Роль труда в экологическом образовании дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:04, дипломная работа

Описание работы

Экологическое образование детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. Дети учились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условиях произрастания (о растениях), способы ухода и другое.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Современный подход к экологическому образованию.
1.2 Методы экологического образования.
1.3 Роль труда в природе в решении задач экологического образования
1.4 Специализированные образовательные программы.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
2.1 Гигиенические и педагогические требования к организации труда
2.2 Формы организации труда в природе в подготовительной группе
2.3 Экологический подход к содержанию труда по уходу за комнатными растениями
2.4 Методика руководства трудом в природе в подготовительной группе
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПО УХОДУ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Роль труда в экологическом образовании дошкольников.docx

— 112.14 Кб (Скачать)

  Министерство  образования Республики Башкортостан

  ГОУ СПО «Нефтекамский педагогический колледж» 
 
 
 
 

  ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

     Роль  труда в экологическом образовании дошкольников 
 
 

                  Фаррахова Гульнара Рафисовна

                  Специальность 050704

                                                                            Дошкольное образование

                  Курс 5, группа 58 

                  Руководитель: Путятинская

                  Ирина Алексеевна 

Нефтекамск 2011

  ОГЛАВЛЕНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ

  ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ  В ПРИРОДЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

  1.1 Современный подход к экологическому образованию.

    1.2 Методы экологического образования.

  1.3 Роль труда в природе в решении задач экологического образования

  1.4 Специализированные образовательные программы.

  ВЫВОДЫ  ПО ГЛАВЕ I

  ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

  2.1 Гигиенические и педагогические  требования к организации труда

  2.2 Формы организации труда в  природе в подготовительной группе

  2.3 Экологический подход к содержанию  труда по уходу за комнатными  растениями

  2.4 Методика руководства трудом  в природе в подготовительной  группе

  ВЫВОДЫ  ПО ГЛАВЕ II

  ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ  ТРУДА ПО УХОДУ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

  3.1 Констатирующий эксперимент

  3.2 Формирующий эксперимент

  3.3 Контрольный эксперимент

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ

  В наше время стал более актуален вопрос экологического воспитания детей. Ознакомление детей с природой является одним  из основных направлений в воспитательно-образовательной  работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка  и формирования его нравственных чувств.

  Экологическое образование детей - новое направление  педагогики, складывающееся в последние  годы и сменившее традиционно  представленное в программах ознакомление детей с природой. Прежние программы  ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений  об объектах и явлениях природы, доступных  непосредственному восприятию и  деятельности. Дети учились различать  и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний  вид, поведение (о животных), условиях произрастания (о растениях), способы ухода и другое.

  Наряду  с этим, программы содержали задачу освоения детьми отдельных взаимосвязей в природе. Все программы воспитательно - образовательной работы ставили задачу воспитания у детей бережного и заботливого отношения к природе.

  Экологическое образование дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

  Экологическое образование детей дошкольного  возраста имеет важное значение, т.к. в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что  является частью духовной культуры. Экологическое  образование детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс.

  Результатом экологического образования является экологическая культура личности. Составные  части экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни. В поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

  Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного  образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:

  - формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должно быть знание экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений;

  - формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе: при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкий к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно - действенным.

  - воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе- гуманное, познавательное, эстетическое- теснейшим образом связанно с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.

  Развитие  отношения к природе тесно  связано с особой организацией педагогического  процесса, основанной на нравственно - положительных переживаниях ребенка в разных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях и другое. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.

  Не  менее важно научить детей  оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения  с природой.

  Педагогический  процесс экологического образования  требует решения всех перечисленных  задач в единстве.

  Реализация  задач экологического образования  возможна только при условии экологической  культуры педагога и его готовности осуществлять эту деятельность. [13; стр. 53, 54]

  Нужно показать как прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир  природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Это важная задача и долг взрослых: родителей, педагогов.

  Наиболее  благоприятные условия для активного  проявления качеств личности представляет труд. Он должен приносить каждому  человеку моральное удовольствие.

  С дошкольного возраста каждый ребенок  обязательно должен принимать участие  в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском  саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает  на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его  стороны.

  Нужно каждому человеку понять, как он связан с природой и как люди зависят  от неё. Поняв и осознав это, тогда  будет даваться детям правильное воспитание не только в детском саду, но и в семье. Благодаря этому  с легкостью будем преодолевать экологические проблемы и со временем эти проблемы перестанут быть глобальными.

  Целью исследования является изучение формирования у детей трудовых умений и навыков работы в уголке природы.

  Объект  исследования – процесс формирования трудовых навыков у детей дошкольного возраста в уголке природы.

  Предмет исследования – труд в уголке природы как метод экологического образования детей дошкольного возраста.

  Задачи  исследования:

  1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического образования и трудового воспитания дошкольника

  2.Проанализировать специализированные и дополнительные дошкольные образовательные программы.

  3. Экспериментально доказать влияние трудовых умений и навыков по уходу за комнатными растениями для экологического образования дошкольников.

  4.Составить консультацию для родителей.

  5. Разработать перспективный план для детей подготовительной группы по уходу за комнатными растениями.

  Гипотеза  исследования заключается в том, что труд является одним из методов экологического образования детей подготовительной группы. 

  ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЦАЦИИ ТРУДА В ПРИРОДЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1.Современный подход к экологическому образованию дошкольников

Трудовое  воспитание - важная составная часть воспитания подрастающего поколения.

  Современная дошкольная педагогика разрабатывает  проблему трудового воспитания детей  дошкольного возраста. Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения детей к труду. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути её достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников. Большой вклад в развитии этой проблемы внесли исследования Н.К. Крупской, А.С Макаренко, В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой, З.Н. Борисовой, Г.П. Лесковой, Я.З. Неверович. В них разработаны содержание, методы и средства трудового воспитания, выявлены пути обеспечения единства трудового и нравственного воспитания. Острота и своевременность данной проблемы побудили исследователей продолжить её разработку.

     Самоценность  дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это  период его бурного роста и  интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и  психических возможностей, начало становления  личности.

     Достижением первых семи лет является становление  самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких  и знакомых людей, осознанно ориентироваться  в окружающем предметно-природном  мире, вычленять его ценности.

     Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в  природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

     К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести  детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для  их умственного и словесного развития.

     Идеи  ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного  воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время  большим подспорьем для практиков  дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение  воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли  работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных  сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).

Информация о работе Роль труда в экологическом образовании дошкольников