В
основе новой концепции лежит
положение о том, что государственный
сектор является важным звеном в экономике
и его надо не ликвидировать, а
целенаправленно создавать, ориентируясь
на его главную задачу – формирование
социального хозяйства и поддержание
целостности национальной экономики.
При этом государственный сектор сегодня
должен создаваться по правилам рыночной
экономики и функционировать под воздействием
как государственного, так и рыночного
механизмов регулирования.
Новые
принципы управления государственным
сектором заключаются в усилении
коллективных начал в управлении
на основе развития эффективного государственного
аудита; более активном использовании
института независимых директоров;
повышении прозрачности управления
объектами государственной собственности,
максимально защищенного от коррупции;
усилении взаимосвязи затрат с результатами
при оценке эффективности деятельности
государственных структур. Государственный
сектор нового типа будет служить макроэкономической
стабилизации, противостоять вызовам
глобализации и содействовать обеспечению
конкурентоспособности отечественных
производителей на мировых рынках.
В
качестве рекомендаций по совершенствованию
управления государственным сектором
с целью повышения эффективности использования
объектов государственной собственности,
автор предлагает следующие меры:
-
отказ от идеи создания государственных
корпораций в виде НКО;
-
акционирование государственных
унитарных предприятий;
-
выработка единой модели управления
государственными долями акций;
-
применение принципа сохранения
технологических цепей в случае
приватизации/национализации градообразующих
предприятий;
-
развитие государственного предпринимательства
как способа повышения эффективности
использования государственной собственности,
делая акцент на формировании образцовых
государственных предприятий;
-
использование механизма ГЧП
посредством создания партнерств
с малым бизнесом мировых технологических
лидеров для реализации инновационной
траектории развития;
-
повышение качества корпоративного
управления на основе внедрения
института независимых директоров;
-
законодательное закрепление института
независимых директоров и создать
прозрачный механизм их избрания;
-
повышение качества технологий
и прозрачности процесса управления
государственной собственностью;
-
реализация на практике демократической
модели управления государственной
собственностью с повышением
роли трудовых коллективов.
Эти
и другие меры, наряду с совершенствованием
законодательства в сфере государственного
и частного предпринимательства, позволят
поднять управление объектами государственной
собственности на новый уровень.
Заключение
Итак, государственный сектор экономики
занимает существенное место
в экономической системе страны.
Он включает в себя госкорпорации, компании
с долевым участием государства, финансы
государства и муниципальных образований,
властные и исполнительные полномочия
государственных и муниципальных органов
власти. Результаты деятельности госсектора
носят сложный, многофункциональный и
разнообразный характер (политический,
экономический, социальный, экологический
и др.) и проявляется на макро - и микроуровнях.
При этом государство выполняет следующие
функции: Нейтрализует провалы рынка,
такие как монополия, ассиметричность
информации, действие внешних эффектов;
формирование государственных финансов;
производство общественных благ; перераспределение
отдельных благ.
Чтобы обозначит оптимальные
границы госсектора, необходимо
определить функции, которые должно
выполнять государство для эффективного
управления страной. Так госсектор действует
в сфере ОПК, производства общественных
благ, страховании банковских вкладов
и др. Но ввиду того, что в России происходит
явная централизация власти, более того,
страна на данный момент все еще развивается
по сырьевой концепции, есть еще много
других проблем (коррупция, бюрократия,
отсутствие опыта) из-за которых в России
произошло отклонение границ госсектора
от оптимальных размеров в сторону увеличения.
Тенденция к укрупнению госсектора
привела к тому, что сейчас государство
сосредоточило в своих руках огромный
объем управляемой собственности. Данная
проблема вызывает еще ряд сопутствующих:
низкая квалификация управленческих кадров,
неэффективность использования целевых
денежных фондов, низкая конкуренция вследствие
монополизации рынков, и др.
Россия еще находится только
на первых ступеньках развития
и внедрения ГЧП, поэтому существуют
определенные трудности. Эти трудности
прежде всего связаны с взаимодействием
чиновников и инвесторов, чиновники
привыкли работать по схеме долгих процедур
и 20% "откатах". Также существуют заметные
пробелы в законодательстве, противоречие
программ проектов застройки и земельного,
налогового законодательства.
Устранение данных проблем следует
проводить комплексно. Законодательство
и чиновники должны обеспечивать нормальные
условия для реализации взаимовыгодных
проектов. Также в ходе реализации проекта
требуется утвердить независимую комиссию
для контроля за ходом работ, и предоставление
отчетов, как государству, так и инвесторам.
Необходимо увеличить санкции за нецелевое
расходование средств, за несоблюдении
сроков сдачи объектов.
Таким образом, эффективное управление
государственным сектором, его оптимальные
размеры, имеет ключевое значения
для направления развития экономических
отношений и страны в целом.
Библиографический
список
- Морозова,
Т.Г. Государственное регулирование экономики:
Учебное пособие для ВУЗов. / Под ред. Морозовой
Т.Г. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 253 с.
- Орешин, В.П.
Государственное регулирование национальной
экономики: Учебное пособие - МГУ им.М.Ю.
Ломоносова - М.: ИНФРА - М, 2005. - 122 с.
- Атаманчук,
Г.В. Теория государственного управления:
Курс лекций. - М.: Юридическая литература,
2006. - 118 с.
- Райзберг,
Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б.
Современный экономический словарь. 5-е
изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 554
с.
-
Стиглиц, Дж.Э. Экономика государственного
сектора. - М.: МГУ, 2002. - 750 с.
- Андрианов,
В. Государственное управление: Мировой
опыт и российские реалии // Общество и
экономика. 2003 - № 11-12, с.117 - 129
- Асаул, А.Н.
Роль государства в смешанной системе
хозяйствования // Регион: политика, экономика,
социология. 2006, № 1-2
- Бирюков,
В. Госсобственность и госсектор в рыночной
экономике // Мировая экономика и международные
отношения. 2005 - № 12, с.57 - 64
- Варнавский,
В.Г. Партнерство государства и частного
сектора: теория и практика // Мировая экономика
и международные отношения. 2006 - № 7, с.28
- 37
- Дробот,
Р.А. Меняющаяся роль государства в мировой
экономике 20 века // Социология и политология.
2005 - №3, с.25 - 38
- Копейкин
М.Ю. Роль государства в регулировании
экономики // Реформирование экономики
в России. 2000 - №3, с.15 - 17
- Лившиц, А.Ю.
Экономика реформ в России и её цена //
Экономика. 2002 - №2. с.12 – 43
- Нещадин
А., Кузнецов О., Кашин В. Государственный
сектор экономики: нынешняя российская
специфика // Экономика. 2008 - №1, с.8 – 23
- Чеберко,
Е.Ф., Бобров, А.В. Государственный сектор
экономики страны и перспективы его развития
// Экономика. 2008 - №2, с.1 – 27
- Танци, В.
Роль государства в экономике: эволюция
концепций // Международные отношения
и мировая экономика. 2005 - № 10, с.51 - 62
- Чистова,
Н.Г. Система вузовской учебной документации
для студентов. Сборник учебных конструкционных
документов: учебное пособие по оформлению
и представлению конструкторской документации
в Лесосибирском филиале СибГТУ студентам
специальностей 2602.00, 0608.00 всех форм обучения
[Текст] / Н.Г. Чистова, Л.Н. Трофимук, Л.Н.
Журавлева, В.В. Силин. – Лесосибирск: Лесосибирский
филиал Сибирский государственный технологический
университет; СибГТУ, 2004. – 103 с.
- Эффективность
и дисциплина (опубликовано 3 декабря 2007)
http://www.expert.ru/printissues/ural/2007/45/qa_erofeev/
- Воздушные
замки (опубликовано 17.11.2008) http://www.expert.ru/printissues/volga/2008/45/stroitelstvo/
- Государственный
сектор экономики: нынешняя российская
специфика (опубликовано 08.06.2008) http://www.sibai.ru/content/view/1542/1699/
-
Оценка применимости закона "О концессионных
соглашениях" (опубликовано 31.08.2005) http://www.aviaport.ru/digest/2005/08/31/94466
- Малому бизнесу
можно доверить управление госсобственностью
(опубликовано18.05.2009) http://allmedia.ru/newsitem.asp?
id=849713
- Технопарки
как инструмент интенсификации развития
производства () http://www.raexpert.ru/researches/technopark/
- Концессия
станет реальностью (опубликовано 10.10.2006)
http://www.expert.ru/news/2006/11/09/zsdpiter/
- Официальный
сайт Федеральной службы государственной
статистики http://www.gks.ru/