Роль труда в экологическом образовании дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:04, дипломная работа

Описание работы

Экологическое образование детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. Дети учились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условиях произрастания (о растениях), способы ухода и другое.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Современный подход к экологическому образованию.
1.2 Методы экологического образования.
1.3 Роль труда в природе в решении задач экологического образования
1.4 Специализированные образовательные программы.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
2.1 Гигиенические и педагогические требования к организации труда
2.2 Формы организации труда в природе в подготовительной группе
2.3 Экологический подход к содержанию труда по уходу за комнатными растениями
2.4 Методика руководства трудом в природе в подготовительной группе
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПО УХОДУ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Роль труда в экологическом образовании дошкольников.docx

— 112.14 Кб (Скачать)

       Таким образом, перечисленные  методы и  формы организации  экологического воспитания позволяют  целенаправленно  формировать  у детей дошкольного  возраста начало экологической образованности, закладывать основы нравственного взаимодействия с окружающей природой. 

  1.3. Роль труда в природе в решении задач экологического образования

  Разнообразный труд в природе доставляет детям  много радости и содействует  их всестороннему развитию. В процессе труда воспитывается любовь к  природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес  к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться  сообща, помогать друг другу.

  П.Г. Саморукова считает, что труд в природе  имеет большое образовательное  значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия  для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают  способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться  на свойства объектов природы для  выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и  стебля). В результате у детей  складывается эталонное представление  о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

  Трудясь в природе, дети на практике усваивают  зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения  детей к труду: труд становится осмысленным  и целенаправленным.

  В процессе труда в природе у  детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни за ним в уголке природы.

  Труд  в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес  к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.

  В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями, развиваются  интеллектуальные умения: планировать, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределить их по времени и между  участниками труда, оценивать результаты и т.д.

  П.Г. Саморукова утверждает, что создает  благоприятные условия для физического  развития детей, т.к. в большинстве  случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

  В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и  интересная работа доставляет им радость, а это – основа для воспитания в дальнейшем желание трудиться, устойчивого интереса к труду. [12; стр. 131] 

  1.4. Специализированные образовательные программы

     Последнее десятилетие ХХ века можно назвать  временем развития двух значимых с  точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты  до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в  России в этот период происходило  становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились  конференции, съезды, семинары, создавались  программы, технологии, учебные и  методические пособия для различных  категорий учащихся.

     В нашей стране формировалась общая  Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой  является сфера дошкольного воспитания.

     Именно  на этапе дошкольного детства  ребенок получает эмоциональные  впечатления о природе, накапливает  представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы  экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической образованности. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической образованностью: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

     В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

     Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет  своей целью развитие в детях  элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь  природы, человека и его деятельности.

     Программа Е. Рылеевой "Открой себя" создана  на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает  развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической  культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный".

           Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой  создана программа экологического  образования и воспитания старших  дошкольников "Жизнь вокруг нас", в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.

     Программа "Паутинка" Ж. Л. Васякиной-Новиковой  развивает в детях планетарное  мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли.[4] У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: "где я живу" (окружающая среда), "как я живу" (поведение и ответственность), "с кем я живу" (соседи по планете, взаимосвязь с ними), "когда я живу" (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.

     Творческий  поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен  на развитие в детях эстетического  отношения к природе и окружающему  миру.

     Программа В. И. и С. Г. Ашиковых " Семицветик " нацелена на культурно-экологическое  образование детей, развитие в них  начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности.[1] Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках. В программе имеются две базовые темы "Природа" и "Человек". Тема природы включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек), но и выходит за пределы планеты - в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека-созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле.

     Программа Т. А. Копцевой "Природа и художник" сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе  как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы - "Мир-человека" "Мир искусства" - посредством системы творческих заданий развивают у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.

     К этой же группе можно отнести программу  Н. А. Рюкбейль "Чувство природы", предназначенную для воспитания дошкольников 4-6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы развивать через эмоциональную сферу познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Дети обучаются три года, и на каждом этапе решаются новые задачи их воспитания, образования и развития. Общим итогом становится устойчивый интерес к природе, желание общаться с ней и творческое самовыражение детей в различных видах художественной деятельности. Особенность программы - в ее организации на каждом занятии, которое длится два академических часа, дети "погружаются" вместе педагогом в уютной атмосфере через разные виды деятельности (общение с живыми объектами уголка природы, просмотр слайдов, слушание музыки, творческая деятельность самих детей - рисование, сочинение сказок, театрализация литературных произведений и др.). На каждом занятии (два раза в неделю) педагог достигает "эмоционального неравнодушия" каждого ребенка- именно чувство природы должно стать основой дальнейшего экологического образования детей в школе. Познавательный план программы тесно связан с эстетическим: детей учат видеть красоту растений и животных как результат их замечательной приспособленности к среде обитания. В последний год обучения дети получают очень широкий круг представлений о Вселенной, планете Земля, о жизни первобытных и современных людей детям показывают красоту мира, учат любить его.

     Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической  культуры через познание экологических  закономерностей природы.

     Программа Н. А. Рыжовой "Наш дом - природа" (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным  взглядом на природу, с пониманием места  человека в ней. В соответствии с  программой детей получают представления  о взаимосвязях в природе, которые  и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде  и своему здоровью.[17] Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

     Программа "Наш дом-природа" состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий  и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей  разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту  и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой  природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой  природе - растениям , животным и экосистеме леса, два - взаимодействию человека с  природой. Программа имеет методическое обеспечение - разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор  обращает внимание на отходы, которые  в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы  планеты. Методические рекомендации предусматривают  эмоциональное воздействие на детей  автором написаны экологические  сказки, придуманы"письма животным", создан экологический проект "Мое  дерево". Программа Н. А. Рыжовой  имеет продолжение в начальной  школе.

     Одной из первых в 90-х годах появилась  программа С. Николаевой "Юный эколог", созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников .[14] "Юный эколог" включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

     Содержание  программы отражает биоцентрический  взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь  организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности  любимых растений и животных к  среде, как смену форм приспособительной  взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического  развития, как сходство разных живых  существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно  при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке  ДОУ) в достаточном количестве самих  объектов природы - растений и животных. Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый - это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни  живых существ. Показано, что без  воды, воздуха, почвы невозможна жизнь  растений, животных и человека, что  планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет  весь комплекс необходимых условий  для жизни во всех ее формах. Последний  раздел посвящен человеку - он рассматривает  в трех аспектах как живое существо, нуждающееся в благоприятных  условиях, как пользователь природы  и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый - это познание собственно экологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять, приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания - это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

     В последнее время идет интенсивный  творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают  программы экологического образования  детей с учетом местных природных  и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в Липецке, Сочи).

Информация о работе Роль труда в экологическом образовании дошкольников