Государственный сектор в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило растут. Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно.
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного сектора в системе государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение 4
1 Государственный сектор в рыночной экономике 5
1.1 Понятие государственного сектора и роли государства в рыночной экономике 5
1.2 Теоретические основы экономики государственного сектора 12
1.3 Методы регулирования государственного сектора 18
1.4 Регулирующее воздействие государственного сектора 20
1.5 Масштабы государственного сектора 21
1.6 Специфика экономических отношений в государственном секторе 24
2 Состояние государственного сектора в РФ 28
2.1 Специфика государственного сектора в РФ 28
2.2 Неоднородность государственного сектора в современной рыночной экономике 32
2.3 Государственно-частное партнерство 36
2.4 Новые принципы управления государственным сектором в России 42
Заключение 46
Библиографический список 47

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМ.ТЕОРИЯ.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

       Альтернативой рынку выступают  действия государства. Нередко оно берет на себя миссию интернализации внешних эффектов. Естественно, государство способно добиваться этого только с использованием присущего ему права принуждения, а также стимулирующие и финансовые меры.

       Формирование государственных финансов также относится к экономическим функциям государства.

       Государственное вмешательство  в ход экономической жизни,  направляемой рынком, предполагает  наличие некоторых ресурсов. Государство  должно располагать трудовыми,  материальными и денежными ресурсами,  необходимыми для производства и распределения товаров и услуг которые на него возложены, и организовывать эффективное использование этих ресурсов.

       Во многих случаях ресурсы  могут быть получены за счет  прямого участия государства  в рыночных сделках. Здесь возможно несколько вариантов, первый - это когда государство получают выручку, которая способна обеспечивать возмещение затрат и расширение производства осуществляя, второй - когда государственные организации намеренно используют цены, не покрывающие издержек для стимулирования спроса социально незащищенных слоев населения, третий - когда некоторые виды экономической активности государства вообще не направлены на производство продукции, которую можно было бы реализовать на рынке.

       Основным источником денежных средств для государства служит налогообложение. Государство обязывает лиц, на которых распространяется его юрисдикция, участвовать в финансировании его расходов. Государство выступает не просто в роли инстанции, обладающей регулятивными полномочиями, а в качестве субъекта экономической деятельности, который сопоставляет расходы с доходами, стремится к эффективной аллокации своих ресурсов.

       Проблема налогообложения состоит  в том, что нужно одновременно  обеспечить необходимый уровень  государственных расходов, и с другой стороны стимулировать правдивость налоговых и отчетных документов.

       Следующей функцией государства  является производство общественных  благ.

       Общественное благо отличается  двумя свойствами: несоперничеством  в потреблении и неисключаемостью. Несоперничество означает, что благо доступно одновременно многим потребителям, и предельные издержки его предоставления индивидуальному потребителю равны нулю. Под неисключаемостью подразумевается техническая невозможность или запретительно-высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей. Блага, которым оба свойства присущи в высокой степени, называются чистыми общественными благами. Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется в ограниченной степени, налицо смешанное общественное благо. Примером чистых общественных благ может служить национальная оборона или законодательство. Эти блага приносят выгоду каждому, причем размер этих выгод не зависит от количества потребителей.

       Создание общественных благ предполагает  согласованные коллективные действия. Они могут выражаться либо в прямом участии в производстве, либо в совместном финансировании.

       В связи с производством общественных  благ возникает проблема безбилетника. Её существование обусловлено  характерной для общественных  благ неисключаемостью. Если общественное благо будет создано, то пользу от него получат не только участники производства и финансирования.

       Еще одну проблему коллективного  действия принято характеризовать  с помощью теоретико-игровой модели  А. Таккера, которая называется дилемма заключенного. Смысл её состоит в том, что поведение, отвечающие критерию индивидуальной рациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности. Поведение, направленное на сотрудничество с партнерами, может быть непосредственно невыгодным, с точки зрения индивида, если отсутствуют гарантии сотрудничества с другой стороны [26].

       Для смешанных общественных благ  существует теория клубов. Суть  её в том, что для данных  благ характерно потенциальное  переполнение. Переполнение означает, что при достаточно значительном числе пользователей этого блага дальнейшее увеличение их численности приводит к тому, что индивиды начинают друг другу мешать. Иными словами, исчезает несоперничество в потреблении, издержки предоставления данного блага дополнительному потребителю не равны нулю [11].

       Итак, государственный сектор экономики  представляет собой совокупность  ресурсов, с помощью которых государство  осуществляет своё функционирование. Эти ресурсы распределены в  обществе в соответствии с  потребностями государственного регулирования. Основные функции государства представлены именно в тех сферах, в которых рыночного регулирования оказывается недостаточно и оно не может обеспечить необходимые потребности общества. Эти сферы и представляют собой провалы рынка и производство общественных благ. Но для функционирования государства необходимо также материальное обеспечения, т. е формирование финансов.

     1.3 Методы регулирования  государственного сектора

 

       Методы государственного регулирования  госсектора являются составной частью методов государственного вмешательства в экономику. Границы госсектора позволяют разбить совокупность методов регулирования госсектора на два блока: прямые методы государственного регулирования госсектора и косвенные.

       Под прямыми методами стоит понимать, такие методы, которые непосредственно влияют на объем и структуру госсектора, и обеспечены принуждающей силой государства. К ним относятся:

       Законодательные  методы. Нормативно-правовые акты определяющие возможность или невозможность тем или иным субъектам осуществлять хозяйственную и иные виды деятельности.

     Государство также организует барьеры для  входа в отрасль, чтобы обеспечит  возможность вести деятельность только для надежных и ответственных  организаций, регламентирует порядок регистрации, ликвидации и банкротства.

       Антимонопольное законодательство  следит за состоянием конкуренции  в экономике, при её отклонении  от заданных нормативов может  регулировать положение монополиста  на рынке, применять методы  разукрупнения компании, а также влиять на ценовую политику и контролировать качество продукции монополии.

       Прямое (а также долевое) участие  государства в процессе производства  товаров и услуг, на основе  госсобственности. Госкомпании призваны  действовать в тех отраслях  и сферах, где рыночные методы создания, распределения и потребления благ не удовлетворяют общественные потребности в необходимом объеме. Цель деятельности госсектора - это прежде всего не получение прибыли, а удовлетворение необходимых потребностей жителей страны. Госсектор способен мобилизовать больший объем финансовых и производственных ресурсов, для их дальнейшего направления на долгосрочные и сверхдолгосрочные проекты, чем частный сектор[13].

     Государство участвует также в тех сферах, которые не предполагают получение какого либо дохода. Из всего выше перечисленного следует, что практически весь объем госсектора не входит в интересы частного сектора на данном этапе развития. По мере развития рыночных отношений, роста благосостояния граждан, интеграции в мировое экономическое пространство, развития партнерских и корпоративных отношений, развития технологий - появляется возможность вовлечения госсектора в те сферы, где ранее действовал только госсектор. Таким образом государство делегирует часть своих полномочий окрепшему и надежному частному сектору.

       Приватизация госимущества означает  его передачу в частные руки. В результате приватизации часть  госимущества переходит в собственность  отдельных немногочисленных людей.  Приватизация направлена на максимальный  финансовый результат, доходы от приватизации направляются в бюджет.

       Инвестирование. Государство способно осуществлять инвестирование в те или иные сферы, тем самым стимулируя производителей на создание доступной и востребованной продукции. Тем самым удовлетворяя потребности потребителей. Благодаря госинвестициям происходит обновление материально-технической базы, реструктуризация задолженностей, изменяется объем и структура производства, сохранение ведущих специалистов. Нередко инвестирование принимает формы государственной поддержки предприятий, целью которой является реструктуризация компании, недопущение остановки предприятия, роспуска персонала.

       Предоставление государством кредитов, поручительств, гарантий.

       К косвенным методам  регулирования госсектора  относится: 

       Налоговое регулирование. Способствует регулированию отчислений в бюджет. Стимулирует перелив капитала в сферы с более низким налогообложением.

       Стимулирование спроса. Способствует увеличению спроса при его спаде. Например, увеличение доходов физических лиц увеличивает спрос на те или иные товары и услуги, стимулирование производство которых необходимо в конкретный момент. Также как элемент стимулирование спроса выступает государственное кредитование. Государство, изменяя учетную процентную ставку и норму обязательных резервов, определяет доступность кредитов, как для предприятий, так и для населения.

       Государственно-частное  партнерство (ГЧП). ГЧП - способ взаимодействия государства и частных компаний для решения социально-экономических задач и достижения целей, интересных обеим сторонам.

     Практика  показывает, что капитальные и  операционные затраты частного сектора  при использовании механизмов ГЧП  существенно меньше, чем при реализации проекта путем прямого выделения бюджетных средств.

     Повышается  эффективность выполнения проектов ГЧП за счет разделения рисков между государством и частной компанией. Частный инвестор берет на себя риски, которыми он может управлять, к примеру риски превышения капитальных затрат, а государство - те, что находятся вне контроля частного сектора, например политические и законодательные[7].

     Принципы  ГЧП применяются, прежде всего, по отношению  к реализации инвестиционных проектов в капиталоемких отраслях национальной экономики, за развитие которых должно отвечать государство. Однако, суть ГЧП - гораздо шире, также как и многогранно само сотрудничество государства и бизнеса.

     1.4 Регулирующее воздействие государственного сектора

     Государственный сектор в рыночной экономике активно  используется как средство регулирования  для достижения многих государственных социально-экономических целей. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, не сокращаются. Правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы.

     Регулирующее  воздействие государственного сектора  на экономику многообразно. К регулирующим функциям можно отнести:

  • совершенствование структурной политики;
  • создание новых объектов или расширение и реконструирование старых в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал поступает недостаточно. Например, государственный сектор играет огромную роль в научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, подготовке и переподготовке кадров;
  • увеличение инвестиций в государственный сектор.

     Регулирующее  воздействие на экономику государственный  сектор оказывает через воздействие  на политику смешанных компаний, в  которых государству принадлежит  контрольный или значительный пакет акций. Управляя пакетами акций компаний, государственные органы имеют возможность регулировать инвестиции, а за счет управления пакетами акций банков можно направлять определенные ресурсы коммерческих банков с государственным участием на кредитование инвестиционных проектов в соответствии с государственными программами.

     Государственный сектор через Центральный банк РФ выполняет регулирующие функции  на финансовом рынке: определяет процентные ставки; осуществляет операции на рынке  ценных бумаг; оказывает воздействие на валютный курс и т.п. Тем самым государственный сектор активно влияет через кредитно-денежную политику на экономический рост.

     Аккумулируя значительные средства в бюджете, государство  выступает в роли кредитора коммерческих банков, частных фирм и компаний, а нередко оно само становится заемщиком.

     Финансовыми регулирующими функциями государственного сектора являются:

     1. извлечение предпринимательской  прибыли с последующим перечислением  ее части в бюджет;

Информация о работе Государственный сектор в рыночной экономике