Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:43, курсовая работа
Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило растут. Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно.
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного сектора в системе государственного регулирования экономики.
Введение 4
1 Государственный сектор в рыночной экономике 5
1.1 Понятие государственного сектора и роли государства в рыночной экономике 5
1.2 Теоретические основы экономики государственного сектора 12
1.3 Методы регулирования государственного сектора 18
1.4 Регулирующее воздействие государственного сектора 20
1.5 Масштабы государственного сектора 21
1.6 Специфика экономических отношений в государственном секторе 24
2 Состояние государственного сектора в РФ 28
2.1 Специфика государственного сектора в РФ 28
2.2 Неоднородность государственного сектора в современной рыночной экономике 32
2.3 Государственно-частное партнерство 36
2.4 Новые принципы управления государственным сектором в России 42
Заключение 46
Библиографический список 47
Результаты анализа
Огромные финансовые ресурсы выделяются не только в сфере ОПК и промышленности. В рамках различных целевых программ в области высоких технологий на 2008−2010 годы правительство выделит 600 млрд. рублей. Такие деньги на эти цели не выделялись никогда. Столь масштабные вложения обусловлены разработкой и внедрением новой концепции развития России до 2020. Один из важнейших пунктов концепции-2020 предусматривает переход от сырьевой экономики к инновационной. Для этого будут образованы пять-семь национальных исследовательских центров, а также будет поддержано формирование 10−15 исследовательских университетов [8].
Анализирую такое расширение объемов госсектора, при имеющихся рычагах управления, можно сказать о создании системы, похожей на южнокорейские корпорации-чеболи. Также можно использовать термин "венесуэлизация", поскольку Венесуэла в свое время тоже национализировала нефтяную промышленность и довела свой госсектор до 60%. Ряд экспертов объясняет это попыткой создать экономическую вертикаль власти [17].
Наличие в госсекторе крупных
государственных компаний
Ряд российских ученых считает,
Таким образом, за последние годы параллельно с созданием "так называемой" суверенной демократии в России в экономике создается государственный сектор, занимающий особое, неприкосновенное положение. Он позволяет контролировать развитие российской экономики в целом за счет практической монополии внешнеэкономической деятельности и занятия командных высот в экономике, управлять финансовыми потоками, перераспределяя прибыль организаций и предприятий. Данная система не подконтрольна Федеральному Собранию или иной государственной или общественной организации. Российская экономика прибрела черты мобилизационной. По существу образован государственный мегахолдинг под эгидой правительства Российской Федерации, похожий на "товарищества с ограниченной ответственностью" высшей государственной бюрократии.
Данная система породила массу
проблем функционирования
Для улучшения прозрачности следует создать единое информационное пространство госсектора, которое позволит с одной стороны налаживать между организациями партнерские отношения, с другой контролировать обществу протекание процессов в госсекторе. Следует обратить внимание на реализацию готового проекта - "Электронного Государства". Пробелы в законодательстве является одной из ключевых. Следует увеличить наказание за нерациональное использование целевых денежных фондов, хищение средств. Незавершенность многих реформ (административная, ЖКХ) тормозит потенциальное развитие государственного и частного секторов. Антимонопольное законодательство скорее формально существует, чем развивает конкуренцию на рынках в условиях госмонополий. Предоставление госкорпорациям права инвестировать многомиллиардные денежные средства в фондовый рынок чревато его "перегревом" и снижением привлекательности венчурного финансирования, весьма важного для развития рынка высоких технологий.
На сегодняшний день
Неоднородность состава государственного сектора предопределяется разнообразием функций государства в современной рыночной экономике, для реализации которых оно создает различные государственные структуры, нередко именуемые объектами государственного сектора.
Поэтому, прежде чем представлять все многообразие и сложность структуры государственного сектора, функционирующего на базе объектов государственной собственности, необходимо уточнить, что собственно следует понимать под объектами и составными элементами государственного сектора.
Определение
государственного сектора через
объекты государственной
Традиционная классификация объектов государственного сектора в научной и учебной литературе проводится в соответствии с юридическим обоснованием, тогда как экономическое обоснование игнорируется.
С экономической точки зрения, объектами собственности являются факторы производства: труд, земля, капитал и др. Они вовлекаются экономическими субъектами в воспроизводственный процесс. В процессе хозяйственной деятельности экономические субъекты, функционирующие от имени государства, выступают в разных организационно-правовых формах в виде: бюджетных организаций, государственных унитарных предприятий, казенных предприятий, государственных акционерных компаний, государственных корпораций.
Каждый тип государственной структуры функционирует для достижения определенной цели, по-разному вовлечен в систему рыночных отношений и требует особого подхода к управлению. Правильнее, на наш взгляд, определять структуру государственного сектора не через объекты, а через хозяйствующие субъекты, наделенные государственным имуществом, которые функционируют в разных организационно-правовых формах, либо позиционировать объект как хозяйствующий субъект.
Предлагаемый подход облегчает классификацию состава государственного сектора в соответствии с функциональной значимостью создаваемых объектов (формирование социального хозяйства, поддержание целостности экономики, создание точек роста и др.). Основной задачей государственного сектора является обеспечение функционирования предприятий социального назначения, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей общества как целого. Это тот минимум требований к государственному сектору, который не зависит от уровня экономического развития. Если перед государством стоит задача осуществить прорыв в экономическом развитии, создать точки роста, или преодолеть спад в экономике, оно создает государственные корпорации, которые при достижении поставленной цели могут быть приватизированы.
История развития государственного сектора в разных странах свидетельствует о том, что неоднородность государственного сектора усиливается в зависимости от уровня развития национальной экономики, национальных особенностей и типа государственного устройства. Переход ряда стран к рыночной экономике от административно-командной системы дал основания для выделения в качестве особой функции государственного сектора обеспечение перехода к рыночной экономике. Однако не все страны в полной мере реализовали ее на практике. Нерешенные задачи переходного периода порождают тенденцию к появлению самых разнообразных структур в составе государственного сектора экономики, которые исследователи склонны позиционировать в качестве объектов государственной собственности.
Государственный
сектор есть величина переменная, имеет
циклический характер. Он может расширяться
или сужаться в зависимости от потребностей
общества и др. факторов. В современной
российской экономике размеры государственного
сектора характеризуются следующими показателями
(см. таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Государственный сектор российской экономики по отдельным показателям
Наименование показателя | Ед. изм. | 2001 г. | 2008 г. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Число
государственных и |
тыс.ед. | 3 346 | 4 772 |
Доля
государственных и |
% | 11 | 9 |
Основные фонды | млн. руб. | 5 262 771 | 15 492 649 |
Продолжение таблицы
2.1
1 | 2 | 3 | 4 |
Доля государственных предприятий в основных фондах | % | 26 | 22 |
Численность
занятых в государственном |
тыс. чел. | 24 228 | 21 530 |
Доля
занятых в государственном |
% | 37 | 31 |
Число
приватизированных |
единиц | 2 287 | 260 |
Число акционерных обществ в уставных капиталах которых участвует государство | единиц | 3 524 | 3 674 |
Оборот розничной торговли предприятий государственного сектора | млн. руб. | 116 945 | 204 354 |
Объем выручки, полученной от размещения государственных ценных бумаг (ГКО-ОФЗ) | млрд. руб. | 56,4 | 183,3 |
Перечислено средств в ГБ в результате размещения ценных бумаг | млрд. руб. | - 55,2 | 21,9 |
Предоставленные
Федеральной службой
Информация о работе Государственный сектор в рыночной экономике