Роль труда в экологическом образовании дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:04, дипломная работа

Описание работы

Экологическое образование детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. Дети учились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условиях произрастания (о растениях), способы ухода и другое.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Современный подход к экологическому образованию.
1.2 Методы экологического образования.
1.3 Роль труда в природе в решении задач экологического образования
1.4 Специализированные образовательные программы.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
2.1 Гигиенические и педагогические требования к организации труда
2.2 Формы организации труда в природе в подготовительной группе
2.3 Экологический подход к содержанию труда по уходу за комнатными растениями
2.4 Методика руководства трудом в природе в подготовительной группе
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПО УХОДУ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Роль труда в экологическом образовании дошкольников.docx

— 112.14 Кб (Скачать)

     Примером  может служить программа " Непреходящие ценности природы " Е. В. Пчелинцевой-Ивановой , а также региональная программа  дошкольного образования Ставрополья " Планета детства " , в которой в естественнонаучном экологическом блоке представлена программа " Азбука экологии " и ее научное обоснование (автор Л. И . Грекова ).

     Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует  большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем  планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле  во всех ее проявлениях, необходимости  изменения стратегии и тактики  поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное  экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного  детства [3, с.86]. Проанализировав специальные и дополнительные дошкольные образовательные программы можно сказать, что современными авторами труд как метод экологического образования дошкольников не рассматривается.

  ВЫВОДЫ  ПО ГЛАВЕ I

  Творческий  труд возможен только тогда, когда человек  относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в  ней радость, понимает пользу и необходимость  труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта. Такое отношение к  труду возможно только тогда, когда  образовались глубокая привычка к трудовому  усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть смысл.

  В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации  детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего  проводятся со всеми детьми (фронтальная  форма организации). Труд и наблюдение за природой лучше  всего организовать  с небольшой подгруппой или индивидуально.

       Выбор метода зависит от характера  задач, решаемых на занятиях, в  игре, на прогулке и т.д. Уровень  развития у них учебно - познавательной  деятельности. Используются различные  методы обучения  предлагаемые  Саморуковой (наглядные, практические, словесные)

  Труд  в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес  к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.

  В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями, развиваются  интеллектуальные умения: планировать, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределить их по времени и между  участниками труда, оценивать результаты и т.д.

  Большое значение в экологическом образовании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

     В последнее время идет интенсивный  творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают  программы экологического образования  детей с учетом местных природных  и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в Липецке, Сочи).

     Проанализировав специальные и дополнительные дошкольные образовательные программы можно  сказать, что современными авторами труд как метод экологического образования  дошкольников не рассматривается.

     Проанализировав специальную методическую литературу, можно сделать вывод, что во вновь вышедшей литературе С.Н.Николаевой, Н.А.Рыжовой, Е.Рылеевой - труд как метод не рассматривается. Педагоги- классики П.Г.Саморукова, А.Ф.Мазурина, М.В.Лучич, считают, что труд в природе обязательно должен быть организован в детском саду, так как он способствует экологическому образованию дошкольников. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

  2.1. Гигиенические и педагогические требования к организации труда

  Труд  в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное  значение, если его организация и  содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

  Для того, чтобы труд не утомлял детей, а давал им радость и удовлетворение, нужно соблюдать гигиенические  требования к организации труда  в природе. Труд детей должен быть посильным. Физические усилия, затраченные  ребёнком, не должны вызвать переутомления. В противном случае у него возникает  отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда  зависит от характера и возраста детей. В подготовительной к школе  группе могут работать 35-40 минут  с перерывом на отдых или сменой характера труда.[3; стр.132]

  Необходимо  обеспечить правильную позу детей в  труде. Так, при переноске воды лейки  или ведра нужно носить в обеих  руках: при работе граблями, лопатой  тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время  в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид  работы с другим (например, рыхление почвы с поднесением воды). Орудия труда должны быть абсолютно безопасны  и соответствовать росту и  силам ребенка, но вместе с тем  нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. После всякой работы, независимо от того, где она  производилась на земельном участке  или в уголке природы, дети должны тщательно мыть руки с мылом.

  Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: уход за животными, растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нём участвовать.

  В процессе труда необходимо формировать  практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта в подготовительной группе воспитатель закрепляет умения различать и правильно называть их. Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состоянием растений, формирует навыкам пересадки растений. При посадке цветочных семян в подготовительной группе следует их рассмотреть, выделить цвет, величину, форму и т.д., соотнести с изображением цветущего растения, припомнить процесс выращивания этого растения до образования семян, а затем начать посадку. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.

  П.Г. Саморукова выдвигает, важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие  перед ребенком его цели, результатов  и способов их достижения. Трудовая деятельность детей в природе  должна систематически усложняться. Усложняться  навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются  наблюдательность, планирующие умения детей.

  Трудовая  деятельность должна быть реальной. Воспитателю  важно приобщить к ней каждого  ребёнка.[12;стр. 132-133] 

  2.2. Формы организации труда в природе в подготовительной группе

  Что же представляют собой принятые в  детских садах формы организации  труда дошкольников - поручения, дежурства, коллективный труд? Какие возможности для воспитания детей таятся в каждой из них? Рассмотрим эти формы работы

  1)Поручения. Трудовые поручения - наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Под трудовым поручением понимается возложение на ребёнка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-нибудь из своих сверстников. Поручить значит обязать ребенка выполнить какую- то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

  В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения. Отсюда для воспитателя  создаются возможности формирования трудовых умений и навыков. Поручения  многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Особые возможности  для формирования навыков представляют длительные поручения, когда ребенок  определенное время отвечает за какое- то дело.

  Поручения особенно важны в период от 3 до 5 лет. В 6 лет дети могут участвовать  в трёх видах дежурств. Это серьезный  труд, требующий также предварительной  подготовки.

  В подготовительной к школе группах  расширяются физические возможности  детей, накапливается опыт самостоятельного выполнения поручения. Многие поручения  входить в круг их обязанностей, носят постоянный, систематический  характер. Вместе с тем поручения  не теряют своей значимости.

  2) Дежурства. Дежурства - более сложная  по сравнению с поручениями  формы организации труда детей.  Они требуют от ребенка большей  самостоятельности. Дежурства имеют  большое значение в воспитании  детей: дежурные всегда выполняют  работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Это  помогает в доступных конкретных  делах формировать у детей  желание потрудиться ради других, проявлять отношение к своим товарищам, к животным и растениям, находящимся в уголке природы, а также воспитывать умение у них помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.

  Дежурства старших дошкольников постепенно усложняются  как по содержанию труда, так и  по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации  в работе. Дети регулярно дежурят  по подготовке к занятиям, по уголку природы. Обычно на каждый вид дежурств назначается по два ребёнка.

  Дежурство по уголку природы вводится в старшей  группе. Разъяснить значение этого  вида дежурства можно на занятии. Воспитатель обращает внимание на новых  обитателей живого уголка, рассказывает, как за ними ухаживать.

  Он  особо подчёркивает важность тщательного  постоянного ухода за животными  и растениями: только при этом условии  им будет хорошо в группе. На занятии  воспитатель может показать и  некоторые приёмы дежурных: как опрыскивать  растения из пульверизатора, как заготавливать  воду для полива растений и т.д.

  Следует отметить, что работа дежурных будет  успешнее в том случае, если педагог  постоянно воспитывает у всех интерес к уголку природы.

  В подготовке к школьной группе объём  работы дежурных может быть увеличен: дети заботятся о том, чтобы у  животных был всегда зелёный корм (они эпизодически сеют овёс); выращивают зелень к столу, с помощью воспитателя  пересаживают цветущие растения с газонов  и переносят их в группу.

  3) Коллективный труд. В старшей  и подготовительной к школе  группах детского сада систематическая  организовывается общая трудовая  деятельность, объединяющая сразу  всех детей группы.

  Чтобы в коллективном труде могли принять  участие все дети одновременно и  воспитатель мог осуществлять руководство  их работы, необходимо учесть ряд условий:

  - объединять всех детей можно  только после того, как они  приобретут необходимый опыт  работы в небольшом коллективе

  - определяя содержание общей работы, воспитатель включает в неё  только те виды труда, навыками  которых дети владеют достаточно  хорошо и стремятся к тому, чтобы занять всех детей.

  «Совместную работу детей надо особенно ценить – это зачатки коллективного  труда, - говорить Надежда Константиновна Крупская. – В коллективном труде  развёртываются лучше всего силы ребёнка». [5; с.146-168]

  В подготовительных группах используются все формы организации труда  детей; поручения (индивидуальные и  общие), дежурства, коллективный труд всей группы.

  Формируя  новые навыки, воспитатель, так же как и в средней и старших  группах, использует индивидуальные поручения. Особенно эффективны индивидуальные поручения  в работе с детьми, требующими постоянного  контроля со стороны взрослого (например, в работе с воспитанниками, часто  отвлекающимися от дела, небрежно выполняющими его)

  Общие поручения, объединяющие участников в  коллектив, со старшей группы становятся ведущей формой организующего труда. Они требуют от детей большей  самостоятельности при распределении  работы, вызывают необходимость совместных действий.

  Содержание  труда детей объединенных совместной деятельностью, как считает П.Г. Саморукова, должно быть заранее продумано педагогам, с тем, чтобы количество самостоятельных  операций не превышало трёх – четырёх.

  В этом возрасте значительную роль играют дежурства. Навыки труда у детей, опыт, приобретены ими при выполнении поручений, позволяют педагогу придавать  дежурству характер систематических  обязанностей, ставить детей в  условиях, когда должно проявляться  чувство ответственности перед  сверстниками за качество и своевременность  выполнения работы. Труд дежурных принимает  характер коллективной деятельности.

Информация о работе Роль труда в экологическом образовании дошкольников