Государственный сектор в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило растут. Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно.
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного сектора в системе государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение 4
1 Государственный сектор в рыночной экономике 5
1.1 Понятие государственного сектора и роли государства в рыночной экономике 5
1.2 Теоретические основы экономики государственного сектора 12
1.3 Методы регулирования государственного сектора 18
1.4 Регулирующее воздействие государственного сектора 20
1.5 Масштабы государственного сектора 21
1.6 Специфика экономических отношений в государственном секторе 24
2 Состояние государственного сектора в РФ 28
2.1 Специфика государственного сектора в РФ 28
2.2 Неоднородность государственного сектора в современной рыночной экономике 32
2.3 Государственно-частное партнерство 36
2.4 Новые принципы управления государственным сектором в России 42
Заключение 46
Библиографический список 47

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМ.ТЕОРИЯ.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

     Особое  внимание этой проблеме уделили представители  теории общественного выбора и, в  частности, известный американский экономист Дж.Стиглиц. Главными причинами  оппортунистического поведения  государственных структур он считает  множественность целей государственных предприятий и слабые экономические стимулы для менеджеров, осуществляющих управление государственным предприятием. Подобная ситуация в рыночной среде создает условия для модификации самой сути отношений государственной собственности, их эрозии, что проявляется в оппортунистическом поведении государственных компаний и их топ-менеджмента.

     Кроме того, организационная структура  государственного сектора характеризуется  большим разнообразием типов  хозяйствующих субъектов, цели функционирования которых существенно отличаются. В числе государственных субъектов экономической деятельности можно выделить чисто коммерческие структуры, коммерческие организации с общественным обременением и организации, не занимающиеся коммерческой деятельностью.

     Разная  степень вовлеченности в рыночные отношения, в зависимости от их организационно-правовой формы, множественность целей и  недостаточное финансирование в  государственном секторе создают  простор менеджерам для извлечения личных выгод, и нередко провоцирует некоммерческие организации заниматься коммерческой деятельностью в нарушение уставных норм деятельности, определенных законодательством.

       Производство смешанных благ, которые  создаются совместно и частными, и государственными предприятиями  усиливает стимулы к оппортунистическому поведению государственных предприятий.

     Оппортунистическое  поведение государственных предприятий  связано также с тем, что отношения  в государственном секторе развиваются  как многосубъектные. Управление объектами  государственной собственности осуществляет не само государство как таковое от имени общества, а менеджер от имени государства. Проблема множественности целей, преломляясь через опосредованное управление объектами государственной собственности, также приводит к искажению отношений государственной собственности, развивающихся в государственном секторе в условиях рынка.

     Государственные структуры, так или иначе, функционируют  в системе рыночных отношений, на их поведение оказывает влияние  не только государство, но и основные законы рынка. В результате экономические отношения развиваются под воздействием как прямого государственного, так и рыночного регулирования. Субъекты осуществляют хозяйственную деятельность не изолированно от частных субъектов, а во взаимодействии и конкурентной борьбе.

     Поэтому специфика экономических отношений  в государственном секторе характеризуется  еще и тем, что они выступают, с одной стороны, как непосредственно-общественные, а с другой, - как рыночные. Двойственность отношений означает, что они являются одновременно непосредственно-общественными и рыночными. С одной стороны, деятельность государственного предприятия подлежит контролю со стороны государства, с другой – в рамках контроля допускается определенная самостоятельность субъекта и вовлечение государственного имущества в рыночный оборот. Эта двойственность проявляется в разной степени при функционировании государственных структур разных типов. Отдельные предприятия используют на рыночных условиях лишь некоторые объекты государственной собственности, и в этой части своей деятельности проявляют самостоятельность, деятельность же других государственных компаний может целиком носить рыночный характер. Так, управление пакетом акций государства, является чисто рыночной деятельностью, предполагающей знание рыночной конъюнктуры и навыки поведения на рынке капитала.[9]

     Двойственный  характер экономических отношений  в государственном секторе позволил выдвинуть гипотезу о возможности  совмещения рыночных и плановых начал  в хозяйствовании в рамках государственного сектора, и возможности использования дополнительного экономического эффекта в управлении объектами государственной собственности в целях повышения эффективности их функционирования. Недооценка этого, напротив, может создать трудности функционирования государственных предприятий в рыночной среде.

     Практика  передовых стран показывает, что  совмещение плановых и рыночных методов  ведения хозяйства в рамках государственного сектора создает новые условия  для развития государственного предпринимательства. Понимание важности внедрения рыночных принципов в управление объектами государственной собственностью имеет особое значение для выработки адекватных методов управления государственным сектором в современных условиях. Хозяйственная реформа 1960-х гг. в СССР не дала желаемых результатов, в частности, из-за непонимания того, что государственная собственность может так же успешно функционировать как частная в реалиях рыночных методов хозяйствования.

     Введение  рыночных принципов в управление государственным сектором открывает перспективы государственным компаниям добывать самостоятельно финансовые средства, как на рынке капитала, так и за счет диверсификации своей деятельности, повышать качество менеджмента и предоставляемых благ, приглашая независимых профессионалов и т.д. Вместе с тем, опасность активного использования рыночных методов в государственном секторе состоит в возможности использования государственной собственности не по назначению и прекращении целевой деятельности государственных структур. Поэтому использование рыночных механизмов должно быть ограниченным и контролируемым процессом.

     В первой главе мы исследовали основные теоретические положения возникновения  и функционирования государственного сектора экономики. Обозначены основные подходы к определению понятия госсектора российскими и зарубежными учеными. Проведены параллели между сходными, но не идентичными понятиями госсектора и госсобственности. Обозначены основные границы функционирования госсектора через функции выполняемые государством. Но на данном этапе развития российского общества существует ряд проблем и ограничений, которые накладывают свой отпечаток на возможности реализации первостепенных и жизнеобеспечивающих функций государства, тем самым искажая структуру и границы вмешательства государства в экономику. В конце главы определены основные методы государственного регулирования госсектора. Стоит заметить, что эти методы приводятся в действие комплексно, поэтому сложно оценить значимость каждого. Однако на сегодняшний день все больше развиваются методы государственно-частного партнерства. Реализация ГЧП подробней будет рассмотрено во второй главе.

 

      2 Состояние государственного сектора  в РФ

     2.1 Специфика государственного  сектора в РФ

 

       Последнее время резко увеличилось  государственное присутствие в  экономике. Правда, привести конкретные цифр государственного участия, очень сложно ввиду объема и структуры госсектора. Ведь до сих пор не произведена инвентаризация госпредприятий, госимущества в стране и за рубежом. Статистика госсектора сводится поэтому к измерению некоторых показателей, таких как: среднегодовая численность занятых в экономике на государственных и муниципальных предприятиях - 21796000 чел. (32,1% от общей численности занятых в экономике), на предприятиях смешанной формы собственности - 459100 чел. (6,7%); число государственных и муниципальных предприятий - 413000 (8,6%), число предприятий смешанной формы собственности - 215000 (4,3%); на государственных и смешанных предприятиях добывается 16,8% полезных ископаемых от общего объема добычи, в том числе 15,6% топливно-энергетических полезных ископаемых; в обрабатывающем производстве на долю государственных, муниципальных, смешанных предприятий приходится 19% от общего объема производства, в том числе производство нефтепродуктов - 20%, обработка древесины 7%, химическое производство - 20%, металлургическое производство - 11%, производство машин и оборудования - 16%; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 70,2% [22].

       Но большинство экспертов склоняются  к тому, что если несколько лет назад экономисты говорили, что доля госсектора в ВВП составляет 34%, то сегодня если просуммировать объемы производства всех госкомпаний и ФГУПов, эта цифра составит не менее 50% ВВП. Также эксперты считают, что в ближайшее время присутствие государства в экономике будет только увеличиваться.

       Таким образом, налицо по существу  огромный государственный холдинг.

       Рассмотрим общие параметры государственного  сектора: 

  • объем реализованной продукции 10 самых больших государственных корпораций составляет более 20% российского ВВП;
  • в десятке наиболее крупных по объемам реализации российских компаний шесть принадлежат государству;
  • "Газпром", формирующий около 8% бюджета страны, по уровню капитализации вошел в тройку мировых лидеров;
  • доля госсектора в экономике страны оценивается, как уже отмечено выше, на уровне не менее 50% ВВП [15].

       Крупнейшие государственные компании  можно разделить на несколько  групп предприятий, монопольно  контролирующих определенные виды  деятельности:

  • инфраструктура - транспортная (РЖД, "Газпром", "Транснефть", "Транснефтепродукт", "Госкорпорация по организации воздушного движения"), коммуникационная ("Связьинвест", "Почта России", ФАПСИ,), энергетическая ("ЕЭС России", "Росэнергоатом", ТВЭЛ);
  • добыча и экспорт сырья − "Роснефть", алмазная монополия "АЛРОСА", "Газпром", "Газпромнефть". По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), госкомпании контролируют 33% добычи нефти и 80% газа в России;
  • оборонно-промышленный комплекс - "Росавиакосмос", судостроение, авиационная промышленность, ФПГУ по видам вооружений. Уже несколько лет государство пытается объединить предприятия ВПК в холдинги, специализирующиеся на производстве отдельных видов вооружения, это относится к таким госкорпорациям как Рособоронэкспорт, Ростехнологии;
  • финансовый комплекс - государственные банки и негосударственные, но так или иначе аффилированные с государством пенсионные фонды и страховые компании, прежде всего − Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Еврофинанс-Моснарбанк, Росэкимбанк, Российский банк развития, НПФ "Газпром", "СОГАЗ" и т.д.
  • информационный комплекс - включает в себя ВГТРК с радио и телеканалами, холдинг "Газпроммедиа", контролирующий многие средства массовой информации (НТВ, "Известия", "Эхо Москвы" и др.), РАО "ЕЭС" (REN TV и др.), "Российская газета" и другие издания, включая издания Федерального собрания, министерств и ведомств [14].

       В настоящее время происходит  формирование новых государственных  корпораций с использованием  как ядра (по аналогии с "Газпромом")"Рособоронэкспорта". Экспортер вооружений ФГУП "Рособоронэкспорт" (РОЭ) продвинулся далеко за пределы ВПК. Он приобрел контрольный пакет акций "АвтоВАЗа", за $700 млн выкупил 66% корпорации "ВСМПО-Ависма", единственного в России производителя титана. "Рособоронэкспорт" продолжал создание вертолетостроительного холдинга на базе своей дочерней компании "Оборонпром".

     "Оборонпром" купил Электромашиностроительный  завод "ЛЕПСЕ". В декабре  2006 г. "Оборонпром" начал оформлять  сделку по выкупу более 20% акций ОАО "Казанский вертолетный завод", после ее завершения "Оборонпром" получит контроль над одним из крупнейших вертолетных заводов России. Уже сейчас "Рособоронэкспорт" владеет несколькими десятками различных предприятий, а его представители входят в советы директоров всех значимых машиностроительных компаний, что означает РОЭ прекращать экспансию в промышленность не намерен [14].

       Значительное укрупнение происходит  также среди компаний с государственным  участием. Газпром, приобретя долю  в "НоваТЭКе" стал контролирующим акционером в проекте "Сахалин-2". Крупнейшая нефтяная компания страны - "Роснефть" не только успешно консолидировала в рамках единой структуры свои многочисленные добывающие и перерабатывающие предприятия, став фактически полноценным концерном, но и смогла существенно расширить свою ресурсную базу за счет покупки в альянсе с китайскими инвесторами "Удмуртнефти" и приобретения более десятка новых лицензий на освоение месторождений в Красноярском крае и Иркутской области. В результате "Газпром" и "Роснефть" прочно заняли лидирующие позиции в рейтингах ведущих нефтегазовых корпораций мира с многомиллиардной капитализацией [17].

       В 2007 году учреждено создание "Объединенной авиастроительной  корпорации" (ОАК) с капитализацией  почти 100 млрд. рублей, в которую вошли все отечественные разработчики и производители самолетов. Костяк нового авиагиганта составили знаменитые авиационные КБ и заводы, контролирующиеся государством, - АХК "Сухой", РСК "МиГ", "Туполев" и "Ильюшин", а также две лизинговые компании и внешнеторговое объединение "Авиаэкспорт". В сумме эти активы обеспечили федеральному центру 90,1% акций ОАК. Таким образом, новый авиагигант с момента своего образования стал монополией [14].

Информация о работе Государственный сектор в рыночной экономике