Государственный сектор в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило растут. Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно.
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного сектора в системе государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение 4
1 Государственный сектор в рыночной экономике 5
1.1 Понятие государственного сектора и роли государства в рыночной экономике 5
1.2 Теоретические основы экономики государственного сектора 12
1.3 Методы регулирования государственного сектора 18
1.4 Регулирующее воздействие государственного сектора 20
1.5 Масштабы государственного сектора 21
1.6 Специфика экономических отношений в государственном секторе 24
2 Состояние государственного сектора в РФ 28
2.1 Специфика государственного сектора в РФ 28
2.2 Неоднородность государственного сектора в современной рыночной экономике 32
2.3 Государственно-частное партнерство 36
2.4 Новые принципы управления государственным сектором в России 42
Заключение 46
Библиографический список 47

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМ.ТЕОРИЯ.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

     2.   наполнение доходной части бюджета  за счет налоговых и иных обязательных платежей предприятий с участием государственного капитала.

     Эти функции очевидны. Сложнее обстоит  дело с определением роли и места  приватизации объектов государственной  собственности как финансового  инструмента. Приватизация должна решать не отдельные задачи, связанные с единовременным пополнением бюджета, а осуществляться в соответствии с единой государственной политикой по управлению государственным имуществом.

     Государственный сектор представляет собой важный инструмент реализации социальной политики.

     Активно участвуя в рыночных отношениях путем  свободного заключения договоров купли-продажи, контрактов, заказов и т.п., государство  как собственник тем самым  воздействует на рынок, на его цены, соотношение спроса и предложения, использование ресурсов.

     Государство на предприятия государственного сектора  влияет в направлении развития импортозамещения, выравнивания территориальных условий  для развития бизнеса.

     Из  многообразия регулирующих функций  государственного сектора следует выделить деятельность, направленную на организацию и проведение закупочных и товарных интервенций с целью обеспечения продовольственной безопасности государства.

     1.5 Масштабы государственного сектора

 

     Ресурсы, с помощью которых государство  участвует в общественной жизни, - это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой - доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором - об их потоке. Такого рода двойная характеристика экономического потенциала присуща, вообще говоря, любому субъекту хозяйства, причем доля частного лица или фирмы в совокупном запасе ресурсов нации, как правило, примерно равна доле их дохода в национальном доходе, по крайней мере в долгосрочном плане, ведь поток ресурсов (доход) в определенном смысле порождается их запасом (физическим или человеческим капиталом), и в эффективно функционирующей рыночной экономике распределяется в соответствии с факторными вкладами. Особенность государства состоит, однако, в том, что, пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение, поэтому доля государственного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале.

     В странах с развитой рыночной экономикой обычно существует консенсус в отношении того, что перераспределению подлежат скорее доходы, чем факторы производства, которые должны находиться, в основном, в распоряжении частного сектора. Соответственно удельный вес государственного сектора в доходах и расходах общества в большинстве случаев превосходит его удельный вес как в совокупном капитале, так и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг.

     Необходимо, впрочем, отметить два обстоятельства. С одной стороны, государство  часто контролирует огромные ресурсы, которые не получают надлежащей экономической оценки в качестве потенциальных или реальных факторов производства. Это, например, земли, не находящиеся в сельскохозяйственном обороте, охраняемые природные и культурные ценности нации и др. С другой стороны, расходы государства в конечном счете характеризуют услуги, предоставляемые им на нерыночной основе, однако этот момент, как и предыдущий, подчас остается в тени. Таким образом, и запас, и поток ресурсов государственного сектора частично изъяты из рыночного оборота, что сказывается на экономических измерениях и может создавать неадекватное представление о "паразитизме" государства.

     В качестве непосредственного поставщика товаров и услуг государственный  сектор, как правило, занимает прочное  положение прежде всего в таких отраслях, как образование, здравоохранение, культура, транспорт и связь, энергетика, коммунальное хозяйство и некоторых других.

     Предприятия и организации, принадлежащие государству, играют ведущую роль в предоставлении почтовых услуг, в сфере железнодорожных и авиаперевозок (исключениями являются США и, в меньшей степени, Япония), а в ряде стран, например в Великобритании, Германии, Италии, Нидерландах, Франции, - и в электроэнергетике. В некоторых странах государственный сектор относительно широко представлен даже в обрабатывающей промышленности. Это касается, в частности, сталелитейной промышленности Австрии, Италии, Франции, Швеции, британской, голландской и французской автомобильной индустрии, судостроения Великобритании, Италии, Испании, Швеции.

     Однако, как следует из предыдущего изложения, непосредственная поставка товаров  и услуг на рынок является хотя и важной, но все же не основной формой участия государственного сектора  в экономической жизни. Роль и  масштабы этого сектора наиболее концентрированно выражаются не его долей в совокупном капитале или товарной массе, производимой для реализации, а скорее, удельным весом государственных доходов и расходов в национальном доходе, валовом национальном или валовом внутреннем продукте. Другими словами - величина государственных финансов. Они включают в себя бюджеты центрального правительства, региональных и местных органов власти всех уровней, а в ряде стран - и некоторые внебюджетные фонды. Государственные финансы - важнейшая составная часть хозяйственного механизма любой страны и в то же время рычаг, с помощью которого правительство воздействует на весь процесс производства и распределения.

     Рост  государственных расходов в развитых странах исторически был, прежде всего, связан с расширением военных ассигнований - особый вклад здесь внесли Первая и Вторая мировые войны. Однако в дальнейшем все более весомую роль стали играть аспекты экономического и особенно социального характера. Именно последние вызвали колоссальный рост государственные расходов и значительно расширили масштаб перераспределения национального дохода в пользу государства во всех индустриально развитых странах. Это началось со второй половины XX столетия и продолжалось до его конца, о чем наглядно свидетельствует таблица 1.3. 

     Таблица 1.3- Государственные расходы и социальные трансферты (% от ВВП) 

  Страна Германия Франция Италия Великобритания США Япония
1960 Все расходы 36,8 29,7 - 34,5 27,1 25,5
Трансферты 18,1 13,4 13,1 10,2 7,3 4,0
1970 Все расходы 39,1 40,3 34,7 39,1 30,7 19,2
Трансферты 19,5 16,7 16,9 13,2 10,4 5,7
1980 Все расходы 48,3 46,1 41,9 44,9 33,7 32,6
Трансферты 25,7 22,6 21,2 16,4 15,0 11,9
1995 Все расходы 49,5 53,7 51,9 43,4 33,1 35,6
Трансферты 22,0 25,0 20,0 15,0 15,0 15,0
2000 Все расходы 44,3 47,9 43,8 37,8 33,6 38,1
Трансферты 18,7 18,1 16,7 13,3 15,0 16,0
2007 Все расходы 44,8 48,8 43,5 39,8 35,0 -
Трансферты 19,5 18,4 17,4 13,3 12,2 11,2
 

     Как видим, доля социальных расходов в ВВП  непрерывно возрастала. Вместе с ними увеличивалась и доля государственных расходов, которая к началу XXI столетия достигла в европейских странах примерно 50%, а в США и Японии - от 33 до 35%, Если к приведенным выше показателям социальных расходов (трансфертов) добавить расходы на здравоохранение (а это 6 - 8% ВВП), то они превысят половину всех государственных расходов. Удельный вес военных расходов в настоящее время невелик: от 1% (Япония) до 4 - 6% ВВП (США и Франция).

     В течение последних двух десятилетий  в странах Запада идут серьезные  реформы государственного сектора. Их цель - повысить его эффективность и сократить государственные расходы, которые в условиях рыночный экономики практически достигли своего потолка. Государство полностью или частично уходит из многих сфер деятельности. И в то же время растет концентрация ресурсов в тех областях, которые изначально выпадают из сферы рыночных отношений.

     Главным направлением воздействия государства  на экономический рост сегодня стало  повышение качества человеческого  капитала. На первый план теперь выступают улучшение системы образования, подготовки и переподготовки кадров рабочей силы, совершенствование системы здравоохранения.

     Значительной  остается роль государства в финансировании и организации научно - исследовательских  работ. Доля государственных расходов (прежде всего, на поддержку фундаментальных работ) в развитых странах Европы колеблется от 40 до 55% (в Японии - примерно 20%). В то же время все большее значение приобретают смешанные формы финансирования.

     Целевые программы по ключевым направлениям науки и техники предполагают объединение финансовых, материальных и человеческих ресурсов многих звеньев: государства, корпораций, университетов, многочисленных учреждений, специализирующихся на оказании всякого рода деловых услуг.

     Правительства развитых стран, стремясь максимально сконцентрировать фундаментальные научные исследования, поощряют создание особых «технологических полюсов», или «технологических парков», вокруг крупных университетов, институтов и исследовательских центров.

     1.6   Специфика  экономических отношений в государственном секторе

 

     В современной экономике государственный сектор органично дополняет частный сектор. Однако функционирование государственных компаний имеет свою специфику. Поведение государственных предприятий и организаций даже в рыночной среде подчиняется специфическим целям и законам, поэтому существенно отличается от поведения частных субъектов, что позволяет говорить об особом характере экономических отношений, возникающих в государственном секторе, и дает весомые основания для выделения государственного сектора в качестве особого звена в экономике.

     Экономические отношения между субъектами в  процессе производства, распределения, обмена и потребления создаваемых  частным производителем благ регулируются рыночным механизмом, что проявляется в их обособленности, самостоятельном принятии решений, свободной реализации материальных благ и услуг на рынке и присвоении результатов хозяйственной деятельности. Хозяйственная деятельность частных производителей нацелена на достижение индивидуальных интересов, а в конечном итоге – на получение личной выгоды в виде прибыли.

     Напротив, отношения между экономическими субъектами в государственном секторе  характеризуются следующими чертами:

     1) высокой степенью их социализации, поскольку государственный сектор создается для создания условий всестороннего развития личности и общества в целом;

     2) обобществлением производства, так  как сам характер цели, задаваемой  обществом государственному сектору,  требует усиления коллективных  начал в хозяйственной деятельности;

     3) контролем со стороны государства;

     4) многосубъектностью в реализации  прав собственности, ввиду того, что деятельность хозяйствующих  от лица государства экономических  субъектов опосредована.

     Вместе  с тем, специфика экономических  отношений в государственном секторе этим не ограничивается. Предприятия, хоть и контролируются государством, осуществляют хозяйственную деятельность в рыночной среде и вступают во взаимодействие с предприятиями частного сектора. Это ведет к некоторым изменениям в отношениях между субъектами в государственном секторе и позволяет предположить, что эти отношения носят двойственный характер[2].

     Теоретически, деятельность государственных предприятий  напрямую контролируется государством и направлена на достижение общественных целей. Как показывает российская практика, государственные унитарные предприятия функционируют на основе ежегодно утверждаемых программных заданий, а акционерные общества с государственным участием контролируются наблюдательным советом и аудитом. Тем не менее, на практике мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда менеджеры государственных компаний или организаций не всегда следуют идее достижения общественных целей и стремятся получить собственную выгоду от использования объектов государственной собственности.

Информация о работе Государственный сектор в рыночной экономике