Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 06:40, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить средства коммуникации в информационном обществе. Задачи курсовой работы:
- уточнить содержание понятия "информационное общество" на основе анализа различных концепций информационного общества;
- определить сущность информационной культуры как социокультурного конструкта информационного общества;
- выявить основные культуроформирующие функции коммуникаций;
- проанализировать коммуникативно-информационные и эстетические свойства коммуникаций.
Введение 3
1. Понятие информационного общества 5
2. Противоречия и проблемы информационного общества 15
3. Перспективы развития информационного общества 19
4. Средства коммуникации и повседневная жизнь 21
5. Концепция информационного общества Э. Тоффлера 26
6. Клип-культура 27
7. Киберпространство как средство коммуникации 30
8. Влияние сети Интернет на общество 33
Заключение 35
Список литературы 36
Приложение 1 37
Приложение 2 69
2. Противоречия
и проблемы информационного
Стремительное развитие и
распространение новых
Набирающая силу информационная революция быстро меняет мир, предоставляя человечеству принципиально новые решения и возможности во многих сферах. Но вместе с очевидными благами, которые она уже дала людям, и еще большими в скором будущем, эта революция несет с собой и принципиально новые проблемы и противоречия. Среди них – цифровое неравенство стран и регионов, проблема правового регулирования сети Интернет, электронной коммерции и налогообложения в этой области, вопросы интеллектуальной собственности, проблема обеспечения безопасности и
конфиденциальности информации, соблюдение свободы слова, вопросы цензуры в глобальных компьютерных сетях и др.
Существенной проблемой
в рамках мирового информационного
пространства является непропорциональное
использование возможностей Интернета
и информационно-
Следует отметить, что проблема неравенства в доступе к новым информационным технологиям остро стоит не только на международном уровне, но и на микроуровне внутри каждого отдельно взятого государства. Проще говоря, происходит своеобразное разделение общества на тех, кто имеет компьютер и умеет им пользоваться, и тех, кто не обладает ни техникой, ни соответствующими навыками.
Не стоит забывать и
о других негативных составляющих развития
Интернета, прежде всего о таких
действиях в Сети, как распространение
непристойных материалов, представляющих
угрозу моральным устоям общества,
в частности детской
В связи с этим возникает проблема правового регулирования сети Интернет, решение которой потребует государственного вмешательства в виде принятия соответствующих законов, регулирующих связанную с ним деятельность. Более того, учитывая глобальный характер Сети, справиться с этой проблемой представляется возможным лишь в рамках международного сотрудничества.
С целью определения направлений
такого регулирования в ряде стран
были проведены специальные
Проблема регулирования
Интернета и распределения
Немаловажной проблемой
является отсутствие в мире единых
юридических рамок для бурно
развивающейся электронной
Одним из значительных препятствий на пути становления глобального информационного общества и решения возникающих в ходе его развития проблем является языковой барьер. Нетрудно заметить, что большая часть информации в Интернете дается на английском языке, в то время как и на других языках мира в Сети содержится весьма важная и достаточно интересная информация. Поэтому чрезвычайную ценность приобретает развитие возможности межъязыковой коммуникации. Для того чтобы Интернет стал подлинным международным каналом общения, необходимо создание инструментария, который поможет его пользователям, во-первых, понимать представленную информацию, во-вторых, поставлять содержимое на максимально большем числе языков. В этом направлении сегодня ведутся интенсивные исследовательские работы.
Наряду с этим появляются
принципиально новые реальные угрозы
использования достижений в области
новых информационно-
Подобное положение дел
поставило на повестку дня современных
международных отношений
Группа рассматривает существующие и потенциальные угрозы в сфере информационной безопасности и возможные совместные меры по их устранению, а также проводит исследование международных концепций, направленных на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем. Результатом работы Группы станет доклад Генсекретаря ООН Генеральной Ассамблее в 2005 году о результатах данного исследования.
Помимо проблем связанных непосредственно с развитием Интернет, социологов и философов волнуют проблемы современных средств массовой информации. В современных масс-медиа все большее место занимают картинки и иллюстрации, и постепенно главным источником удовлетворения потребности в информации и эстетических ценностях становится голубой экран. Культура интерпретации и понимания письменных текстов снижается. Возникает проблема обучения: книга учит думать, а экран манипулировать.
Современные средства масс-медиа вовсе не стимулируют обсуждения теоретических проблем. Конечно, дискуссии свободной общественности организуются на телевидении, однако все они имеют характер "шоу" и не озабочены серьезным анализом проблем, а тем более выявлением предпосылок их возникновения. Собственно, одна из важных задач средств массовой информации и состоит в обсуждении политических, экономических, культурных проблем с позиций общественности, которая объединяется общими традициями и задачами выживания. Однако в современном мире, где политика
и жизнь, хозяйство и общество оказались самостоятельными, часто в управлении преобладают интересы тех или иных "ведомств", финансовых групп и промышленных монополий. Это приводит к тому, что ресурсы масс-медиа используются не в интересах процветания всего общества. При этом с "философской" точки зрения проблема не сводится к "продажности". Как раз приватизация и даже коммерциализация средств информации дают большую степень свободы по сравнению с государственной монополией.
Таким образом, наряду с очевидными благами информационная революция привносит и совершенно новые проблемы и противоречия, обозначенные выше. В силу глобального характера формирующегося информационного общества их разрешение представляется возможным лишь с помощью выработки и последующей реализации соответствующих международных механизмов, поскольку ни одна страна не способна в одиночку справиться с подобного рода проблемами. При этом даже если такие международные механизмы все-таки удастся выработать, эффективность их использования напрямую будет зависеть от выполнения установленных правил всеми участниками глобального информационного обмена.
3. Перспективы
развития информационного
За последние годы многие
страны и международные организации
в качестве приоритетной задачи выделили
реализацию концепций и программ
по переходу к информационному обществу.
Эти документы принимают
Например, в основу инициативы
Еврокомиссии была положена концепция
Европейского Пути – так официально
именуется разрабатываемая
В своем докладе на Международном симпозиуме "Глобальное Информационное Общество: Деятели и Жертвы" Poitiers-Futuroscope, Франция, 1-5 марта 1999г. от имени Форума информационного общества профессор Ф.Й. Радермахер рассказал о некоторых акцентах Европейской стратегии, которые необходимы именно для выхода на траекторию устойчивого информационного общества. Важнейшие среди них:
- активная роль правительств
в корректировке рыночных
- обеспечение для каждого
гражданина Европы дешевого
- постоянное внимание к таким социальным аспектам устойчивости, как:
- справедливость,
- всеобщая включенность в информационное общество,
- сопротивление социальной разобщенности,
- избежание разделения на имущих и неимущих в сфере компетенции и доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ),
- партнерские отношения
между государственными и
- инвестиции в крупные
международные проекты
- создание новых рабочих мест,
- доступ к образованию, профессиональной (пере)подготовке и (пере)обучению в любом возрасте,
- политика социального
согласия между всеми
- культурное и лингвистическое разнообразие;
- большое внимание
- соблюдение гражданских
прав: защита потребителя, охрана
интеллектуальной
- развитие международных
механизмов координации в
- развитие систем (пере)обучения на распределенной мультимедийной основе;
- развитие систем
Среди прочих международных документов можно отметить подписанный 22 июля 2000 года руководителями стран большой семерки (G-7) документ "Окинавская Хартия Глобального информационного общества", определяющий цели и перспективы развития глобального информационного общества.
Другими важными перспективными
направлениями развития информационного
общества являются – интеллектуализация
общества, создание и внедрение новых
социальных технологий, основанных на
эффективном использовании