Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:43, курсовая работа
Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило растут. Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно.
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного сектора в системе государственного регулирования экономики.
Введение 4
1 Государственный сектор в рыночной экономике 5
1.1 Понятие государственного сектора и роли государства в рыночной экономике 5
1.2 Теоретические основы экономики государственного сектора 12
1.3 Методы регулирования государственного сектора 18
1.4 Регулирующее воздействие государственного сектора 20
1.5 Масштабы государственного сектора 21
1.6 Специфика экономических отношений в государственном секторе 24
2 Состояние государственного сектора в РФ 28
2.1 Специфика государственного сектора в РФ 28
2.2 Неоднородность государственного сектора в современной рыночной экономике 32
2.3 Государственно-частное партнерство 36
2.4 Новые принципы управления государственным сектором в России 42
Заключение 46
Библиографический список 47
Поэтому
понятно, что государственное имущество
и предприятий общественного
назначения возникли задолго до появления
рыночного хозяйства и
Сейчас совершенно очевидно, что государственный сектор - явление вполне естественное для государственного хозяйства, однако масштабы государственной активности и формы ее развития все еще вызывают споры среди экономистов.
Представления
о необходимости
Изучая рыночную экономику, одни исследователи делают акцент на усилении роли государства и расширении государственного сектора, другие доказывают необходимость сокращения прямого государственного вмешательства и устранения всех препятствий на пути развития частной инициативы, в частности, таких как государственная собственность[9].
Исключением являются доводы представителей теории общественного выбора, которые, не отрицая необходимости государственного вмешательства, сосредоточили свои усилия на объяснении причин, по которым государственные предприятия оказываются менее эффективными, чем частные.
Теория общественного выбора пытается дать научно-обоснованный ответ на вопрос о соотношении частного и государственного секторов с учетом тех последствий, которые вызваны принятием коллективных решений. Она расширяет возможности исследователей в обосновании масштабов государственного сектора на основе эволюции функций государства, анализа недостатков и рыночного, и государственно регулирования, однако не выходит за рамки объяснения причин государственного вмешательства «провалами» рынка.
Развитие теоретических исследований в сфере государственного регулирования и практика развитых стран закономерно привели к выделению следующих функций государства, которые реализуются в государственном секторе:
Эти
функции ложатся на плечи государства
даже в тех странах, где рыночная
экономика развивается без
К
специфическим функциям государства
относятся такие, которые связанны
с обеспечением перехода постсоциалистических
стран к рыночной экономике, а
также - с преодолением национальных и
географических особенностей экономического
развития[9].
Таблица 1.1 - Классификация подходов к оценке роли государства в экономике
Направление | Теоретический
постулат |
Роль государства | Значимость государственной собственности и государственного сектора |
1 | 2 | 3 | 4 |
Ранний утопический социализм (Т.Мор, Т.Кампанелла) | Социальная справедливость на основе государственной собственности | Государство – производитель социальных благ | Оценка роли государственной и частной собственности в экономическом развитии |
Теория
общественного договора
(Ж.-Ж.Руссо) |
Естественность государственной собственности | Неизбежная вовлеченность государства в хозяйственную деятельность | Развитие экономики на базе государственного сектора |
Марксизм
(К.Маркс, Ф.Энгельс) |
Госсобственность как форма разрешения противоречия между общественными и частными интересами | Централизованное регулирование экономики | Монополия государственной собственности в экономике |
Рыночный
социализм
(А.Лернер, О.Ланге) |
Совместимость рынка и государственного планирования | Совмещение рыночных принципов регулирования с государственным регулированием | Развитие рынка на основе государственной собственности |
Продолжение
таблицы 1.1
1 | 2 | 3 | 4 |
Классическая
школа политической экономии
(А.Смит, Ж.Б.Сэй, Д.Рикардо) |
Либеральный экономический порядок (laissez fare) | Минимальное вмешательство государства: производство общественных благ и поддержание порядка | Минимальное количество объектов государственной собственности |
Кейнсианство
(Дж.М.Кейнс) |
Необходимость макроэкономического регулирования | Усиление роли государства | Не ставил вопрос о расширении государственной собственности |
Неоклассическая
теория (А.Пигу, В.Парето, Н.Калдор, Дж.Хикс, А.Бергсон и др.) |
Доминирование частной собственности и сокращение государственного вмешательства | Государственное регулирование в зоне провалов рынка | Справедливость частной собственности и сокращение государственного сектора |
Теория
общественного выбора
(Дж.Бьюкенен, Дж.Стиглиц,М.Олсон) |
Обоснование провалов государства | Государство компенсирует провалы рынка | Поиск оптимального соотношения между частным и гос. секторами |
Вместе с тем, получивший наибольшее распространение неоклассический подход, который также лежит в основе теории общественного выбора, оказался не применимым к обоснованию причин и принципов формирования государственного сектора в постсоциалистических странах. Он игнорирует необходимость решения государством специфических задач в странах с переходной экономикой, связанных с построением рыночных систем в условиях глобализации, призывая правительства минимизировать участие государства. В результате, опыт становления рыночной экономики в России показал чрезмерное и, на наш взгляд, ничем не обоснованное ослабление функций государства и государственного сектора.
Надо заметить, что функции государственного сектора и государства, хотя и пересекаются, не являются синонимами. Не все проблемы деятельности государства целесообразно решать за счет государственных предприятий. Чрезмерная нагрузка на государственные предприятия может снижать показатели рентабельности и прибыльности и обесценивать идею функционирования государства в роли экономического субъекта, способного решать экономические проблемы там, где рынок не справляется.
Рассмотренные подходы к обоснованию функций и масштабов государственного сектора дают представление о разных аспектах государственного вмешательства, характеризующих саму необходимость создания государственного сектора экономики, однако каждый в отдельности не позволяет увязать вместе причину, функции и модель развития. Такое видение может дать только применение целостного подхода, предполагающего:
1)
изучение государственного
2) рассмотрение объекта
3)
анализ исторического
Независимо от уровня развития той или иной страны государственный сектор служит реализации целей государства, которое должно действовать в интересах общества. Главной целью, которая задается обществом экономике, является создание социального хозяйства.
Социальное хозяйство представляет собой совокупность экономических субъектов, производящих различные блага, предназначенные для жизнеобеспечения общества. Это особенный по своему социальному предназначению комплекс экономических субъектов.
Создание социального хозяйства не является деятельностью государства в зоне провалов рынка, поскольку рынок и не ставит перед собой в качестве задачи решение социальных проблем, или стратегического развития национальной экономики [10].
Задача рыночного механизма состоит в уравновешивании интересов разных индивидов, стремящихся каждый к своей цели. Кроме того, проблему преодоления провалов рыночной экономики государство решает не только с помощью предприятий и организаций государственного сектора, но и с применением других инструментов регулирования. В частности, проблему производства общественных благ современное государство должно решать преимущественно гибким использованием системы налогообложения. Поэтому объяснение функционирования государственного сектора необходимостью нейтрализации провалов рынка не представляется вполне обоснованным.
Государственный
сектор дает возможность не только
создавать социальное хозяйство, но
и реализовать власть государства
в экономике через его
Модель развития государственного сектора зависит от типа государственного устройства. В одних государствах государственная собственность подчиняет себе все существующие отношения собственности, в том числе и частную собственность. В других – государственная собственность, напротив, имеет подчиненное значение. Последнее означает, что объекты государственной собственности не оказывают существенного влияния на развитие частного сектора, а функционируют для дополнения частного сектора, компенсируя некоторые недостатки рыночной экономики.
В тоталитарном государстве эта модель характеризуется тем, что государство стремится к расширению границ государственного сектора, создает такое количество объектов государственной собственности и в такой форме, которые необходимы для реализации своей власти в хозяйстве и в интересах высшего менеджмента. Процесс управления государственной собственностью является закрытым для общества, трудовой коллектив не принимает в нем участия.
Динамика размеров государственного сектора может изменяться не только за счет увеличения (или уменьшения) доли государства в акционерном капитале, но и за счет создания новых объектов государственной собственности. В соответствии с этой моделью, государство создает самые разнообразные организационно-правовые формы в рамках государственного сектора: от государственных унитарных предприятий до государственных корпораций в форме некоммерческих организаций (НКО) и инновационных центров. Следует заметить, что в редких случаях тоталитарная модель государственного сектора оказывается эффективной[5].
Информация о работе Государственный сектор в рыночной экономике