Особое
внимание этой проблеме уделили представители
теории общественного выбора и, в
частности, известный американский
экономист Дж.Стиглиц. Главными причинами
оппортунистического поведения
государственных структур он считает
множественность целей государственных
предприятий и слабые экономические стимулы
для менеджеров, осуществляющих управление
государственным предприятием. Подобная
ситуация в рыночной среде создает условия
для модификации самой сути отношений
государственной собственности, их эрозии,
что проявляется в оппортунистическом
поведении государственных компаний и
их топ-менеджмента.
Кроме
того, организационная структура
государственного сектора характеризуется
большим разнообразием типов
хозяйствующих субъектов, цели функционирования
которых существенно отличаются. В числе
государственных субъектов экономической
деятельности можно выделить чисто коммерческие
структуры, коммерческие организации
с общественным обременением и организации,
не занимающиеся коммерческой деятельностью.
Разная
степень вовлеченности в рыночные
отношения, в зависимости от их организационно-правовой
формы, множественность целей и
недостаточное финансирование в
государственном секторе создают
простор менеджерам для извлечения
личных выгод, и нередко провоцирует
некоммерческие организации заниматься
коммерческой деятельностью в нарушение
уставных норм деятельности, определенных
законодательством.
Производство смешанных благ, которые
создаются совместно и частными,
и государственными предприятиями
усиливает стимулы к оппортунистическому
поведению государственных предприятий.
Оппортунистическое
поведение государственных предприятий
связано также с тем, что отношения
в государственном секторе развиваются
как многосубъектные. Управление объектами
государственной собственности осуществляет
не само государство как таковое от имени
общества, а менеджер от имени государства.
Проблема множественности целей, преломляясь
через опосредованное управление объектами
государственной собственности, также
приводит к искажению отношений государственной
собственности, развивающихся в государственном
секторе в условиях рынка.
Государственные
структуры, так или иначе, функционируют
в системе рыночных отношений, на
их поведение оказывает влияние
не только государство, но и основные
законы рынка. В результате экономические
отношения развиваются под воздействием
как прямого государственного, так и рыночного
регулирования. Субъекты осуществляют
хозяйственную деятельность не изолированно
от частных субъектов, а во взаимодействии
и конкурентной борьбе.
Поэтому
специфика экономических отношений
в государственном секторе характеризуется
еще и тем, что они выступают,
с одной стороны, как непосредственно-общественные,
а с другой, - как рыночные. Двойственность
отношений означает, что они являются
одновременно непосредственно-общественными
и рыночными. С одной стороны, деятельность
государственного предприятия подлежит
контролю со стороны государства, с другой
– в рамках контроля допускается определенная
самостоятельность субъекта и вовлечение
государственного имущества в рыночный
оборот. Эта двойственность проявляется
в разной степени при функционировании
государственных структур разных типов.
Отдельные предприятия используют на
рыночных условиях лишь некоторые объекты
государственной собственности, и в этой
части своей деятельности проявляют самостоятельность,
деятельность же других государственных
компаний может целиком носить рыночный
характер. Так, управление пакетом акций
государства, является чисто рыночной
деятельностью, предполагающей знание
рыночной конъюнктуры и навыки поведения
на рынке капитала.[9]
Двойственный
характер экономических отношений
в государственном секторе позволил
выдвинуть гипотезу о возможности
совмещения рыночных и плановых начал
в хозяйствовании в рамках государственного
сектора, и возможности использования
дополнительного экономического эффекта
в управлении объектами государственной
собственности в целях повышения эффективности
их функционирования. Недооценка этого,
напротив, может создать трудности функционирования
государственных предприятий в рыночной
среде.
Практика
передовых стран показывает, что
совмещение плановых и рыночных методов
ведения хозяйства в рамках государственного
сектора создает новые условия
для развития государственного предпринимательства.
Понимание важности внедрения рыночных
принципов в управление объектами государственной
собственностью имеет особое значение
для выработки адекватных методов управления
государственным сектором в современных
условиях. Хозяйственная реформа 1960-х
гг. в СССР не дала желаемых результатов,
в частности, из-за непонимания того, что
государственная собственность может
так же успешно функционировать как частная
в реалиях рыночных методов хозяйствования.
Введение
рыночных принципов в управление
государственным сектором открывает
перспективы государственным компаниям
добывать самостоятельно финансовые средства,
как на рынке капитала, так и за счет диверсификации
своей деятельности, повышать качество
менеджмента и предоставляемых благ, приглашая
независимых профессионалов и т.д. Вместе
с тем, опасность активного использования
рыночных методов в государственном секторе
состоит в возможности использования
государственной собственности не по
назначению и прекращении целевой деятельности
государственных структур. Поэтому использование
рыночных механизмов должно быть ограниченным
и контролируемым процессом.
В
первой главе мы исследовали основные
теоретические положения возникновения
и функционирования государственного
сектора экономики. Обозначены основные
подходы к определению понятия
госсектора российскими и зарубежными
учеными. Проведены параллели между сходными,
но не идентичными понятиями госсектора
и госсобственности. Обозначены основные
границы функционирования госсектора
через функции выполняемые государством.
Но на данном этапе развития российского
общества существует ряд проблем и ограничений,
которые накладывают свой отпечаток на
возможности реализации первостепенных
и жизнеобеспечивающих функций государства,
тем самым искажая структуру и границы
вмешательства государства в экономику.
В конце главы определены основные методы
государственного регулирования госсектора.
Стоит заметить, что эти методы приводятся
в действие комплексно, поэтому сложно
оценить значимость каждого. Однако на
сегодняшний день все больше развиваются
методы государственно-частного партнерства.
Реализация ГЧП подробней будет рассмотрено
во второй главе.
2 Состояние государственного сектора
в РФ
2.1 Специфика государственного
сектора в РФ
Последнее время резко увеличилось
государственное присутствие в
экономике. Правда, привести конкретные
цифр государственного участия, очень
сложно ввиду объема и структуры госсектора.
Ведь до сих пор не произведена инвентаризация
госпредприятий, госимущества в стране
и за рубежом. Статистика госсектора сводится
поэтому к измерению некоторых показателей,
таких как: среднегодовая численность
занятых в экономике на государственных
и муниципальных предприятиях - 21796000 чел.
(32,1% от общей численности занятых в экономике),
на предприятиях смешанной формы собственности
- 459100 чел. (6,7%); число государственных и
муниципальных предприятий - 413000 (8,6%), число
предприятий смешанной формы собственности
- 215000 (4,3%); на государственных и смешанных
предприятиях добывается 16,8% полезных
ископаемых от общего объема добычи, в
том числе 15,6% топливно-энергетических
полезных ископаемых; в обрабатывающем
производстве на долю государственных,
муниципальных, смешанных предприятий
приходится 19% от общего объема производства,
в том числе производство нефтепродуктов
- 20%, обработка древесины 7%, химическое
производство - 20%, металлургическое производство
- 11%, производство машин и оборудования
- 16%; производство и распределение электроэнергии,
газа и воды - 70,2% [22].
Но большинство экспертов склоняются
к тому, что если несколько лет
назад экономисты говорили, что доля госсектора
в ВВП составляет 34%, то сегодня если просуммировать
объемы производства всех госкомпаний
и ФГУПов, эта цифра составит не менее
50% ВВП. Также эксперты считают, что в ближайшее
время присутствие государства в экономике
будет только увеличиваться.
Таким образом, налицо по существу
огромный государственный холдинг.
Рассмотрим общие параметры государственного
сектора:
- объем реализованной
продукции 10 самых больших государственных
корпораций составляет более 20% российского
ВВП;
- в десятке
наиболее крупных по объемам реализации
российских компаний шесть принадлежат
государству;
- "Газпром",
формирующий около 8% бюджета страны, по
уровню капитализации вошел в тройку мировых
лидеров;
- доля госсектора
в экономике страны оценивается, как уже
отмечено выше, на уровне не менее 50% ВВП
[15].
Крупнейшие государственные компании
можно разделить на несколько
групп предприятий, монопольно
контролирующих определенные виды
деятельности:
- инфраструктура
- транспортная (РЖД, "Газпром", "Транснефть",
"Транснефтепродукт", "Госкорпорация
по организации воздушного движения"),
коммуникационная ("Связьинвест",
"Почта России", ФАПСИ,), энергетическая
("ЕЭС России", "Росэнергоатом",
ТВЭЛ);
- добыча и
экспорт сырья − "Роснефть", алмазная
монополия "АЛРОСА", "Газпром",
"Газпромнефть". По данным Организации
экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР), госкомпании контролируют 33% добычи
нефти и 80% газа в России;
- оборонно-промышленный
комплекс - "Росавиакосмос", судостроение,
авиационная промышленность, ФПГУ по видам
вооружений. Уже несколько лет государство
пытается объединить предприятия ВПК
в холдинги, специализирующиеся на производстве
отдельных видов вооружения, это относится
к таким госкорпорациям как Рособоронэкспорт,
Ростехнологии;
- финансовый
комплекс - государственные банки и негосударственные,
но так или иначе аффилированные с государством
пенсионные фонды и страховые компании,
прежде всего − Сбербанк, Внешторгбанк,
Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк,
Еврофинанс-Моснарбанк, Росэкимбанк, Российский
банк развития, НПФ "Газпром", "СОГАЗ"
и т.д.
- информационный
комплекс - включает в себя ВГТРК с радио
и телеканалами, холдинг "Газпроммедиа",
контролирующий многие средства массовой
информации (НТВ, "Известия", "Эхо
Москвы" и др.), РАО "ЕЭС" (REN TV и др.),
"Российская газета" и другие издания,
включая издания Федерального собрания,
министерств и ведомств [14].
В настоящее время происходит
формирование новых государственных
корпораций с использованием
как ядра (по аналогии с "Газпромом")"Рособоронэкспорта".
Экспортер вооружений ФГУП "Рособоронэкспорт"
(РОЭ) продвинулся далеко за пределы ВПК.
Он приобрел контрольный пакет акций "АвтоВАЗа",
за $700 млн выкупил 66% корпорации "ВСМПО-Ависма",
единственного в России производителя
титана. "Рособоронэкспорт" продолжал
создание вертолетостроительного холдинга
на базе своей дочерней компании "Оборонпром".
"Оборонпром"
купил Электромашиностроительный
завод "ЛЕПСЕ". В декабре
2006 г. "Оборонпром" начал оформлять
сделку по выкупу более 20% акций
ОАО "Казанский вертолетный завод",
после ее завершения "Оборонпром"
получит контроль над одним из крупнейших
вертолетных заводов России. Уже сейчас
"Рособоронэкспорт" владеет несколькими
десятками различных предприятий, а его
представители входят в советы директоров
всех значимых машиностроительных компаний,
что означает РОЭ прекращать экспансию
в промышленность не намерен [14].
Значительное укрупнение происходит
также среди компаний с государственным
участием. Газпром, приобретя долю
в "НоваТЭКе" стал контролирующим
акционером в проекте "Сахалин-2".
Крупнейшая нефтяная компания страны
- "Роснефть" не только успешно консолидировала
в рамках единой структуры свои многочисленные
добывающие и перерабатывающие предприятия,
став фактически полноценным концерном,
но и смогла существенно расширить свою
ресурсную базу за счет покупки в альянсе
с китайскими инвесторами "Удмуртнефти"
и приобретения более десятка новых лицензий
на освоение месторождений в Красноярском
крае и Иркутской области. В результате
"Газпром" и "Роснефть" прочно
заняли лидирующие позиции в рейтингах
ведущих нефтегазовых корпораций мира
с многомиллиардной капитализацией [17].
В 2007 году учреждено создание
"Объединенной авиастроительной
корпорации" (ОАК) с капитализацией
почти 100 млрд. рублей, в которую вошли
все отечественные разработчики и производители
самолетов. Костяк нового авиагиганта
составили знаменитые авиационные КБ
и заводы, контролирующиеся государством,
- АХК "Сухой", РСК "МиГ", "Туполев"
и "Ильюшин", а также две лизинговые
компании и внешнеторговое объединение
"Авиаэкспорт". В сумме эти активы
обеспечили федеральному центру 90,1% акций
ОАК. Таким образом, новый авиагигант с
момента своего образования стал монополией
[14].