Информаицонная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 06:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить средства коммуникации в информационном обществе. Задачи курсовой работы:
- уточнить содержание понятия "информационное общество" на основе анализа различных концепций информационного общества;
- определить сущность информационной культуры как социокультурного конструкта информационного общества;
- выявить основные культуроформирующие функции коммуникаций;
- проанализировать коммуникативно-информационные и эстетические свойства коммуникаций.

Содержание

Введение 3
1. Понятие информационного общества 5
2. Противоречия и проблемы информационного общества 15
3. Перспективы развития информационного общества 19
4. Средства коммуникации и повседневная жизнь 21
5. Концепция информационного общества Э. Тоффлера 26
6. Клип-культура 27
7. Киберпространство как средство коммуникации 30
8. Влияние сети Интернет на общество 33
Заключение 35
Список литературы 36
Приложение 1 37
Приложение 2 69

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 130.83 Кб (Скачать)

Концепция постиндустриализма, – во всяком случае, в ее оригинальном варианте, представленном в работах  Д.Белла, – оказалась достаточно глубокой в теоретическом отношении, интересной в плане поставленных вопросов и открывающей широкие исследовательские перспективы. Не удивительно, что она спровоцировала множество разнообразных трактовок и интерпретаций постиндустриального общества, иногда существенно отличных от белловского. Выражение "постиндустриальное общество" широко употребляется в современной литературе, и почти каждый автор наделяет его своим, особым смыслом. Данная ситуация не в последнюю очередь связана с тем обстоятельством, что само по себе слово "постиндустриальное" указывает лишь на положение данного типа общества во временной последовательности стадий развития – "после индустриального", – а не на его собственные характеристики. Вариант конвергенции идей постиндустриализма и информационного общества в исследованиях Д.Белла представляет изданная в 1980 г. книга "Социальные рамки информационного общества" (Bell D. The Social Framework of the Information Society. Oxford, 1980).

Выражение "информационное общество" у Белла – это  новое название для постиндустриального  общества, подчеркивающее не его положение  в последовательности ступеней общественного  развития – после индустриального  общества, – а основу определения  его социальной структуры – информацию. Здесь, как и в книге "Наступление  постиндустриального общества", информация для Белла связана прежде всего с научным, теоретическим знанием. Информационное общество в трактовке Белла обладает всеми основными характеристиками постиндустриального общества (экономика услуг, центральная роль теоретического знания, ориентированность в будущее и обусловленное ею управление технологиями, развитие новой интеллектуальной технологии). Однако если в "Наступлении постиндустриального общества" электронно-вычислительная техника рассматривалась как одна из наукоемких отраслей и как необходимое средство для решения сложных задач (с применением системного анализа и теории игр), то в "Социальных рамках информационного общества" большое значение придается конвергенции электронно- вычислительной техники с техникой средств связи. "В наступающем столетии, – утверждает здесь Д.Белл, – решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях" (Bell D. The Social Famework of the Information Society. Oxford, 1980. Цит. по: Белл Д. Социальные рамки информационного общества. Сокращ. перев. Ю.В.Никуличева// Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П.С.Гуревича. М., 1988, с. 330).

В первоначальном варианте концепции постиндустриализма делался  упор на то, что развитие электронно-вычислительной техники дает возможности перерабатывать огромные объемы информации для принятия решений в первую очередь правительственным  структурам. В белловской концепции информационного общества подчеркивается важность обеспечения доступа к необходимой информации индивидов и групп, автор видит проблемы угрозы полицейского и политического наблюдения за индивидами и группами с использованием изощренных информационных технологий. Знание и информацию Белл считает не только "агентом трансформации постиндустриального общества", но и "стратегическим ресурсом" такого общества. В этом контексте он формулирует проблему информационной теории стоимости. "Когда знание в своей систематической форме вовлекается в практическую переработку ресурсов (в виде изобретения или организационного усовершенствования), можно сказать, что именно знание, а не труд выступает источником стоимости," – писал он. В этих условиях необходим новый подход к экономике, который, в отличие от доминирующих подходов, акцентирующих те или иные комбинации капитала и труда в духе трудовой теории стоимости, рассматривал бы информацию и знания в качестве "решающих переменных постиндустриального общества", подобно тому, как труд и капитал рассматривались в качестве "решающих переменных индустриального общества".

Представления об информационном обществе связаны также с концепцией "трех волн" Э. Тоффлера.

Сначала была "первая волна", которую Тоффлер называет "сельскохозяйственной цивилизацией". От Китая и Индии до Бенина и Мексики, от Греции до Рима возникали и приходили в упадок цивилизации, сталкиваясь друг с другом и рождая бесчисленные пестрые картины. Однако за этими различиями скрывались фундаментальные общие черты. Везде земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики. Везде господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или крепостные. Везде власть была жестко авторитарной. Везде социальное происхождение человека определяло его место в жизни. Везде экономика была децентрализованной, так что каждая община производила большую часть того, в чем испытывала нужду. Триста лет назад – плюс-минус полстолетия – произошел взрыв, ударные волны от которого обошли всю землю, разрушая древние общества и порождая совершенно новую цивилизацию. Таким взрывом была, конечно, промышленная революция. Высвобожденная ею гигантская сила, распространившаяся по миру, – "вторая волна" – пришла в соприкосновение с институтами прошлого и изменила образ жизни миллионов.

К середине XX века силы "первой волны" были разбиты и на земле воцарилась "индустриальная цивилизация". Однако всевластие ее было недолгим, ибо чуть ли не одновременно с ее победой на мир начала накатываться новая – третья по счету – "волна" (постиндустриальная), несущая с собой новые институты, отношения, ценности.

Термин "информационное общество" впервые появился в Японии в 1966 году. Он стал основным в докладе специальной  группы по научным, техническим и  экономическим исследованиям, созданной  японским правительством для выработки  перспектив развития экономики страны. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует  общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые  средства для ее хранения, распределения  и использования. Информация легко  и быстро распространяется по требованиям  заинтересованных людей и организаций  и выдается им в привычной для  них форме. Стоимость пользования  информационными услугами настолько  невысока, что они доступны каждому.

Американский специалист Ф. Махлуп еще в начале 60-х гг. говорил, что информация может рассматриваться как своего рода промышленный продукт и производство ее – один из видов промышленной индустрии. Но именно японцы стали активными пропагандистами идеи о промышленном значении информации. И они блестяще использовали ее в конкурентной борьбе на мировом рынке.

В тот период в западной литературе считалось, что основой  формирования информационного общества является развитие вычислительной и  информационной техники. Назывался и ряд других признаков: информация приобретает глобальный характер; на движение информационных потоков уже не оказывают существенного влияния государственные границы и различные барьеры; попытки ограничить свободное распространение информации наносит вред стране, стремящейся внести такого рода ограничения; значительно выросли возможности сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней; увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер человеческой деятельности; углубляется процесс децентрализации общества; происходит переход к новым формам занятости; идет процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии.

Т. Стоуньер утверждал, что информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы – самый большой потенциальный источник богатства. В связи с этим необходимо развивать новую отрасль экономики – информационную экономику. Постиндустриальная экономика – это экономика, в которой промышленность по показателям занятости и своей доли в национальном продукте уступает место сфере услуг, а сфера услуг есть преимущественно обработка информации.

Д. Белл писал, что роль сельского  хозяйства и промышленности будет  неуклонно падать при возрастании  значения и расширения сферы информационной индустрии. Революция в организации  и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального  общества.

К теме информационного общества неоднократно обращались и отечественные  ученые, ими предложено несколько  определений информационного общества.

А.И. Ракитов в своих  работах писал, что переход к  информационному обществу означает, что важнейшим продуктом социальной деятельности становятся производство, эксплуатация и использование услуг  и знаний, причем удельный вес знаний в этом сочетании возрастает. Подлинное  информационное общество должно обеспечить правовые и социальные гарантии того, что каждый гражданин общества, находящийся  в любом пункте и в любое  время, сможет получить всю необходимую  для его жизнедеятельности и  решения стоящих перед ним проблем информацию. Информационное общество – это общество, где все средства информационной технологии, т.е. компьютеры, интегрированные системы, кабельная, спутниковая и другая связь, видеоустройства, программное обеспечение, научные исследования нацелены на то, чтобы сделать информацию общедоступной и активно внедряемой в производство и жизнь.

По мнению А.И. Ракитова, основным критерием информационного общества служат количество и качество имеющейся  в обращении информации, ее эффективная  передача и переработка. Дополнительным критерием является доступность  информации для каждого благодаря  относительной ее дешевизне. Это  означает, что огромная масса трудящихся переключается из сферы производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в сферу производства и распространения информации. Соответственно возникает особая информационная экономика, играющая все более важную роль во всех промышленно развитых странах. В ней выделяются два сектора. Первый производит информационные продукты и услуги для непосредственного  потребления, второй – для производства других продуктов. Информационное общество демонстрирует такой уровень  развития экономики, когда информационный сектор экономики выходит на первое место по числу занятых в нем  трудящихся.

И.Н. Курносов считает, что в информационном обществе преобладают удаленные коммуникации, дистанционная работа и досуг; формируются новые отношения между людьми в процессе производства и общественной деятельности; значительная часть ВВП производится в информационном секторе, труд большей части людей становится по характеру информационным; осуществляется развитие интерактивных информационно-телекоммуникационных технологий, глобальных компьютерных сетей, комплексной обработки представления информации; представляются новые коммуникационные возможности для взаимодействия и выражения политической воли общества и социальных групп; возрастает роль стран с мощным информационным потенциалом.

О.А. Финько и Ю.М. Нестеров описывают информационное общество как общество, в котором:

- персональный компьютер,  подключенный к трансграничным  информационным сетям, входит  в каждый дом;

- каждый член общества  имеет возможность своевременно  получать с помощью трансграничных  информационных сетей полную  и достоверную информацию любого  вида и назначения из любого  государства, находясь при этом  практически в любой точке  географического пространства

- предоставляется возможность  оперативной коммуникации как  каждого члена общества с каждым, так и с государственными и  общественными структурами вне  зависимости от места нахождения  на Земном шаре;

- трансформируется деятельность  СМИ по формам создания и  распространения информации, технологически  стыкуясь с информационными компьютерными сетями;

- "исчезают" географические  и геополитические границы государств в рамках информационных сетей, происходит "столкновение" информационных законодательств стран, возникает необходимость гармонизации законодательств;

- появляются новые формы  деятельности с использованием  информационных сетей: работа, творчество, воспитание и образование, медицина.

Обобщая все написанное социологами  по поводу информационного общества, можно следующим образом представить  базовые черты этого типа социальной организации:

1) Определяющим фактором  общественной жизни в целом  является научное знание. Оно  вытесняет труд (ручной и механизированный) в его роли фактора стоимости  товаров и услуг. Экономические  и социальные функции капитала  переходят к информации. Как следствие,  ядром социальной организации,  главным социальным институтом  становится университет как центр  производства, переработки и накопления  знания. Промышленная корпорация  теряет главенствующую роль;

2) Уровень знаний, а не  собственность, становится определяющим  фактором социальной дифференциации. Деление на "имущих" и "неимущих" приобретает принципиально новый  характер: привилегированный слой  образуют информированные, в ту  пору как неинформированные –  это "новые бедные". Соответственно  очаг социальных конфликтов перемещается  из экономической сферы в сферу  культуры. Результатом борьбы и  разрешения конфликтов является  развитие новых и упадок старых  социальных институтов;

3) Инфраструктурой информационного  общества является новая "интеллектуальная", а не "механическая" техника.  Социальная организация и информационные  технологии образуют "симбиоз". Общество вступает в "технетронную эру" (З. Бжезинский), когда социальные процессы становятся программируемыми.4

Информация о работе Информаицонная экономика