Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 06:40, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить средства коммуникации в информационном обществе. Задачи курсовой работы:
- уточнить содержание понятия "информационное общество" на основе анализа различных концепций информационного общества;
- определить сущность информационной культуры как социокультурного конструкта информационного общества;
- выявить основные культуроформирующие функции коммуникаций;
- проанализировать коммуникативно-информационные и эстетические свойства коммуникаций.
Введение 3
1. Понятие информационного общества 5
2. Противоречия и проблемы информационного общества 15
3. Перспективы развития информационного общества 19
4. Средства коммуникации и повседневная жизнь 21
5. Концепция информационного общества Э. Тоффлера 26
6. Клип-культура 27
7. Киберпространство как средство коммуникации 30
8. Влияние сети Интернет на общество 33
Заключение 35
Список литературы 36
Приложение 1 37
Приложение 2 69
ИНОЗЕМЦЕВ: Первый вопрос показался мне особенно интересным. И я бы ответил на него таким образом. Честно говоря, мне как-то не приходило раньше в голову, что Запад мешает российским компаниям, борясь против них на Украине или в Турции. Насколько я понимаю, речь идет о приватизации турецкой телефонной компании Turkcell, где выиграла Vodafone, хотя ее хотела купить "МТС". А в первом случае речь идет об аукционе по "Криворожстали", которую выиграл тоже английский инвестор индийского происхождения.
Однако я не уверен, что в этих случаях Запад переплатил и что это было желание именно переиграть российские компании. Если мы посмотрим на последние статистические данные, год 2005-й, уходящий, стал вторым после 99-го по рекордам объявленных объемов слияний и поглощений в мире. И самая большая российская сделка по покупке одной компанией другой – это сделка "Газпрома" по поглощению "Сибнефти" на 13 млрд. долларов – составила 0,45 процента общего объема слияний и поглощений в мире.
Этот процесс достаточно
закономерен. Он идет огромными объемами.
Масштаб денег, которые инвестируются
в такие слияния и поглощения,
очень велик, и расхождение на
несколько сот миллионов
Теперь о ситуации на Украине... Если подходить сугубо политически к победе компании Mittal Steel в борьбе за "Криворожсталь", то возникает вопрос: очень странно, каким же образом индусы сумели вышибить наших инвесторов, если г-н Путин такой стратегический союзник Индии?! Как увязать одно с другим? Это западный ли капитал? Г-н Миттал живет в Лондоне на правах г-на Абрамовича. Имеет свой основной бизнес тоже не в Англии. Откуда же вывод, что западный бизнес выкидывается нас с наших рынков? Извините, это ваши индийские союзники вышибают вас оттуда. Договаривайтесь с "товарищами" из Дели.
С другой стороны, есть прекрасный пример с "Северсталью": никто не мешал ей купить два обанкротившихся сталелитейных завода в Америке и создать там компанию SeverStal USA. Все нормально. Все счастливы. Рабочие места сохранены. Никакого препятствия – в самое логово капитализма, пожалуйста, работайте. ЛУКОЙЛ, который купил целую сеть заправок на Восточном побережье США, – тоже не было проблем. Пожалуйста, трудитесь.
Что касается вопроса, какие стереотипы нам надо преодолеть. Может быть, я не совсем точен был в формулировках. Я хочу сказать, что нам не то что надо преодолеть какие-то стереотипы, а надо попытаться называть вещи своими именами или создать систему, которая могла бы с таким положением смириться и жить с ним.
Возьмем, к примеру, ситуацию,
знакомую нам по азиатским экономикам,
когда Сингапур, Малайзия, Южная
Корея не могли похвастаться особым
демократизмом. Это были страны, которые
сочетали экономический либерализм
с очень сильным
На разных этапах истории
сращивание государства и бизнеса
имело место во многих странах
мира. Но практически везде существовал
такой союз государства и бизнеса,
когда и государственные
То же самое и у нас. Условно говоря, чтобы украсть 10 млн. долларов на строительстве газопровода, составляется смета, которая превышает расчеты, скажем, на миллиард. И это действительно неэффективно. Для общества, для страны было бы гораздо менее накладно, если бы государственные чиновники могли получать высокие, сверхвысокие, безумно высокие доходы, какие получает, допустим, американская корпорация за эффективное управление госсобственностью. А с этой точки зрения годы правления Путина, если отвлекаться от демократических норм и от необходимости соблюдать законы, оказались для государства достаточно эффективными. Налоги собираются, инвестиции какие-то привлекаются, финансовая система работает гораздо эффективнее, чем во времена Ельцина. И если бы аналогом государства была корпорация, то люди, которые сумели эту корпорацию так отладить, были бы вознаграждены весьма адекватным образом.
Так что разрыв такого рода между бизнесом и властью очень велик, хотя они организованы очень похожим образом. И это, на мой взгляд, один из опасных моментов, требующих осмысления.
Насчет стереотипов... Ну,
может быть, я в своем выступлении
не совсем правильно выразился. Я
хочу сказать, что просто надо быть
более искренними с самими собой.
У нас не совсем та система, которую
мы провозглашали и говорим
Что касается демократических ценностей… Это хороший вопрос. Я могу ответить на это следующим образом. Я готов утверждать, что демократия не является лучшим инструментом управления. Она действительно достаточно эффективна, но при ее освоении и при ее использовании дает о себе знать очень большой изъян. Сам по себе демократический выбор – это, конечно, чудесная вещь, но он зависит от множества обстоятельств, которые не всегда можно контролировать.
Скажем, – я всегда привожу
один и тот же пример, – в 2000 году
происходили президентские
В данном случае, мне кажется, гораздо более правильным и более необходимым является жесткое соблюдение требований закона и жесткое правовое государство. Само же оно не обязательно должно быть демократическим. Великобритания в XIX веке была самой демократической страной мира – при том, что избирательным правом располагали лишь 2,7 процента общей численности населения. И это была вполне правовая страна и вполне... ну, если не гражданское, то вполне цивилизованное общество, до которого нам еще нескоро предстоит дожить.
Возможно, что демократия и не является российской судьбой. Но следование закону и существование жестких законодательных рамок, безусловно, необходимы каждой цивилизованной стране.
ВЕДУЩИЙ: У Елены последний вопрос.
ВОПРОС: Я, как и все, хочу поблагодарить и хочу напомнить многие разные выражения, включая Черчилля, о демократии. Но прежде всего – слова Семена Франка, которые сказаны в 1907 году, где все-таки говорится: демократия – это не власть всех, а это свобода всех. И, наверное, все-таки правовое государство – это есть и демократическое государство с абсолютным уважением верховенства права. То, что называется rule of law. Поэтому особого противоречия я в этом не вижу. Правда, через демократию приходит любой лидер и любая элита к власти. И я думаю, что проблема России с точки зрения демократии в том, что мы, многие из нас, понимаем это, но в России нет демоса для демократии. И в этой связи у меня такой вопрос. Как все-таки растить эту консолидированную элиту, которая хоть что-нибудь понимала бы как совместный национальный проект? Вот это для меня является непостижимой загадкой. Я не представляю, откуда возможен этот рост?
ИНОЗЕМЦЕВ: Это, конечно, очень сложный вопрос, допускающий и пессимистическое обсуждение и пессимистическое рассуждение. Честно говоря, я не вижу этой возможности. Понимаете, что значит растить элиту? Элиты не выращивают, они растут сами. Так же, как мотивация деятельности людей не меняется из-под палки, она вырастает сама. Это изменение условий жизни. Изменение условий не может произойти, пока мы имеем то правительство, которое мы имеем.
Я думаю, – но это совершенно непопулярная точка зрения в России, я это понимаю, –что главный национальный проект, который может вывести Россию в какое-то более или менее перспективное поле – это проект денационализации. Я говорю о денационализации не в экономическом, а в политическом плане. Единственный национальный проект, который может помочь России, – это сдача ею того суверенитета, который она не может грамотно использовать во благо собственного народа. То есть это принятие каких-то ограничений, связанных с введением европейского законодательства, перенесение главных судебных инстанций за пределы России. Потому что сегодня мы ежедневно демонстрируем, что не можем ими пользоваться. Введение если не внешнего управления, то, по крайней мере, какой-то внешней судебной юрисдикции. У меня есть ощущение, что наша страна не готова и не желает понимать нормы права. Это характерно как для так называемой элиты, так и для народа в целом. Эти нормы могут, как мы видим, меняться и под влиянием предпочтений президента, и под влиянием настроений значительных общественных групп.
Вот через полтора года мы будем избирать новую Государственную думу. И если мы обернемся назад, то увидим, что ни одни общенациональные выборы не прошли в России два раза по одним и тем же правилам. Это фантастическое явление для нормальной страны. Такого не бывает и не должно быть. Если мы сами не можем соблюдать те правила, которые установили, то о чем говорить?.. И если мы не можем сами их соблюдать, надо найти кого-то, кто заставит нас их соблюдать, кто будет следить за их соблюдением…
Приложение 2
Владислав Иноземцев: Реально сегодня двигаться в сторону постиндустриализма на нашем безумном желании догнать и перегнать нельзя
Псковская губерния, / № 4 (273) 01-07 февраля 2006 г.
"Куда идет Россия?" В очередной раз услышав этот вопрос, мне вдруг подумалось, что он – самоценен. По сути дела, сам вопрос чуть ли не важнее, чем ответ на него. Разумеется, каждому народу свойственно задумываться о пути развития своей страны, ее роли в мире и перспективах, но нигде, кроме как в России, размышления не достигают такой степени эмоционального накала и душевного напряжения; только здесь этот вопрос извечен и злободневен одновременно.
Наверное, не случайно ответ
на него ни разу так и не был найден.
Ясной формулировки государственного
понимания перспективы
Думы о судьбах Родины – ментальная традиция, которая свято и добровольно, без малейшего принуждения, соблюдается уже которым поколением мыслящих людей, которых угораздило / которым повезло родиться в этом краю света. Она духовно соединяет жителей нескольких государств – Российской империи, РСФСР, Российской Федерации. Каждый раз, спрашивая себя "куда идет Россия?", мы по-настоящему становимся – политкорректно сказать "россиянами", но правильнее – "русскими", но не в этническом, а в психологическом значении слова.
Вопрос "куда идет Россия?", когда он задается искренне, неосознанно, заставляет русского на какой-то миг побыть честным с самим собой. Все внешнее, временное отлетает, будь то казенный патриотизм или демонстративный космополитизм; вся личная идеология жухнет и становится вторичной. В этот момент нет конъюнктуры. Нет возраста, нет убеждений. Невозможно думать "о пути России" и одновременно быть госчиновником / олигархом / верным путинцем / коммунистом и так далее. Этот вопрос поддерживает вневременное единство интеллектуального пространства нашей вечно неустроенной Родины. "О Русь, куда несешься ты!.." – вот наша национальная идея.
Собственно сама способность задать этот вопрос и всерьез, с надрывом, до сердечной боли задуматься об ответе и есть некий индикатор "русскости". Это лакмусовая бумажка, которая вскрывает глубинное, иррациональное родство с историей и культурой этой странной страны, сопричастность ее победам и поражениям. Не важно, какими эмоциями окрашивается фон размышлений – распирающей грудь гордостью или мучительным стыдом – в любом случае возникает неуправляемое чувство принадлежности и ответственности, заставляющее признаться себе: а ведь это моя страна…
Владислав Иноземцев –
человек, с которым можно обсуждать
"российский вопрос" на профессиональном
уровне. Позиционирование России в
глобальном мире Владислав Леонидович
рассматривает в контексте