Государственный сектор в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило растут. Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно.
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного сектора в системе государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение 4
1 Государственный сектор в рыночной экономике 5
1.1 Понятие государственного сектора и роли государства в рыночной экономике 5
1.2 Теоретические основы экономики государственного сектора 12
1.3 Методы регулирования государственного сектора 18
1.4 Регулирующее воздействие государственного сектора 20
1.5 Масштабы государственного сектора 21
1.6 Специфика экономических отношений в государственном секторе 24
2 Состояние государственного сектора в РФ 28
2.1 Специфика государственного сектора в РФ 28
2.2 Неоднородность государственного сектора в современной рыночной экономике 32
2.3 Государственно-частное партнерство 36
2.4 Новые принципы управления государственным сектором в России 42
Заключение 46
Библиографический список 47

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМ.ТЕОРИЯ.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

       На сегодняшний день, наиболее проработанным и эффективным инструментом ГЧП является создание особых экономических зон для привлечения отечественного и иностранного капитала в реализации инновационных проектов на льготных условиях. Опыт создания и функционирования особых экономических зон, известен мировой практике еще с 1970. Тогда в развивающихся странах, широкое распространение получили экспортно-производственные зоны. Быстрый рост этих зон способствовал резкому увеличению экспорта продукции обрабатывающей промышленности и подъему экономики в первую очередь в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, что позволило многим из них стать крупнейшими экспортерами мира.

       В соответствии с положениями  Федерального закона № 116-ФЗ  с изменениями от 3 июня 2006 г. в Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. ОЭЗ создаются сроком на 20 лет (за исключением портовых - 49 лет).

       Основными целями создания ОЭЗ являются: развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики; производство новых видов продукции; развитие импортозамещающих производств; развитие транспортной инфраструктуры; развитие туризма и санаторно-курортной сферы.

       Таким образом в России на сегодняшний момент существуют следующие экономические зоны: ОЭЗ "Алабуга" (Республика Татарстан), ОЭЗ "Дубна" Московская область, ОЭЗ в г. Санкт-Петербурге, ОЭЗ в г. Томске, ОЭЗ в Калининградской области, ОЭЗ в Магаданской области, ОЭЗ "Липецк" (Липецкая область), ОЭЗ в г. Москве (Зеленоград), ОЭЗ на Кавказких Минеральных Водах, ОЭЗ в Республике Алтай, ОЭЗ в Алтайском Крае, ОЭЗ в Ульяновской области (портового типа), ОЭЗ в Хабаровском Крае (портового типа), ОЭЗ в Красноярском Крае (портового типа) [20].

       Главными чертами особых экономических  зон является:

  • таможенные льготы - снижение или отмена экспортно-импортных таможенных пошлин, упрощенный порядок внешнеторговых операций;
  • фискальные льготы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности;
  • финансовые преференции, включающие различные формы государственных субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками, средствами инфраструктуры особой зоны и т.д.;
  • административные льготы, упрощающие процедуры регистрации предприятий и лицензирования на территории особой экономической зоны.

       Приоритетное направление деятельности  ОЭЗ носит инновационный характер, при этом акцентируется внимание  на отрасли с высокой добавленной  стоимостью, экспортной направленностью  и мультипликативностью. Создание  особых экономических зон представляет  собой перспективное направление развития экономики России. Особые экономические зоны являются институтом, который способствует привлечению инвестиций, укреплению экономического и научного потенциала государства, а также развитию экспортно-ориентированных производств.

       На сегодняшний день уже можно  подвести некоторые итоги рентабельности  ОЭЗ. К 2012 году налоговые поступления  сегодняшних резидентов двух  промышленно-производственных ОЭЗ  (ОЭЗ "Алабуга", ОЭЗ "Липецк") полностью окупят затраты государства  на создание инфраструктуры и должны превысить 12 млрд. рублей. Таким образом, особые экономические зоны представляют собой эффективный механизм, который может стимулировать как промышленное производство, так и инновационную экономику [22].

       Стоит заметить, что большинство ОЭЗ находятся в стадии строительства и еще рано говорить об абсолютной эффективности функционирования ОЭЗ. Отсутствие опыта и стратегического планирования повышают риски как инвесторов, так и государства. Кроме того 90% финансирования осуществляют банки и только 10% - инвестор. Поэтому, не все банки хотят финансировать проекты ГЧП из-за рисков, связанных с ними. В нынешних условиях многие банки неспособны в короткие сроки оперировать крупными суммами, достаточными для непрерывного хода работ.

       Строительство ОЭЗ столкнулось с проблемой отношений между строителями и профильными чиновниками. Выделение земли под застройку, оформление документов на участок, процедура сноса ветхого жилья и подведения коммуникаций, согласование проектов и ввод объектов в эксплуатацию коррумпированы и взяткоемки. Стоимость согласований и подготовки документов, по разным оценкам, составляет примерно от 15 до 30% от строительных смет. И, что самое удивительное в период кризиса эти ставки еще увеличились.

       В последние годы пришло осознание  того, что общий режим регулирования  хозяйственной деятельности в  России (сохраняющаяся неопределенность  прав собственности, недоступность  или высокая цена долгосрочных  финансовых средств для большинства  компаний, высокое налоговое бремя в секторах, производящих несырьевую продукцию, а также неразвитость производственной инфраструктуры и забюрократизорованность многих сфер деятельности) настолько неблагоприятен для инноваций и развития сложных видов услуг, что отдельными мерами их поддержки обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регулятивной сферах, которые на сегодняшний день могут быть в полном объеме реализованы в рамках зон с особым экономическим режимом.

       Во второй главе были рассмотрены реальные условия и особенности в которых происходит развитие и изменение государственного сектора экономики. К ним относится государственная монополизация структурообразующих предприятий в промышленности, нефте - газо - добычи, в транспортной сфере. Финансовый комплекс также приобретает государственные очертания. Информационный комплекс принадлежит крупным госкомпаниям, т.е. о независимости СМИ уже не приходится говорить. Происходит формирования концернов на основе государственной собственности, контролирующих большое число предприятий, имеющих весомое значение во всех сферах промышленности. Государственное финансирование данных проектов приобретает огромный масштаб, и не прекращается в условиях мирового финансового кризиса. Государство пытается привлечь частный капитал на долгосрочное инвестирование в создание инновационно-направленных технопарков и особых экономических зон, с помощью инструментов государственно-частного партнерства. С помощью этих инструментов государство делает первые шаги на пути к новой концепции развития страны к 2020 году. О результатах ГЧП говорить еще рано, так, как инвестирование направлено на долгосрочный период. Но российские инвесторы уже столкнулись с несоответствием законодательства программе и неэффективностью всеобъемлющего бюрократического аппарата.  

     2.4  Новые принципы управления государственным сектором в России

 

     Управление  государственным сектором в России находится в кризисном состоянии, о чем свидетельствуют экономические  показатели деятельности большинства государственных предприятий, низкие доходы государства от использования объектов государственной собственности, наличие неучтенных объектов собственности, плохое качество предоставляемых услуг и многое другое.

     Неэффективное развитие государственного сектора обусловлено рядом причин, главными из которых мы считаем устаревшую концепцию управления государственным имуществом, которая не позволила преодолеть теневое управление государственным сектором, некомпетентность менеджеров на государственных предприятиях, игнорирование института независимых директоров и др. недостатки управления государственной собственностью. Большинство из них обусловлено реализацией тоталитарной модели управления. Подобная ситуация со всей остротой ставит вопрос о поиске нового подхода к управлению объектами, принадлежащими государству.

     Наиболее  важным и близким к позиции  автора является предлагаемый отечественными исследователями подход, заключающийся  в изменении концепции государственного предприятия и обосновании принципиально  нового отношения к государственным структурам в экономике. Согласно этому подходу, необходимо превратить государственные предприятия в образцовые организации, мотивированные к активному поведению на рынке, не нарушая конкурентности рынка. Без осознания важности такого подхода к управлению государственными предприятиями никакие меры по повышению эффективности их деятельности не приведут к повышению эффективности государственного сектора.

     Сложившееся мнение о том, что государственное  предприятие всегда и везде неэффективно стало своеобразным клеймом для государственных предприятий, хотя далеко не всегда государственные предприятия обречены на провал. В данном случае, на наш взгляд, происходит подмена понятий «цель – не только получение прибыли» и «бесприбыльное, или убыточное функционирование». Если государственное предприятие функционирует в рыночной экономике как коммерческая организация, оно должно выступать как рыночный субъект.

     В России пока подавляющее большинство  предприятий не отвечает критериям  соответствия полноценному рыночному субъекту, что проявляется в ограничениях в рыночной мотивации, низком уровне инвестиционно-инновационной деятельности, отсутствии полной информации о рынке продукции, сырья, технологий; в некорректном отношении к работникам, потребителям и поставщикам; в недостаточно координированной деятельности отдельных служб и подразделений. Поэтому мы считаем, что государство должно не только заботиться о сохранении объектов государственной собственности и обеспечении всех условий для эффективного функционирования государственных предприятий, но и создавать в рамках государственного сектора образцовые предприятия в контексте экономической и социальной эффективности.

     Реализуемый Правительством РФ подход к совершенствованию  управления государственным сектором состоит в попытке оптимизировать состав объектов государственной собственности, сократить численность государственных служб мониторинга и увеличить неналоговую часть поступлений в государственный бюджет. Речь идет, прежде всего, о сокращении числа государственных унитарных предприятий (ГУП). В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 5,5 тыс. государственных унитарных предприятий, которые предполагается преобразовать в ОАО. Активы  уже в 2010 г. будут выставлены на продажу. За счет акционирования унитарных предприятий предполагается сократить количество служб, ведущих мониторинг их деятельности и, соответственно, число занятых в государственном секторе. Кроме того, правительство собирается  сократить присутствие государства в банковском секторе и в акционерных обществах. Сокращение государственных унитарных предприятий происходит также путем передачи их в собственность государственных корпораций в виде НКО, что, на наш взгляд, является не совсем обоснованным. Такое преобразование государственного сектора не способствует повышению эффективности использования объектов государственной собственности.

     Важным  направлением поиска новых форм управления государственной собственностью является также разработка модели демократизации собственности, предполагающей предоставление возможности всем трудящимся приобретать в собственность акции предприятий, государственных в том числе. Предлагаемый Высшей школой приватизации и предпринимательства механизм работает по формуле государственно-частного партнерства (ГЧП), согласно которой государство вместе с бизнесом на возвратной основе мобилизует для реструктуризации приватизируемых предприятий инвестиционные ресурсы.

     Демократизация  управления собственностью позволяет  вовлечь в процесс управления коллективы работников, повысить прозрачность управления государственной собственностью и заинтересованность каждого в повышении эффективности использования имущества государства. В этой модели начинают работать долгосрочные и краткосрочные материальные стимулы, что позволяет добиваться рентабельности государственных предприятий. Вместе с тем, на пути реализации модели демократизации существуют серьезные препятствия, и, в первую очередь, непрозрачность управления государственной собственностью. Непрозрачность управления отражает авторитарность государственной власти, поэтому решение данной проблемы представляется крайне сложным. 

     Кроме того, реализация модели демократизации собственности предполагает использование  механизмов ГЧП, применение которых  в России крайне затруднено отсутствием четкого правового поля деятельности, не разработанностью механизмов расхода бюджетных средств в рамках ГЧП, недостаточной информированностью участников рынка о возможных моделях развития партнерских отношений между государством и бизнесом.

     Немаловажным  также является вопрос о совершенствовании  технологий управления государственной  собственностью на основе применения институционального подхода. Институциональный  подход предлагает создание Национальной управляющей корпорации, объединяющей несколько компаний для управления государственной собственностью на основе единых институциональных стандартов и методов управления. Такой подход будет способствовать оптимизации распределения инвестиционных и других корпоративных ресурсов между параллельно реализуемыми предпринимательскими проектами, повышению стоимости государственных активов за счет более адекватной их оценки и, наконец, накоплению управленческого опыта реализации проектов.

     Анализ  практики управления объектами государственной  собственности и реализованных попыток повысить эффективность функционирования объектов государственной собственности позволил автору разработать новые концептуальные основы подхода к управлению государственным сектором и выработать рекомендации по совершенствованию управления государственным имуществом в РФ.

Информация о работе Государственный сектор в рыночной экономике