Государственный сектор в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило растут. Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно.
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного сектора в системе государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение 4
1 Государственный сектор в рыночной экономике 5
1.1 Понятие государственного сектора и роли государства в рыночной экономике 5
1.2 Теоретические основы экономики государственного сектора 12
1.3 Методы регулирования государственного сектора 18
1.4 Регулирующее воздействие государственного сектора 20
1.5 Масштабы государственного сектора 21
1.6 Специфика экономических отношений в государственном секторе 24
2 Состояние государственного сектора в РФ 28
2.1 Специфика государственного сектора в РФ 28
2.2 Неоднородность государственного сектора в современной рыночной экономике 32
2.3 Государственно-частное партнерство 36
2.4 Новые принципы управления государственным сектором в России 42
Заключение 46
Библиографический список 47

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМ.ТЕОРИЯ.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

     В основе новой концепции лежит  положение о том, что государственный  сектор является важным звеном в экономике  и его надо не ликвидировать, а  целенаправленно создавать, ориентируясь на его главную задачу – формирование социального хозяйства и поддержание целостности национальной экономики. При этом государственный сектор сегодня должен создаваться по правилам рыночной экономики и функционировать под воздействием как государственного, так и рыночного механизмов регулирования.

     Новые принципы управления государственным  сектором заключаются в усилении коллективных начал в управлении на основе развития эффективного государственного аудита; более активном использовании  института независимых директоров; повышении прозрачности управления объектами государственной собственности, максимально защищенного от коррупции; усилении взаимосвязи затрат с результатами при оценке эффективности деятельности государственных структур. Государственный сектор нового типа будет служить макроэкономической стабилизации, противостоять вызовам глобализации и содействовать обеспечению конкурентоспособности отечественных производителей на мировых рынках.

     В качестве рекомендаций по совершенствованию  управления государственным сектором с целью повышения эффективности использования объектов государственной собственности, автор предлагает следующие меры:

     - отказ от идеи создания государственных  корпораций в виде НКО;

     - акционирование государственных  унитарных предприятий;

     - выработка единой модели управления государственными долями акций;

     - применение принципа сохранения  технологических цепей в случае  приватизации/национализации градообразующих  предприятий;

     - развитие государственного предпринимательства  как способа повышения эффективности  использования государственной собственности, делая акцент на формировании образцовых государственных предприятий;

     - использование механизма ГЧП  посредством создания партнерств  с малым бизнесом мировых технологических  лидеров для реализации инновационной  траектории развития;

     - повышение качества корпоративного  управления на основе внедрения  института независимых директоров;

     - законодательное закрепление института  независимых директоров и создать  прозрачный механизм их избрания;

     - повышение качества технологий  и прозрачности процесса управления государственной собственностью;

     - реализация на практике демократической  модели управления государственной  собственностью с повышением  роли трудовых коллективов.

     Эти и другие меры, наряду с совершенствованием законодательства в сфере государственного и частного предпринимательства, позволят поднять управление объектами государственной собственности на новый уровень.

 

      Заключение

 

       Итак, государственный сектор экономики  занимает существенное место  в экономической системе страны. Он включает в себя госкорпорации, компании с долевым участием государства, финансы государства и муниципальных образований, властные и исполнительные полномочия государственных и муниципальных органов власти. Результаты деятельности госсектора носят сложный, многофункциональный и разнообразный характер (политический, экономический, социальный, экологический и др.) и проявляется на макро - и микроуровнях. При этом государство выполняет следующие функции: Нейтрализует провалы рынка, такие как монополия, ассиметричность информации, действие внешних эффектов; формирование государственных финансов; производство общественных благ; перераспределение отдельных благ.

       Чтобы обозначит оптимальные  границы госсектора, необходимо  определить функции, которые должно  выполнять государство для эффективного управления страной. Так госсектор действует в сфере ОПК, производства общественных благ, страховании банковских вкладов и др. Но ввиду того, что в России происходит явная централизация власти, более того, страна на данный момент все еще развивается по сырьевой концепции, есть еще много других проблем (коррупция, бюрократия, отсутствие опыта) из-за которых в России произошло отклонение границ госсектора от оптимальных размеров в сторону увеличения.

       Тенденция к укрупнению госсектора привела к тому, что сейчас государство сосредоточило в своих руках огромный объем управляемой собственности. Данная проблема вызывает еще ряд сопутствующих: низкая квалификация управленческих кадров, неэффективность использования целевых денежных фондов, низкая конкуренция вследствие монополизации рынков, и др.

       Россия еще находится только  на первых ступеньках развития  и внедрения ГЧП, поэтому существуют  определенные трудности. Эти трудности  прежде всего связаны с взаимодействием  чиновников и инвесторов, чиновники привыкли работать по схеме долгих процедур и 20% "откатах". Также существуют заметные пробелы в законодательстве, противоречие программ проектов застройки и земельного, налогового законодательства.

       Устранение данных проблем следует  проводить комплексно. Законодательство и чиновники должны обеспечивать нормальные условия для реализации взаимовыгодных проектов. Также в ходе реализации проекта требуется утвердить независимую комиссию для контроля за ходом работ, и предоставление отчетов, как государству, так и инвесторам. Необходимо увеличить санкции за нецелевое расходование средств, за несоблюдении сроков сдачи объектов.

       Таким образом, эффективное управление  государственным сектором, его оптимальные  размеры, имеет ключевое значения  для направления развития экономических отношений и страны в целом.

 

Библиографический список

 
     
    1. Морозова, Т.Г. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие для ВУЗов. / Под ред. Морозовой Т.Г. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 253 с.
    2. Орешин, В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие - МГУ им.М.Ю. Ломоносова - М.: ИНФРА - М, 2005. - 122 с.
    3. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М.: Юридическая литература, 2006. - 118 с.
    4. Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 554 с.
    5.     Стиглиц, Дж.Э. Экономика государственного сектора. - М.: МГУ, 2002. - 750 с.
    6. Андрианов, В. Государственное управление: Мировой опыт и российские реалии // Общество и экономика. 2003 - № 11-12, с.117 - 129
    7. Асаул, А.Н. Роль государства в смешанной системе хозяйствования // Регион: политика, экономика, социология. 2006, № 1-2
    8. Бирюков, В. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2005 - № 12, с.57 - 64
    9. Варнавский, В.Г. Партнерство государства и частного сектора: теория и практика // Мировая экономика и международные отношения. 2006 - № 7, с.28 - 37
    10.   Дробот, Р.А. Меняющаяся роль государства в мировой экономике 20 века // Социология и политология. 2005 - №3, с.25 - 38
    11. Копейкин М.Ю. Роль государства в регулировании экономики // Реформирование экономики в России. 2000 - №3, с.15 - 17
    12. Лившиц, А.Ю. Экономика реформ в России и её цена // Экономика. 2002 - №2. с.12 – 43
    13. Нещадин А., Кузнецов О., Кашин В. Государственный сектор экономики: нынешняя российская специфика // Экономика. 2008 - №1, с.8 – 23
    14. Чеберко, Е.Ф., Бобров, А.В. Государственный сектор экономики страны и перспективы его развития // Экономика. 2008 - №2, с.1 – 27
    15. Танци, В. Роль государства в экономике: эволюция концепций // Международные отношения и мировая экономика. 2005 - № 10, с.51 - 62
    16. Чистова, Н.Г. Система вузовской учебной документации для студентов. Сборник учебных конструкционных документов: учебное пособие по оформлению и представлению конструкторской документации в Лесосибирском филиале СибГТУ студентам специальностей 2602.00, 0608.00 всех форм обучения [Текст] / Н.Г. Чистова, Л.Н. Трофимук, Л.Н. Журавлева, В.В. Силин. – Лесосибирск: Лесосибирский филиал Сибирский государственный технологический университет; СибГТУ, 2004. – 103 с.
    17. Эффективность и дисциплина (опубликовано 3 декабря 2007) http://www.expert.ru/printissues/ural/2007/45/qa_erofeev/
    18. Воздушные замки (опубликовано 17.11.2008) http://www.expert.ru/printissues/volga/2008/45/stroitelstvo/
    19. Государственный сектор экономики: нынешняя российская специфика (опубликовано 08.06.2008) http://www.sibai.ru/content/view/1542/1699/
    20.       Оценка применимости закона "О концессионных соглашениях" (опубликовано 31.08.2005) http://www.aviaport.ru/digest/2005/08/31/94466
    21. Малому бизнесу можно доверить управление госсобственностью (опубликовано18.05.2009) http://allmedia.ru/newsitem.asp? id=849713
    22. Технопарки как инструмент интенсификации развития производства () http://www.raexpert.ru/researches/technopark/
    23. Концессия станет реальностью (опубликовано 10.10.2006) http://www.expert.ru/news/2006/11/09/zsdpiter/
    24. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

Информация о работе Государственный сектор в рыночной экономике