Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:04, дипломная работа
Экологическое образование детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. Дети учились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условиях произрастания (о растениях), способы ухода и другое.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Современный подход к экологическому образованию.
1.2 Методы экологического образования.
1.3 Роль труда в природе в решении задач экологического образования
1.4 Специализированные образовательные программы.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
2.1 Гигиенические и педагогические требования к организации труда
2.2 Формы организации труда в природе в подготовительной группе
2.3 Экологический подход к содержанию труда по уходу за комнатными растениями
2.4 Методика руководства трудом в природе в подготовительной группе
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПО УХОДУ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Большое
значение в научном обосновании
методики ознакомления с природой сыграли
исследования, которые начали проводиться
в 1950-е годы на кафедрах дошкольной
педагогики пединститутов. Одно из первых
- исследование Э. И. Залкинд, посвященное
ознакомлению дошкольников с птицами,
- показало, как важна правильная
организация чувственного восприятия
объектов природы: продуманное руководство
наблюдениями дает детям много впечатлений,
которые преобразуются в
В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.
Реализацией
этой идеи в сфере дошкольного
воспитания, которая должна была обеспечить
хорошую подготовку детей к школе,
занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков,
Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания
АПН). Психологи обосновали положение
о том, что дети дошкольного возраста
могут усвоить систему
В
дошкольной педагогике начались исследования
по отбору и систематизации природоведческих
знаний, отражающих ведущие закономерности
живой (И. А. Хайдурова , С. Н. Николаева,
Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И.
С. Фрейдкин и др. ) природы. В исследованиях,
посвященных живой природе, в
качестве ведущей была выбрана закономерность,
которой подчиняется жизнь
Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результатов, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.
Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить».
А.С.
Макаренко к « Лекции о трудовом
воспитании раскрыл важную роль элементарных
видов бытового труда детей, отметив,
что в нем формируется
Также А.С. Макаренко говорил, что правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. Труд всегда был освоением для человеческой жизни и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.
Трудовая педагогика, воспитание трудового качества человека - это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния.
Макаренко А.С. говорил: «Научить творческому труду - особая задача воспитателя».
Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта. Такое отношение к труду возможно только тогда, когда образовались глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть смысл.
Творческий труд совершенно невозможен у тех людей, которые к работе подходят со страхом, которые боятся ощущения усилия.
Педагогика на протяжении многих веков отмечала важную роль первых трудовых усилий для развития детей, для формирования личности. Труд детей дошкольного возраста находится в тесном соединении с игрой, поэтому их рассматривают во взаимодействии. К.Д. Ушинский рассматривал детские игры в прочной связи с детскими неучебными занятиями, с работой детей, которая игрой уже не является, но в то же время имеет в себе и много такого, что характерно для игры. «К игре непосредственно примыкают детские неучебные занятия, так что нельзя собственно сказать, где начинается занятие и оканчивается игра: копание грядок, посадка цветов, шитье платья кукле - столько же игры, сколько и серьезные занятия, и ребенок, работающий с таким наслаждением, не отличает игры от работы, он переносит лишения, а иногда даже страдания ради своей игры - работы; это указывает нам ясно, что основной закон человеческой природы есть свободный дух и труд»[7;с.89]
Близкий
нашему времени опыт Е.И. Тихеевой указывает
на непосредственную связь игры с
трудом в дошкольном воспитании. Известна
её формула: « игра - труд, труд- игра».
Исходя из такого понимания, Е.И. Тихеева
объявила, что важным источником труда
является подражание труду взрослых. Это
стремление мы видим в играх детей, где
они подражают маме готовящей обед, шоферу,
воспитателю.… Но для трудового воспитания
детей такого подражания труду в играх
недостаточно. Важно побуждать детей к
доступным или реальным трудовым действиям,
необходимость которых вызывается потребностями
окружающей детей жизни. Правильно поставленным
трудовое воспитание может считаться
тогда, когда дети за доступный им труд
будут браться также охотно, как и за игру.
1.2.Методы экологического образования
В педагогическом процессе детского сада используются разные методы обучения. Метод - это способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.
При ознакомлении детей с природой широко используются словесные, наглядные и игровые методы.
При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы. К наглядным методам относится наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям позновательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.[6, с.94-95]
Наблюдение – это специально-
Практические методы – это
игра, элементарные опыты и
моделирование. Использование
этих методов в процессе
К
словесным методам – это
К работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными особенностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребёнок, также требует использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда – при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.
В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдение за природой лучше всего организовать с небольшой подгруппой или индивидуально [7, с.187].
Выбор метода зависит от
С.Н. Николаева считает, что «в жизни детей дошкольного возраста» игра является ведущей деятельностью. Она представляет собой эмоциональную деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, он активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большей степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает знания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными [7, с. 124-131]
Игра как метод экологического
воспитания – это игра, специально
организованная, воспитателем и
привнесенная в процесс
Она имеет короткий и несложный сюжет, построенных на основе жизненных событий. Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой.
В содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача.
Игру проводит воспитатель: он объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее.
Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, насыщает игру ролевыми диалогами. [1, с. 86].
Можно выделить несколько
- игровые обучающие ситуации с игрушками – аналогами;
- игровые обучающие ситуации с литературными персонажами;
- игровые обучающие ситуации «типа путешествия».
П.Г.Саморукова утверждает, что «занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Воспитатель проводит занятия со всей группой детей в строго отведенное время. Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения. Под руководством воспитателя на занятиях формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Это является важным условием овладения детьми элементарными способами познавательной деятельности и развития их умственной активности и самостоятельности. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни»[13].
С.Н. Николаева считает, что
экологические занятия как
одна из форм организации
обучения детей имеют свою
совершенно определенную и
Информация о работе Роль труда в экологическом образовании дошкольников