Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:43, курсовая работа
Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило растут. Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно.
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного сектора в системе государственного регулирования экономики.
Введение 4
1 Государственный сектор в рыночной экономике 5
1.1 Понятие государственного сектора и роли государства в рыночной экономике 5
1.2 Теоретические основы экономики государственного сектора 12
1.3 Методы регулирования государственного сектора 18
1.4 Регулирующее воздействие государственного сектора 20
1.5 Масштабы государственного сектора 21
1.6 Специфика экономических отношений в государственном секторе 24
2 Состояние государственного сектора в РФ 28
2.1 Специфика государственного сектора в РФ 28
2.2 Неоднородность государственного сектора в современной рыночной экономике 32
2.3 Государственно-частное партнерство 36
2.4 Новые принципы управления государственным сектором в России 42
Заключение 46
Библиографический список 47
Размеры
государственного сектора волнуют
правительство из-за увеличения числа
государственных служащих, занятых
проверкой деятельности государственных
предприятий и увеличением
Чтобы государственный сектор был действительно органичным дополнением частного сектора в экономике, его структура должна быть продуманной. Государство должно четко осознавать, чем владеет и зачем создает те или иные предприятия. Основу государственного сектора должны составлять такие объекты собственности, которые связаны с созданием социального хозяйства и поддержанием целостности национальной экономики, которые нельзя доверить частному сектору (или доверять только с обременением).
К ним относятся: стратегические предприятия и корпорации; инфраструктурные объекты; естественные монополии; предприятия, производящие специальные медицинские препараты; образовательные учреждения и др.
Многие из этих сфер деятельности не относятся к провалам рынка и могут представлять интерес и для частного бизнеса. Это приводит к появлению, так называемого, смешанного блага, когда пересекаются интересы бизнеса и государства и общественное благо перестает быть таковым в результате вторжения частного бизнеса в сферу государственной активности. Необходимость создания социального хозяйства определяет, таким образом, минимальные размеры государственного сектора.
Максимальные
размеры государственного сектора
зависят от степени развития рыночных
сил. Если частные предприятия
Наличие разнообразных
Признание факта неоднородности состава государственного сектора имеет значение для выработки адекватных методов управления разными объектами собственности, поскольку в силу неодинаковой вовлеченности хозяйствующих субъектов в рыночные отношения требует разных подходов к управлению [8]. Неоднородный состав государственного сектора в российской экономике представлен на рисунке 2.1.
Среди
государственных предприятий и
корпораций следует выделять такие
типы, которые представляют особую
значимость для государства: естественные
монополии, градообразующие предприятия,
военно-промышленный комплекс, государственные
корпорации в виде НКО. В работе мы уделяем
этим государственным структурам особое
внимание.
Рисунок
2.1 - Организационная структура государственного
сектора по функциональной значимости
хозяйствующих субъектов и степени их
вовлечения в рыночные отношения
По итогам работы можно сделать вывод, о том, что развитие государственных корпораций в виде НКО приводит к подрыву материальной основы государственного сектора. Неопределенность формы собственности государственных корпораций и противоречивость их организационно-правовой формы создают условия для развития феномена теневого управления объектами государственной собственности, по сути, ставя вопрос о том, можно ли считать их составными элементами государственного сектора.
В мировой практике Государственно-частное партнерство (ГЧП) - финансово-юридический институт с четко определенными в законодательстве и договоре обязанностями сторон и разделением рисков, т.е. сложный инвестиционный контракт.
В России основными
При ГЧП государство - сторона
договора, инвестор, гарант успешной
реализации инвестиционного
С конца 80−х годов институт
государственно-частного
Первый шаг на пути развития ГЧП уже сделан. В 2006 год Минэкономразвития создает инвестиционный фонд, из которого выделяется 70 млрд. рублей на инфраструктурные объекты национального значения, в 2007 г. - 72,9 млрд. рублей, 2008 г. - 73,2 млрд. рублей. Компании, претендующие на средства фонда, должны предложить проект на сумму не меньше 5 млрд. рублей (Постановлением №468 от 23 июня 2008 года "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. №134" предусматривается возможность получения бюджетных средств для региональных инвестиционных проектов стоимостью от 500 млн. рублей [2]) и обязаться профинансировать не меньше четверти их стоимости. Размер предоставляемых государственных гарантий может составлять до 60% от объема взятых частным инвестором кредитов. Срок предоставления гарантии - не более 5 лет. Деньги из инвестфонда выделяются на безвозмездной основе.
Проекты, на которые пойдут деньги фонда, должны быть безубыточными. Представленные проекты должны получить положительное заключение инвестиционного консультанта. Таким консультантом по положению может быть только авторитетное зарубежное агентство, которое за последние семь лет обслужило проекты на сумму не мене 5 млрд. долларов и имеет рейтинг не более чем на четыре уровня ниже высшего уровня от Standard & Poor,s, (AA) Moody,s (Aa2) или Fitch (AA) [19].
Капитал мгновенно
Это не будет просто помощью
частным фирмам. Вся инфраструктура
отойдет или самому
За 2006 - 2007 год число проектов
Однако все количественные
Проблемы связанные с
Другой инструмент ГЧП - концессия
в России не прижился, так как
сама суть концессионных
В настоящее время перед
На сегодняшний день существует
40 - 60 технопарков, все они
Доверительное управление госсобственностью широко известно в применении за рубежом. Например, в Германии малым компаниям доверяется управление госпиталями, детскими садами, музеями и даже театрами. Управление социальными объектами частными структурами обуславливается тем, что мелкому бизнесу для того чтобы выжить приходится становиться профессионалами, либо погибать, именно поэтому малый бизнес способен управлять собственностью намного эффективней, чем государство.
В России чтобы стать
Информация о работе Государственный сектор в рыночной экономике