Роль труда в экологическом образовании дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:04, дипломная работа

Описание работы

Экологическое образование детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. Дети учились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условиях произрастания (о растениях), способы ухода и другое.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Современный подход к экологическому образованию.
1.2 Методы экологического образования.
1.3 Роль труда в природе в решении задач экологического образования
1.4 Специализированные образовательные программы.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
2.1 Гигиенические и педагогические требования к организации труда
2.2 Формы организации труда в природе в подготовительной группе
2.3 Экологический подход к содержанию труда по уходу за комнатными растениями
2.4 Методика руководства трудом в природе в подготовительной группе
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПО УХОДУ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Роль труда в экологическом образовании дошкольников.docx

— 112.14 Кб (Скачать)

  Со  старшей группы имеет место коллективная трудовая деятельность, в которую  включаются все дети: уборка групповой  комнаты, оформление её к празднику, уборка участка и т.д. Чтобы в  работе могли принять участие  все дети, целесообразно разделить  группу на 3 – 4 звена и предложить каждому самостоятельное задание.

  Основное  внимание воспитателя во время руководства  коллективным трудом направляется на координацию работы звеньев, на помощь отдельным детям и какому –  либо звену, например, при возникновении  спора.

  Педагог должен заранее определить объём  работы и равномерно распределить его  между звеньями. Поэтому следует  отбирать такое содержание коллективного  труда, навыками выполнения которого дети владеют в достаточной мере.

  Определив примерную последовательность в  усложнении форм организации труда  в разных возрастных группах, нужно  раскрыть некоторые вопросы методического  руководства детской деятельностью, имеющий коллективный характер.

  Воспитатель, руководя коллективным трудом детей, одновременно решает две основные задачи. Он направляет усилия каждого ребенка на достижение общей цели, обращает внимание на затруднение, на своевременное окончание работы, т.е. руководит самим процессом  трудовой деятельности. В то же время педагог формирует положительные взаимоотношения между детьми, организует взаимопомощь и т.д.

  В организации коллективного труда  детей (общего или совместного) выделяются три последовательных этапа: распределение  работы между участниками, процесс  выполнения задания, обсуждение результатов  трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение  которых требует своеобразных методов  руководства.

  1.Распределение  работы между участниками.

  При организации коллективной трудовой деятельности, в которой должны принимать  участие несколько человек или  вся группа, необходимо распределить работу между участниками, объединенными  в звено или несколько звеньев. Этот вопрос неизбежно возникает  при организации коллективных поручений, когда небольшая группа детей  выполняет общее задание, состоящее  из разных дел. Важно научить детей  считаться с интересами друг друга, самостоятельно разрешать возникающее  недоразумения, проявлять активность в обсуждении того или иного вопроса.

  Постепенно  меняется характер воздействия педагога. От прямых указаний, непосредственного  разрешения возникающих конфликтов он переходит к иным приёмам руководства: контролирует, напоминает, осуждает с  детьми результаты их деятельности.

  2.Выполнение  задания.

  Выполняя  коллективные поручения, дети должны начинать и заканчивать работу одновременно. Но на практике бывает так, что один ребёнок затрудняется в выполнении задания ввиду недостаточных  навыков, второй забыл последовательность операций, работа третьего оказалась  более трудоёмкой, а четвёртый  отстал, так как часто отвлекался. Задача воспитателя так организовать работу, чтобы дети закончили её в одно время. Педагог предлагает помочь ребёнку, который слабо владеет навыками, то объясняет необходимость этой помощи.

  3.Обсуждение  результатов трудовой деятельности.

  По  окончании работы воспитатель обсуждает  итоги. Его задача в том, чтобы  на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель  отличает такие поступки, как стремление помочь товарищу. Воспитатель побуждает  детей к активному обсуждению поступков своих товарищей. Наряду обсуждения положительных примеров необходимо привлекать внимание детей  к недостаткам, он указывает на них  в мягкой, доброжелательной форме, выражая  уверенность в том, что дети поняли свои ошибки. Обсуждение занимает не более 8 – 10 минут, но оно имеет большое  воспитательное значение.[4;с.8-21] 

  2.3. Экологический подход к содержанию труда по уходу комнатными растениями

  Уголок  природы в подготовительной к  школе группе должен отличаться от уголка в старшей группе, как по качеству, так и разнообразию. Значительно  расширяется объём знаний, которые  получают дети 6 – 7 лет, благодаря более  глубокому знакомству с жизнью разнообразных  видов растений, а также в результате привлечения детей к более  сложным видам ухода за ними.

  Поливая растения весной, дети замечают, что они больше «пьют» воды, земля быстрее высыхает. Воспитатель подводит детей к выводу, что весной в комнате больше света, солнце греет, растения стали расти, поэтому им нужно больше воды.

  С некоторыми видами ухода за растениями поливкой, мытьём листьев, удалением  сухих листьев – дети знакомились  в предыдущих группах. В подготовительной к школе группе детей учат новым приёмам ухода: рыхлению, опрыскиванию, разным способам очистки листьев от пыли, весной – подкормке, пересадке, размножению растений. А.Ф. Мазурина считает, что они должны понимать значение того или иного вида ухода за растениями.

  Поливка

  Одним из наиболее важных и трудных по освоению видов ухода за растениями является поливкою детей нужно научить  не только правильно поливать, но и  определять недостаток влаги в горшке по сухости верхнего слоя земли.

  В процессе ухода воспитатель объясняет, что одни растения, например примулу, традесканцию, надо поливать часто, чтобы  земля была сырая, другие же, например алоэ, кактусы, наоборот,- только тогда, когда земля в горшке совсем высохнет: у некоторых растений (циперус) вода всегда должна быть в поддоне.

  При поливке растений необходимо учитывать  период роста (весной и летом) растения требуют обильной поливки, т.е. более  редкой. Но в жарко натопленных  комнатах, когда земля в горшках  быстро высыхает, надо и зимой поливать растения часто.

  Растениям обычно вредна как чрезмерная поливка, так и пересыхание земли. В  первом случае земля закисает, листья желтеют и отваливаются. Во втором, вода не впитывается пересохшим комом, а скатывается по стенкам горшка.

  Опрыскивание

  Для лучшего роста растений весной и  летом нужно их не только поливать, но и ежедневно опрыскивать водой  комнатной температуры. А.Ф Мазурина предлагает воспитателю опрыскивать растения первое время самому в присутствии детей и постепенно привлекать к этой работе дежурных.

  Летом, в жару, хорошо опрыскивать растения по два раза в день. Нужно объяснить ребятам, что на солнце опрыскивать растения нельзя: на листьях появляются ожоги.

    Содержание растений в чистоте

  Следует объяснить детям, что пыль, оседающая  на листьях, не пропускает солнечный  свет и воздух. Поэтому важно содержать  растения в чистоте.

  Воспитатель показывает разные способы ухода:

  -мыть с помощью кисточки листья алоэ, складчатые, «заглаженные» листья куркуменго

  -хрупкие очищают мягкой сухой щеточкой

  -мелкие листочки обмывают из лейки.

  Рыхление.

  Важным  видом ухода за комнатными растениями является рыхление земли в горшках.

  Рыхлить землю надо очень осторожно, чтобы  не повредить корней. Первое время  рыхлит землю воспитатель в присутствии  детей, в дальнейшем идет привлечение  детей к помощи, дав им тупые  палочки, предлагает взрыхлить землю  в горшках тех растений, у которых  корни не находятся на поверхности  земли.

  Подкормка растений.

  Весной  и летом, когда растения растут, дают много листьев и цветов, им нужно  больше питания.

  Детям следует в доступной форме  рассказать о значении подкормки. Надо научить детей поливать раствором  из леечки без сетки, осторожно, чтобы  капли его не попали на листья и  стебель; перед подкормкой и после  неё растения поливают простой водой. Подкормка выполняется под контролем  воспитателя.

  Пересадка комнатных растений.

  Отобрав растения, требующие пересадки, воспитатель  с детьми перечисляет, что нужно  приготовить для пересадки: горошки, землю, песок, черепки, совки, палочки. Для того чтобы все дети имели  представление о пересадке растений, нужно 1-2 растения весной пересадить на занятии. Воспитатель в присутствии  детей вынимает 1 растение из горшка, дети осматривают плотно оплетённый корнями ком земли. При помощи палочки освобождают корни от старой земли и распутывают их. Пересаживая растения, воспитатель  объясняет все свои действия.

  Иногда  бывает необходимо пересадить быстро развивающееся растение в более  просторный горшок, не нарушая земельного кома. Такая пересадка называется перевалкой. [14; с. 82- 93] 

  1.4.Методика руководства трудом в природе в подготовительной группе

  Воспитанники  подготовительной к школе группе под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями. В уголке природы, в огороде и  цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли  и разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой  они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай.

  Овладение трудовой деятельностью подготовительной к школе группах происходит в  более сложных формах организации  труда. В этом возрасте необходимо сформировать умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат её выполнения, определить последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых.

  Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями  дежурных, напоминает способы ухода  за объектами уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-4 человека. Важно подбирать группы таким  образом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили и дети с недостаточно сформированными  навыками.

  Длительность  дежурств - до двух дней, а можно и до недели. Длительные дежурства формируют чувство ответственности у детей, деловитость, устойчивость интересов. В том случае, если дети дежурят целую неделю, возможна смена обязанностей в середине недели. Порядок и последовательность назначения детей на дежурство фиксируется на доске дежурных. Дежурные должны уметь договариваться о том, кто будет делать и в какой последовательности. Помощь воспитателя заключается в советах, вопросах, напоминаниях.

  Важное  место занимает и наиболее сложный вид коллективного труда - труд совместный. Поэтому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа моет растение, другая подгруппа рыхлит землю, третья - поливает комнатные растения. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации.

  В процессе руководства трудом детей  становится задача развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным  детям вопросы направляющие их внимание за результат труда. Такой приём развивает самоконтроль, умение соотносить свои действий с указаниями воспитателя.

  Оценка  носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости  от количества труда: « поливал правильно, но немного пролил, надо вытереть». К оценке привлекаются и сами дети. Воспитатель предлагает одному ребенку  оценить работу другого с точки  зрения выполнения задания. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает  работу другой.

  Особенностью  руководства трудом в подготовительной к школе группах является и  то, что воспитатель обсуждает  с детьми процесс работы (что нужно  сделать и как). Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь. [13; с. 168-171] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВЫВОДЫ  ПО ГЛАВЕ II

  Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: уход за животными, растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нём участвовать.

  Трудовая  деятельность должна быть реальной. Воспитателю  важно приобщить к ней каждого  ребёнка.

Информация о работе Роль труда в экологическом образовании дошкольников