Государственный сектор в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило растут. Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно.
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного сектора в системе государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение 4
1 Государственный сектор в рыночной экономике 5
1.1 Понятие государственного сектора и роли государства в рыночной экономике 5
1.2 Теоретические основы экономики государственного сектора 12
1.3 Методы регулирования государственного сектора 18
1.4 Регулирующее воздействие государственного сектора 20
1.5 Масштабы государственного сектора 21
1.6 Специфика экономических отношений в государственном секторе 24
2 Состояние государственного сектора в РФ 28
2.1 Специфика государственного сектора в РФ 28
2.2 Неоднородность государственного сектора в современной рыночной экономике 32
2.3 Государственно-частное партнерство 36
2.4 Новые принципы управления государственным сектором в России 42
Заключение 46
Библиографический список 47

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМ.ТЕОРИЯ.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

       Результаты анализа инвестиционной  активности в промышленности в самый разгар мирового финансового кризиса, таковы: примерно 40% всех заявленных инвестиционных проектов в промсекторе (общая сумма - 52 млрд долларов) резко увеличили предполагаемые сроки выполнения. Это сигнал к остановке. Открыто о замораживании проекта мало кто заявит. На поддержку предприятий государство выделило огромные средства, прежде всего это касается финансовой сферы (на рефинансирование западных долгов Внешэкономбанку выделено порядка 50 млрд. долларов), также снижены налоговые ставки налога на прибыль, предоставлены льготы по НДПИ [18].

       Огромные финансовые ресурсы  выделяются не только в сфере  ОПК и промышленности. В рамках  различных целевых программ в  области высоких технологий на 2008−2010 годы правительство выделит  600 млрд. рублей. Такие деньги на эти цели не выделялись никогда. Столь масштабные вложения обусловлены разработкой и внедрением новой концепции развития России до 2020. Один из важнейших пунктов концепции-2020 предусматривает переход от сырьевой экономики к инновационной. Для этого будут образованы пять-семь национальных исследовательских центров, а также будет поддержано формирование 10−15 исследовательских университетов [8].

       Анализирую такое расширение  объемов госсектора, при имеющихся  рычагах управления, можно сказать о создании системы, похожей на южнокорейские корпорации-чеболи. Также можно использовать термин "венесуэлизация", поскольку Венесуэла в свое время тоже национализировала нефтяную промышленность и довела свой госсектор до 60%. Ряд экспертов объясняет это попыткой создать экономическую вертикаль власти [17].

       Наличие в госсекторе крупных  государственных компаний повышает  управляемость национальной экономики.  Государство по отношению к  субъектам госсектора может применять  меры прямого административного  регулирования в отличие от общих мер макроэкономического регулирования, относящихся преимущественно к косвенным методам.

       Ряд российских ученых считает,  что государственный сектор не  просто должен существовать в  стране в ограниченных размерах, но играть роль "локомотива" в экономике: Управляя госсектором, государство осуществляет бенчмаркинговую функцию, в частности, формирует образцы управления и рыночного поведения субъектов экономики. Эталонообразующая функция государства должна быть реализована в первую очередь на предприятиях госсектора. Это относится и к качеству производимой в нем продукции. Эффективное функционирование госсектора и его субъектов - одна из наиболее важных составляющих эффективной деятельности государства в целом. Госсектор должен стать и ареной формирования и воспитания экономической и политической элиты страны. Государственный сектор должен служить источником и местом апробации прогрессивных организационно-экономических инноваций, распространяемых на другие сектора экономики.

       Таким образом, за последние годы параллельно с созданием "так называемой" суверенной демократии в России в экономике создается государственный сектор, занимающий особое, неприкосновенное положение. Он позволяет контролировать развитие российской экономики в целом за счет практической монополии внешнеэкономической деятельности и занятия командных высот в экономике, управлять финансовыми потоками, перераспределяя прибыль организаций и предприятий. Данная система не подконтрольна Федеральному Собранию или иной государственной или общественной организации. Российская экономика прибрела черты мобилизационной. По существу образован государственный мегахолдинг под эгидой правительства Российской Федерации, похожий на "товарищества с ограниченной ответственностью" высшей государственной бюрократии.

       Данная система породила массу  проблем функционирования госсектора. Низкие стимулы к повышению  эффективности ввиду господдержки. Цели формирования госкорпораций,  особенно в отсутствие четко  отработанной и правообеспеченной  системы приоритетов народнохозяйственного развития, как правило, формулируются размыто. А когда на основе формирования госкомпаний происходит нерыночная консолидация не связанных между собой активов, ее логика в ряде случаев вообще не прослеживается. Недостаточный контроль менеджмента со стороны государства, что порождает коррупцию, слабую ответственность государственных представителей за использование госсобственности. Во главе многих госкомпаний находятся бывшие чиновники, встает вопрос о компетентности высшего управления, необходимо проводить конкурсы на основе профессионализма для принятия на подобные должности; это касается не только топ менеджмента, но и более низших структур управления. Потеря управляемости и прозрачности ввиду сложности структуры госсектора. Сложное и нерациональное иерархическое строение размывает ответственность конкретных управляющих. Следует сформировать структуру штата с четкими обязанностями и правами, тем самым удастся избавится от неэффективных работников.

       Для улучшения прозрачности следует создать единое информационное пространство госсектора, которое позволит с одной стороны налаживать между организациями партнерские отношения, с другой контролировать обществу протекание процессов в госсекторе. Следует обратить внимание на реализацию готового проекта - "Электронного Государства". Пробелы в законодательстве является одной из ключевых. Следует увеличить наказание за нерациональное использование целевых денежных фондов, хищение средств. Незавершенность многих реформ (административная, ЖКХ) тормозит потенциальное развитие государственного и частного секторов. Антимонопольное законодательство скорее формально существует, чем развивает конкуренцию на рынках в условиях госмонополий. Предоставление госкорпорациям права инвестировать многомиллиардные денежные средства в фондовый рынок чревато его "перегревом" и снижением привлекательности венчурного финансирования, весьма важного для развития рынка высоких технологий.

       На сегодняшний день наблюдается  тенденция как на укрупнение  госсектора, так и на его уменьшения в некоторых сферах экономики страны. Это проявляется в усилении косвенного воздействия на экономику, развитии государственно-частного партнерство.

     2.2  Неоднородность  государственного сектора в современной  рыночной экономике

 

     Неоднородность состава государственного сектора предопределяется разнообразием функций государства в современной рыночной экономике, для реализации которых оно создает различные государственные структуры, нередко именуемые объектами государственного сектора.

       Поэтому, прежде чем представлять все многообразие и сложность структуры государственного сектора, функционирующего на базе объектов государственной собственности, необходимо уточнить, что собственно следует понимать под объектами и составными элементами государственного сектора.

     Определение государственного сектора через  объекты государственной собственности  нам представляется не совсем точным, поскольку оно не дает представления  об активной стороне вовлечения объектов собственности в воспроизводственный  процесс и понимания сущностных характеристик материальной основы государственного сектора, скрывая историю его формирования в переходный период, появление неэффективных государственных структур, причины формирования государственного сектора в постсоциалистических странах по остаточному принципу.

     Традиционная  классификация объектов государственного сектора в научной и учебной  литературе проводится в соответствии с юридическим обоснованием, тогда  как экономическое обоснование  игнорируется.

       С экономической точки зрения, объектами собственности являются факторы производства: труд, земля, капитал и др. Они вовлекаются экономическими субъектами в воспроизводственный процесс. В процессе хозяйственной деятельности экономические субъекты, функционирующие от имени государства, выступают в разных организационно-правовых формах в виде: бюджетных организаций, государственных унитарных предприятий, казенных предприятий, государственных акционерных компаний, государственных корпораций.

     Каждый  тип государственной структуры  функционирует для достижения определенной цели, по-разному вовлечен в систему рыночных отношений и требует особого подхода к управлению. Правильнее, на наш взгляд, определять структуру государственного сектора не через объекты, а через хозяйствующие субъекты, наделенные государственным имуществом, которые функционируют в разных организационно-правовых формах, либо позиционировать объект как хозяйствующий субъект.

     Предлагаемый  подход облегчает классификацию  состава государственного сектора  в соответствии с функциональной значимостью создаваемых объектов (формирование социального хозяйства, поддержание целостности экономики, создание точек роста и др.). Основной задачей государственного сектора является обеспечение функционирования предприятий социального назначения, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей общества как целого. Это тот минимум требований к государственному сектору, который не зависит от уровня экономического развития. Если перед государством стоит задача осуществить прорыв в экономическом развитии, создать точки роста, или преодолеть спад в экономике, оно создает государственные корпорации, которые при достижении поставленной цели могут быть приватизированы.

     История развития государственного сектора  в разных странах свидетельствует о том, что неоднородность государственного сектора усиливается в зависимости от уровня развития национальной экономики, национальных особенностей и типа государственного устройства. Переход ряда стран к рыночной экономике от административно-командной системы дал основания для выделения в качестве особой функции государственного сектора обеспечение перехода к рыночной экономике. Однако не все страны в полной мере реализовали ее на практике. Нерешенные задачи переходного периода порождают тенденцию к появлению самых разнообразных структур в составе государственного сектора экономики, которые исследователи склонны позиционировать в качестве объектов государственной собственности.

     Государственный сектор есть величина переменная, имеет  циклический характер. Он может расширяться или сужаться в зависимости от потребностей общества и др. факторов. В современной российской экономике размеры государственного сектора характеризуются следующими показателями (см. таблица 2.1). 

     Таблица 2.1 - Государственный сектор российской экономики по отдельным показателям

Наименование  показателя Ед. изм. 2001 г. 2008 г.
1 2 3 4
Число государственных и муниципальных  предприятий и организаций тыс.ед. 3 346 4 772
Доля  государственных и муниципальных  предприятий и организаций в  общем числе предприятий и организаций в РФ % 11 9
Основные  фонды  млн. руб. 5 262 771 15 492 649

 

     Продолжение таблицы 2.1  

1 2 3 4
Доля  государственных предприятий в  основных фондах % 26 22
Численность занятых в государственном секторе тыс. чел. 24 228 21 530
Доля  занятых в государственном секторе  в общем количестве занятых в  экономике РФ % 37 31
Число приватизированных государственных  и муниципальных предприятий единиц 2 287 260
Число акционерных обществ в уставных капиталах которых участвует  государство единиц 3 524 3 674
Оборот  розничной торговли предприятий  государственного сектора млн. руб. 116 945 204 354
Объем выручки, полученной от размещения государственных  ценных бумаг (ГКО-ОФЗ) млрд. руб. 56,4 183,3
Перечислено средств в ГБ в результате размещения ценных бумаг млрд. руб. - 55,2 21,9
 

     Предоставленные Федеральной службой государственной  статистики данные, к сожалению, не дают точного представления о  размерах государственного сектора, поскольку  не содержат информации о расходах государства, связанных с функционированием государственных структур, а также – об изменении степени государственного контроля. Кроме того, эти данные не отражают последних тенденций в развитии государственного сектора в посткризисный период, которые свидетельствуют о некотором увеличении прямого государственного вмешательства в экономику.

Информация о работе Государственный сектор в рыночной экономике