Роль труда в экологическом образовании дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:04, дипломная работа

Описание работы

Экологическое образование детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. Дети учились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условиях произрастания (о растениях), способы ухода и другое.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Современный подход к экологическому образованию.
1.2 Методы экологического образования.
1.3 Роль труда в природе в решении задач экологического образования
1.4 Специализированные образовательные программы.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
2.1 Гигиенические и педагогические требования к организации труда
2.2 Формы организации труда в природе в подготовительной группе
2.3 Экологический подход к содержанию труда по уходу за комнатными растениями
2.4 Методика руководства трудом в природе в подготовительной группе
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПО УХОДУ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Роль труда в экологическом образовании дошкольников.docx

— 112.14 Кб (Скачать)

  Уголок  природы в подготовительной к  школе группе должен отличаться от уголка в старшей группе, как по качеству, так и разнообразию. Значительно  расширяется объём знаний, которые  получают дети 6 – 7 лет, благодаря более  глубокому знакомству с жизнью разнообразных  видов растений, а также в результате привлечения детей к более  сложным видам ухода за ними.

  Содержание  труда детей объединенных совместной деятельностью, как считает П.Г. Саморукова, должно быть заранее продумано педагогам, с тем, чтобы количество самостоятельных  операций не превышало трёх – четырёх.

  Особенностью  руководства трудом в подготовительной к школе группах является и  то, что воспитатель обсуждает  с детьми процесс работы (что нужно  сделать и как). Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь. 
 
 
 
 

  ГЛАВА III ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЦАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ ПО УХОДУ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ.

  Экспериментальная работа осуществлялась на базе ДОУ  №36 г. Нефтекамска в подготовительной группе во время прохождения преддипломной практики с 26 января по 7 марта. Условиями эксперимента была определена экспериментальная группа (5 человек) для выявления у них знаний и умений о комнатных растениях. Была использована методика Т.А. Серебряковой «Задания направленные на определение уровня сформированности умений и навыков по уходу за объектами природы».

  3.1. Констатирующий эксперимент

  Цель: выявить степень сформированности умений и навыков по способам ухода за комнатными растениями, умение устанавливать зависимость способа ухода за растениями от его внешнего вида, строения.

  Методика:

  Создается проблемная ситуация: перед детьми стоят комнатные растения (фикус, фиалка узамбарская, бальзамин, китайский розан, пеларгония), детям предлагается внимательно посмотреть на растения и определить какие виды ухода нужны за растениями: протирание, удаление пыли кисточкой, опрыскивание, исходя из его состояния; выбрать инструменты: тряпочка, кисточка, пульверизатор, палочка для рыхления, лейка.

  Работа  проведена по таким вопросам:

  1. Как называются эти комнатные растения?
  2. Нужно ли протирать листья комнатных растений?
  3. Как нужно правильно это делать?
  4. А чем нужно это делать?
  5. Покажи как
  6. Для чего нужно опрыскивать растения?
  7. Сейчас нужно опрыскивать? Почему?
  8. Какими инструментами будешь пользоваться?
  9. Для чего нужно рыхлить растения?
  10. Сейчас нужно это делать?
  11. Как правильно поливать растения?

  Критерии

  Ниже 60% - низкий уровень

  Ребёнок не проявляет интереса и самостоятельности  при выполнении заданий, допускает  более двух ошибок или не справляется  с заданием.

  61-79% - средний уровень

  Ребёнок проявляет инициативу при выполнении задания, допускает 1-2 ошибки.

  80-100% - высокий уровень

  Ребёнок с интересом, правильно выполняет  задания, проявляет инициативу при  выполнении задания, самостоятельность, мотивирует свои действия.

  Таблица №1

  Выявление уровня навыков и умений детей  по уходу за комнатными растениями

 
 
Ф.И ребёнка
 
Общетрудовые  навыки
 
Владение  специальными навыками
 
Всего «+»,

 «-»

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11  
1. Наташа Ч. + + + + - + + + + - + +9, -2
2. Серёжа В. + + - + + - - + - + - +6, -5
3. Катя ж. + + + + + + + + - - + +9, -2
4. Дима К. - + - + + + - + + - - +6, -5
5. Света П. + + + + - + + + + + + +10, -1
6. Всего «+»

«-»

4

1

5

0

3

2

5

0

3

2

4

1

3

2

5

0

3

2

2

3

3

2

 
 

    По результатам таблицы №1 можно оформить гистограмму, то есть сделать качественный анализ уровня общетрудовых и специальных навыков детей по уходу за комнатными растениями.

  Гистограмма №1

  Уровень навыков и умений ухода за комнатными растениями

  

                

  Данные  гистограммы позволяют перейти  к следующему этапу экспериментальной  работы и поставить задачи для  формирующего эксперимента.

  3.2. Формирующий эксперимент

  Цель: повысить уровень навыков и умений детей подготовительной группы по уходу  за комнатными растениями.

  Данная  цель решалась через следующие задачи:

  1.Формировать навыки владения сухой и влажной тряпочкой при уходе за растениями с крупными листьями.

  2.Формировать навыки пользования палочкой для рыхления двумя способами: прокапывая, разрыхлять поверхность корки земли; лейкой: поливать в край горшка до появления воды в поддоне; пульверизатором при опрыскивании мелколистных растений.

  3.Развивать общетрудовые навыки организации деятельности: самостоятельно ставить цель труда, подбирать необходимые средства, достигать положительного результата.

  4.Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.

  Описание  работы с детьми

  На  первом этапе были проведены трудовые занятия по уходу за крупнолистными растениями (Приложение 3). На этом этапе дети учились пользоваться сухой и влажной тряпочкой при протирании пыли, подбирали необходимые инструменты для ухода за комнатными растениями, составляли модели, выполняли трудовые поручения, благодаря чему были сформированы навыки ухода за крупнолистными растениями.

  На  втором этапе проводились занятия  по уходу за мелколистными растениями. Проводилось наблюдение за растениями, рассматривали их, определяли их потребности. Проводились трудовые занятия по уходу за мелколистными растениями, где были закреплены знания и умения по уходу за комнатными растениями.

  3.3. Контрольный эксперимент

  Цель: выявить эффективность работы по формированию навыков и умений детей  подготовительной группы по уходу за комнатными растениями.

  Методика: создается проблемная ситуация - перед детьми стоят комнатные растения (фикус, фиалка узамбарская, бальзамин, китайский розан, пеларгония), детям предлагается внимательно посмотреть на растения и определить какие виды ухода нужны за растениями: протирание, удаление пыли кисточкой, опрыскивание, исходя из его состояния; выбрать инструменты: тряпочка, кисточка, пульверизатор, рыхлила, лейка и поухаживать.

  Таблица №2

   Определение уровня навыков и умений после проведенной работы

 
 
Ф.И ребёнка
 
Общетрудовые  навыки
 
Владение спецыальными навыками
 
Всего «+»,

 «-»

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11  
1. Наташа Ч. + + + + - + + + + + + +10, -1
2. Серёжа В. + + - + + + + + - + + +9, -2
3. Катя ж. + + + + + + + + - + + +10, -1
4. Дима К. + + + + + + - + + + - +9, -2
5. Света П. + + + + + + + + + + + +11
6. Всего «+»

«-»

5

0

5

0

4

1

5

0

4

1

5

0

4

1

5

0

3

2

5

0

4

1

 
 

  На  основании результатов, полученных из таблицы № 2, нами оформлена гистограмма, определяющая уровни сформированности навыков и умений ухода за комнатными растениями после проведенной работы.

  Гистограмма №2

  Уровень навыков и умений ухода за комнатными растениями после проведенной работы

  

  После проведенной работы с детьми мы наблюдаем, что процент уровня навыков и  умений увеличился, который отображен  в диаграммах, дети стали лучше  владеть специальными и общетрудовыми  навыками.

  По  результатам таблиц №1 и №2 также  можно составить таблицу для  сравнения результатов навыков  ухода за комнатными растениями после  констатирующего и формирующего эксперимента.

  Таблица№3

  Сравнение результатов усвоения навыков ухода  за комнатными растениями после констатирующего и формирующего экспериментов

  Ф.И.ребенка Констатирующий Контрольный   Динамика
1.   Наташа  Ч.   82%   91%   9
2.     Серёжа  В.     55%     82%    27
3.     Катя  В.     82%     91%    9
4.     Дима  К.     55%     82%    22
5.     Света  П.     91%     100%    9
      Общий  уровень     73%     89%    16
 

  Из  данной таблицы можно увидеть, что  детьми были усвоены навыки ухода  за комнатными растениями, увеличился общий уровень сформированности, работа в уголке природы с детьми была эффективна. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Роль труда в экологическом образовании дошкольников