеллектуальной собственности  и прав на торговые марки, проблема налогов и тарифов в этой области, вопросы конфиденциальности и безопасности информации, особенно в кредитно-финансовой сфере. В этой связи также встает вопрос о целесообразности и формах государственного вмешательства в  этот процесс. Позиция США по поводу развития глобальной электронной коммерции  заключается в следующем: со стороны  государства важно обеспечить рыночный, нерегулятивный подход к ее развитию. Оно должно избегать излишних ограничений электронной торговли, воздерживаться от навязывания новых ненужных норм регулирования, бюрократических процедур, налогов и тарифов на коммерческую деятельность в Интернете. Главная роль в формировании глобальной коммерческой инфраструктуры отводится преимущественно частному сектору.

Одним из значительных препятствий  на пути становления глобального  информационного общества и решения возникающих в ходе его развития проблем является языковой барьер. Нетрудно заметить, что большая часть информации в Интернете дается на английском языке, в то время как и на других языках мира в Сети содержится весьма важная и достаточно интересная информация. Поэтому чрезвычайную ценность приобретает развитие возможности межъязыковой коммуникации. Для того чтобы Интернет стал подлинным международным каналом общения, необходимо создание инструментария, который поможет его пользователям, во-первых, понимать представленную информацию, во-вторых, поставлять содержимое на максимально большем числе языков. В этом направлении сегодня ведутся интенсивные исследовательские работы.

Наряду с этим появляются принципиально новые реальные угрозы использования достижений в области  новых информационно-коммуникационных технологий в целях, несовместимых  с основными принципами поддержания  мировой стабильности и безопасности, таких как суверенное равенство  государств, невмешательство во внутренние дела, мирное урегулирование споров и  конфликтов. В частности, для развитых стран создается соблазн использовать имеющиеся у них преимущества в компьютерных технологиях и  средствах информационно-психологического воздействия на индивидуальное и  общественное сознание для информационной, политической, экономической и культурной экспансии.

Подобное положение дел  поставило на повестку дня современных  международных отношений проблемы национальной, региональной и международной  информационной безопасности. Следует  отметить, что определенные сдвиги в их решении были достигнуты благодаря  активным усилиям, в первую очередь, России. Так, 8 декабря 2003 года Генеральная  Ассамблея ООН в очередной  раз консенсусом приняла российский проект резолюции 58/32 "Достижения в  сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности". Ее принятие переводит общеполитическое обсуждение проблематики международной  информационной безопасности в плоскость  поиска практических решений. В соответствии с резолюцией в 2004 году создана Группа правительственных экспертов для  всестороннего изучения всего комплекса  вопросов информбезопасности.

Группа рассматривает  существующие и потенциальные угрозы в сфере информационной безопасности и возможные совместные меры по их устранению, а также проводит исследование международных концепций, направленных на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем. Результатом работы Группы станет доклад Генсекретаря ООН Генеральной Ассамблее в 2005 году о результатах данного исследования.

Помимо проблем связанных  непосредственно с развитием  Интернет, социологов и философов  волнуют проблемы современных средств  массовой информации. В современных  масс-медиа все большее место  занимают картинки и иллюстрации, и  постепенно главным источником удовлетворения потребности в информации и эстетических ценностях становится голубой экран. Культура интерпретации и понимания  письменных текстов снижается. Возникает  проблема обучения: книга учит думать, а экран манипулировать.

Современные средства масс-медиа  вовсе не стимулируют обсуждения теоретических проблем. Конечно, дискуссии  свободной общественности организуются на телевидении, однако все они имеют  характер "шоу" и не озабочены  серьезным анализом проблем, а тем  более выявлением предпосылок их возникновения. Собственно, одна из важных задач средств массовой информации и состоит в обсуждении политических, экономических, культурных проблем  с позиций общественности, которая  объединяется общими традициями и задачами выживания. Однако в современном  мире, где политика

и жизнь, хозяйство и общество оказались самостоятельными, часто  в управлении преобладают интересы тех или иных "ведомств", финансовых групп и промышленных монополий. Это приводит к тому, что ресурсы  масс-медиа используются не в интересах  процветания всего общества. При  этом с "философской" точки зрения проблема не сводится к "продажности". Как раз приватизация и даже коммерциализация средств информации дают большую  степень свободы по сравнению  с государственной монополией.

Таким образом, наряду с очевидными благами информационная революция  привносит и совершенно новые  проблемы и противоречия, обозначенные выше. В силу глобального характера  формирующегося информационного общества их разрешение представляется возможным  лишь с помощью выработки и  последующей реализации соответствующих  международных механизмов, поскольку  ни одна страна не способна в одиночку справиться с подобного рода проблемами. При этом даже если такие международные  механизмы все-таки удастся выработать, эффективность их использования напрямую будет зависеть от выполнения установленных правил всеми участниками глобального информационного обмена.

3. Перспективы  развития информационного общества

За последние годы многие страны и международные организации  в качестве приоритетной задачи выделили реализацию концепций и программ по переходу к информационному обществу. Эти документы принимают разнообразную  форму, но преследуют одну цель – войти  в число лидеров мирового сообщества.

Например, в основу инициативы Еврокомиссии была положена концепция  Европейского Пути – так официально именуется разрабатываемая стратегия  развития Европейского союза. Показательно, что эта стратегия разрабатывается  на основе идей устойчивого информационного  общества и при самом активном участии консультационного органа Евросоюза – Форума информационного  общества.

В своем докладе на Международном  симпозиуме "Глобальное Информационное Общество: Деятели и Жертвы" Poitiers-Futuroscope, Франция, 1-5 марта 1999г. от имени Форума информационного общества профессор Ф.Й. Радермахер рассказал о некоторых акцентах Европейской стратегии, которые необходимы именно для выхода на траекторию устойчивого информационного общества. Важнейшие среди них:

- активная роль правительств  в корректировке рыночных процессов  развития информационного общества, в том числе – политика либерализации  рынка телекоммуникационных услуг;

- обеспечение для каждого  гражданина Европы дешевого доступа  к универсальному телекоммуникационному  обеспечению на основе открытой  системы услуг, сочетающейся со  строгим соблюдением стандартов;

- постоянное внимание  к таким социальным аспектам  устойчивости, как:

- справедливость,

- всеобщая включенность  в информационное общество,

- сопротивление социальной  разобщенности,

- избежание разделения  на имущих и неимущих в сфере компетенции и доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ),

- партнерские отношения  между государственными и частными  организациями,

- инвестиции в крупные  международные проекты развития  ИКТ,

- создание новых рабочих  мест,

- доступ к образованию,  профессиональной (пере)подготовке и (пере)обучению в любом возрасте,

- политика социального  согласия между всеми регионами;

- культурное и лингвистическое  разнообразие;

- большое внимание экологическим  аспектам устойчивости: инвестиции  в развитие ИКТ, снижающих нагрузку на окружающую среду;

- соблюдение гражданских  прав: защита потребителя, охрана  интеллектуальной собственности,  защита персональных данных, безопасность  и интегрированность в электронной  коммерции;

- развитие международных  механизмов координации в технической,  коммерческой и правовой сферах;

- развитие систем (пере)обучения на распределенной мультимедийной основе;

- развитие систем профессиональной (пере)подготовки для новых сфер деятельности.

Среди прочих международных  документов можно отметить подписанный 22 июля 2000 года руководителями стран  большой семерки (G-7) документ "Окинавская Хартия Глобального информационного общества", определяющий цели и перспективы развития глобального информационного общества.

Другими важными перспективными направлениями развития информационного  общества являются – интеллектуализация общества, создание и внедрение новых  социальных технологий, основанных на эффективном использовании главного стратегического ресурса общества – знаний; создание единых универсальных  программно-инструментальных средств для упрощения описания, интегрирования, идентифицирования знаний в различных предметных областях; формирование новой системы образования и воспитания будущих поколений людей, учитывающей и использующей особенности и новые возможности информационного общества для формирования творческой, гармонично развитой и гуманистически ориентированной личности; разработка новых методов, которые должны позволить человеку не только правильно понять и исследовать открывающуюся перед ним новую высокодинамичную информационную картину мира, но и, постигнув единство законов информационного обмена в природе и обществе, научится целенаправленно формировать эту картину во имя своего будущего.

Информация о работе Информаицонная экономика