В
демократическом государстве государственная
собственность используется для
выполнения функций государства в целях
достижения общественных интересов при
участии собственников в процессе управления.
Объектами
государственной собственности
выступают, как правило, публичные
корпорации, либо государственные корпорации
в виде акционерных обществ, которые
создаются государством для решения масштабных
задач и развития отраслей, имеющих особую
значимость. По завершении проектной задачи
государственные корпорации легко упраздняются
посредством их приватизации. Размеры
государственного сектора изменяются
преимущественно за счет акционерного
капитала. Основные модели государственного
сектора в рыночной экономике представлены
в таблице 1.2.[13].
Применение
целостного подхода к исследованию
государственного сектора в смешанной
экономике и выделение доминирующего
фактора в его развитии, а также – анализ
признаков современной модели управления
государственным сектором в России дают
основание для предположения о том, что
управление государственной собственностью
в России носит скорее тоталитарный, нежели
демократический характер.
Таблица 1.2 - Модели государственного сектора
в рыночной экономике
Тип
модели |
Основные признаки |
Соотношение государственной
и частной собственности |
Тоталитарная |
- Неограниченное
количество объектов государственной
собственности.
- Структура
объектов разнообразна.
- Динамика
государственного сектора изменяется
преимущественно за счет создания новых
объектов государственной собственности.
- Государственный
сектор имеет тенденцию к расширению.
- Управление
государственной собственностью закрыто
от общества.
- Государственные
компании функционируют в интересах высшего
менеджмента.
|
Государственная
собственность подчиняет частную
собственность |
Демократическая |
- Минимальное
количество объектов.
- Структура
объектов однообразна.
- Динамика
государственного сектора зависит от
сокращения или увеличения акционерной
собственности государства.
- Участие трудового
коллектива в управлении объектами государственной
собственности.
- Институт
независимых директоров.
- Государственные
компании функционируют для достижения
общественных целей.
|
Государственная
собственность дополняет частную
собственность |
1.2 Теоретические основы
экономики государственного сектора
Экономические функции государства
интересовали исследователей, с
давних времен. Великие экономисты
признавали необходимость государственного
вмешательство, определяли его границы
и принципы.
Адам Смит выделял три задачи,
которые, по его мнению, призвано
решать государство. Во-первых, это
защита от внешней угрозы, покушений
со стороны зарубежных государств.
Во-вторых, это охрана законных прав
индивидов от посягательств со стороны
других членов общества. В-третьих, А. Смит
указывал, что существуют такие блага,
частные вложения, в производство которых
не способны окупаться, и поэтому производство
таких благ должно брать на себя государство.
Д. Рикардо много занимался проблемами
налогообложения. У Дж.С. Милля можно обнаружить
попытку изучения того, что впоследствии
получило название изъянов рынка. Объясняя
причины, по которым свободное действие
рыночных сил не всегда приводит к желательным
результатам, он указывал и в основном
на недостаток информации. А. Маршалл исследовал
некоторые варианты перемещения налогового
бремени.
Однако в наибольшей степени
предшественниками современной
экономики государственного сектора
можно считать работавших на рубеже
XIX и XX вв. итальянских экономистов Пантелеони,
Маццолу и де Вити де Марко, а также шведского
исследователя Кнута Викселя. Ими был
предложен целостный взгляд, с одной стороны,
на благосостояние индивидов, складывающееся
под воздействием потребления, как частных,
так и общественных благ, а с другой стороны,
на государство как хозяйствующий субъект
со своими доходами и расходами. Этот подход
был впоследствии существенно развит
учеником Викселя Эриком Лиидалем.
В первой половине XX в. наиболее
заметное продвижение имело место в теории
государственных финансов, на базе которой
впоследствии выросла экономика государственного
сектора в своем нынешнем виде. Во-первых,
следует указать на теорию налогов, вехами
развития которой явились, в частности,
концепции А. Пигу, увязывавшего налоги
с экстерналиями, и Ф. Рамсея, заложившего
основы теории оптимального налогообложения.
Во-вторых, кейнсианская революция дала
мощный импульс изучению макроэкономической
роли государства [6].
В результате теория в целом существенно
преобразилась. Становлению экономики
государственного сектора способствовало
также интенсивное развитие микроэкономики,
что привело, в частности, к созданию стройной
концепции общественных благ П. Самуэльсона
и многим другим достижениям.
Теория государственного сектора
с одной стороны, исследует
внутреннюю логику и фактические
образцы экономического поведения
государства и реагирующих на
это поведение звеньев хозяйства,
а с другой - обосновываются эффективные
решения, которые целесообразно
принимать во внимание при разработке
экономической политики государства.
Изучая экономику государственного
сектора, её границы, необходимо
сконцентрировать внимание на
экономических функциях государства,
которые реализуются с помощью
ресурсов, сосредоточенных в этом секторе.
Стоит заметить, что все экономические
функции государства реализуются
через главную особенность государства
- способность к узаконенному
принуждению (иными словами, власть,
право налагать обязательства). Так,
государство обязывает участников
сделок выполнять принимаемые на себя
обязательства. Гарантии соблюдения условий
сделки - частный случай выполнения государством
функций по обеспечению прав собственности.
Если права собственности четко не определены
и не защищены принуждающей силой государства,
регулярная экономическая деятельность
невозможна.
Государство представляет собой
форму организации принуждения.
Принуждение - это прежде всего
ограничение доступа к некоторым
экономическим возможностям, способным,
в принципе, приносить выгоды тем
или иным индивидам [4].
Использование принуждения оправданно,
только когда отказ от одних
возможностей открывает доступ
к другим, более значимым с
точки зрения индивидуального
или общественного благосостояния.
Если принуждение необходимо, то
его следует минимизировать, во-первых,
обеспечивая его недоступность для всех,
кроме законных носителей государственной
власти, и, во-вторых, отсекая лишь те возможности,
которые непосредственно признаются неприемлемыми.
Переходя к функциям государства,
стоит начать с нейтрализацией провалов
рынка.
Провал (несовершенство, изъян) рынка
- это такая экономическая ситуация,
в которой рациональное поведение
людей, адекватно реагирующих
на порождаемую рынком информацию,
не обеспечивает достижения Парето-эффективной
аллокации ресурсов [6].
Традиционная классификация провалов
рынка включает монополию (а
также монопсонию), недостаток и
асимметрию информации, а также
внешние эффекты (экстерналии). Рассмотрим
подробней их особенности.
В условиях монополии фирма
не приспосабливается к стихийно складывающимся
на рынке ценам, а выбирает наиболее выгодное
для себя сочетание цены и объема выпуска
(продаж). При прочих равных условиях монопольная
цена превосходит цену совершенной конкуренции,
а объем продаж (выпуска) монополии не
достигает уровня, который имел бы место
при наличии совершенной конкуренции.
В результате общество в целом несет потери,
поскольку суммарный излишек потребителей
и производителей в конкурентной ситуации
больше, чем когда цену диктует монополия.
Принято различать ситуативную, естественную
и легальную (правовую) монополии. Все
они предполагают ограничение на вхождение
в отрасль. В первом случае ограничение
заключается в недоступности для конкурентов
отдельных условий производства в силу
концентрации собственности, во втором
- в потенциальной неэффективности действий
конкурентов при формально свободном
входе в отрасль, а в третьем - в запретах,
налагаемых государством.
При наличии этого, как и
других провалов рынка, существуют
только две альтернативы: либо смириться
с потерями эффективности, либо принудительно
исключить некоторые из вариантов аллокации
ресурсов, достижимых на основе добровольного
взаимодействия, что в свою очередь также
может вызывать потери.
Имея дело с монополизированными
рынками, в том числе с естественными
монополиями, государство обычно прибегает
к регулятивным мерам, в частности к регулированию
цен. Наряду с этим возможна принудительная
корректировка условий доступа на рынок.
В сущности, именно она имеет место при
законодательном запрете монополизации.
В результате такого запрета государство
может само принимать участие в производстве.
Вместе с тем встречаются случаи,
когда государство целенаправленно
способствует установлению монополии.
Примером служит монополия, достигаемая
за счет патентования изобретений.
Патент позволяет извлекать выгоды из
изобретения, и именно эти выгоды оправдывают
затраты сил и средств на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы.
Ассиметрия информации возникает
тогда, когда потребитель вынужден
доверять производителю, не имея полной
информации о продукте или услуге.
Иными словами, потребитель услуги
не имеет возможности контролировать
производителя. Асимметрия информации
дает о себе знать и во
многих других областях экономической
деятельности. Потребитель вынужден выбирать
производителя прежде, чем реальная услуга
будет оказана, Точная оценка услуг, которые
еще не оказаны, разумеется, не представляется
возможной. Оценка строится на основе
предположений, базирующихся на прежнем
опыте. Проблема информационной асимметрии
до некоторой степени решается на основе
учета репутации. Однако в наиболее сложных
ситуациях и жизненно-важных обстоятельствах
полезным оказывается вмешательство государства.
Оно может приобретать различные формы.
Одна из форм - лицензирование как обязательное
условие занятия тем или иным видом деятельности.
Для получения лицензии обычно требуется
документальное подтверждение профессиональных
навыков и выполнение других условий.
Возможно также прямое участие государства
в производстве продукции и оказании услуг,
с которыми связана существенная информационная
асимметрия. Наконец, в ряде случаев действенными
инструментами, позволяющими блокировать
последствия информационной асимметрии,
являются разнообразные виды государственного
контроля за производством и сбытом таких
товаров и услуг. Не только асимметричное
распределение, но и недостаток информации
у всех потенциальных участников сделок
порождает неэффективность. Отсутствие
достаточной информации может блокировать
взаимодействие, результатом чего становится
неполнота рынков, которая непосредственно
проявляется в финансовой сфере.
Обычно
государство не в состоянии полностью
преодолеть общий недостаток информации.
Однако оно способно распределить риск
между гражданами (налогоплательщиками)
в такой степени, которая недоступна частным
инвесторам. Поэтому государство может
финансировать и осуществлять сверхдолгосрочные
проекты, страховать банковские депозиты
и предпринимать другие действия, которые,
в принципе, способны улучшать положение
в экономике, но зачастую слишком рискованны
с точки зрения частных предпринимателей
[12].
При наличии внешних эффектов
- экстерналий часть выгод или
издержек, связанных с конкретным
видом деятельности или фактором
производства, достается посторонним
лицам. Внешние эффекты возникают, когда
на значение функции полезности индивида
или производственной функции предприятия
непосредственно влияет производственное
или потребительское поведение других
лиц или организаций.
При отрицательных экстерналиях
индивид или фирма перекладывает на
других часть издержек. Наиболее очевидный
пример - загрязнение атмосферы предприятиями
или автомобилями, что представляет собой
внешние издержки, поскольку снижает благосостояние
окружающих. Если имеет место отрицательный
внешний эффект, порождающее его производство
товаров или услуг осуществляется в объемах,
превышающих оптимальный уровень.
При положительных экстерналиях
посторонние лица бесплатно получают
некоторые выгоды. Например, если
человеку сделана профилактическая
прививка от инфекционного заболевания,
вероятность заболеть снижается не только
для него лично, но и для тех, с кем он контактирует.
Если бы сферы, порождающие позитивные
экстерналий, развивались исключительно
под влиянием рынка, имело бы место недопроизводство
соответствующих товаров и услуг по сравнению
с оптимальным уровнем.
Известно, что неэффективность, порождаемая
экстерналиями, могла бы, в принципе,
преодолеваться на основе добровольных
соглашений между заинтересованными
сторонами. Однако согласно теореме
Коуза для этого требуется предельно четкая
спецификация прав собственности и отсутствие
транзакционных издержек по соответствующим
сделкам. Поскольку в действительности
транзакционные издержки не равны нулю
и, более того, зачастую очень высоки, рынки,
способные обеспечивать интернализацию
внешних эффектов, складываются сравнительно
редко. Собственно говоря, в каждом отдельном
случае само наличие внешнего эффекта
свидетельствует об отсутствии подобного
рынка.