Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:04, дипломная работа
Экологическое образование детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. Дети учились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условиях произрастания (о растениях), способы ухода и другое.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Современный подход к экологическому образованию.
1.2 Методы экологического образования.
1.3 Роль труда в природе в решении задач экологического образования
1.4 Специализированные образовательные программы.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
2.1 Гигиенические и педагогические требования к организации труда
2.2 Формы организации труда в природе в подготовительной группе
2.3 Экологический подход к содержанию труда по уходу за комнатными растениями
2.4 Методика руководства трудом в природе в подготовительной группе
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПО УХОДУ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВЫВОД ПО III ГЛАВЕ
Для выявления степени сформированности умений и навыков по способам ухода за комнатными растениями, умение устанавливать зависимость способа ухода за растениями от его внешнего вида, строения были проведены 3 вида экспериментов: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Проведя констатирующий эксперимент, мы увидели, что уровень сформированности знаний находится на начальном этапе развития и составляет 73% общего уровня сформированности знаний. Перспективный план определил содержание знаний во всех основных направлениях, где были выделены и конкретизировались те знания, которые необходимо было сформировать и уточнить. Именно сюда входит организация труда по уходу за комнатными растениями, которая была главной в гипотезе исследования.
После осуществления данной работы результаты контрольного эксперимента значительно возросли по сравнению с констатирующим экспериментом и составило 89% сформированности, что на 16 % больше по сравнению с контрольным экспериментом. Исходя из этого мы можем вывод, что использование трудовых поручений при ознакомлении с комнатными растениями – один из приёмов, используемых для закрепления у детей трудовых умений и навыков, знаний о комнатных растений.
Результаты
контрольного эксперимента подтвердили
гипотезу данного исследования. Благодаря
использованию методического
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение. Формированию экологической образованности способствуют знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
Экологическое образование дошкольников, новая категория дошкольной педагогики, находится на этапе становления, в рамках которой ведутся исследования в области определения содержания, подходов, принципов, технологий. Большой вклад в разработку данной проблемы внесли П.Г.Саморукова, С.Н.Николаева, Н.Н.Кондратьева, Л.С.Игнаткина, И.А.Хайдурова, Н.Н.Вересов, В.И.Логинова, А.М.Федотова, Н.А.Рыжова, И.Р. Колтунова, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин и др.
При ознакомлении детей с природой широко используются словесные, наглядные и игровые методы.
Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой.
Наличие
разнообразных программ по экологическому
образованию дошкольников играют большую
роль в экологическом образовании
дошкольников и способствуют созданию
и реализации инновационных воспитательно-
Труд
в природе лишь в том случае
имеет воспитательно-
Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства.
Уголок природы в подготовительной к школе группе должен отличаться от уголка в старшей группе, как по качеству, так и разнообразию.
Особенностью руководства трудом в подготовительной к школе группах является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как).
Таким
образом, цель достигнута, задачи реализованы,
гипотеза нашла своё подтверждение, т.к.
труд является одним из методов экологического
образования детей подготовительной группы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Буре Р.С., Година Г.Н Учите детей трудиться М: Просвещение
2.Бухвалов В.А., Богданов Л.В., Купер Л.З. Экологическая экспедиция
3.Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М: Просвещение, 1980
4.Виноградова А.М. Нравственно - трудовое воспитание детей в детском саду - 1987 Просвещение
5.Воспитание дошкольника в труде./ Под ред. В.Г. Нечаевой, Просвещение 1983
6.Дерябо С.Д., Ясвин В.А.. Экологическая педагогика и психология, 1996
7.Дошкольная педагогика./ Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина.- 1978
8.Константинов В.М., Чемедзе Ю.Б. Экологические основы природопользования - Академия, 2003
9.Кудакова Л.В. Нравственно - трудовое воспитание ребёнка - дошкольника – 2005
10.Макарова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. 1991г
11.Марковская М.М. Уголок природы в детском саду, 1989
12.Методика ознакомления детей с природой в детском саду./ Под ред. П.Г. Саморуковой- 1992
13.Мир природы и ребенок. Под ред. Л.М. Маневцовой и Саморуковой, 2003
14.Наблюдение и труд детей в природе. Пособие для воспитателей детского сада. Под ред. А.Ф. Мазуриной, Просвещение,1976
15.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников, 2001
16.Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условие её реализации в детском саду, 1999
17.Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности, 1987
18.Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. Н.Н. Подъякова и Сохина, 1984
19.Теория и методика экологического образования детей. С.Н. Николаева, Учебное пособие для учащихся вузов, Москва, Академия, 2002
20.Хрестоматия
по педагогике. Составитель С.Н. Полянский
Приложение 1
«Биологическая характеристика комнатных растений»
Название растений | Происхождение | Необходимые условия |
Аспарагус | Горные тропические, субтропические леса, саванны Южной Африки | Южная экспозиция, но может расти и в полутени; выносит перепады температур от 13 до 22, но в очень теплых помещениях нуждается в опрыскивании. Земельная смесь: дерновая, перегнойная, листовая, песок (2,2,2,1) |
Бальзамин | Тропическая Африка | Свето-, влаго-, теплолюбивое растение, любит простор. Может сбрасывать листву от недостатка света и тепла, от тесного соседства с другими растениями. Восточная и Западная экспозиция |
Зефирантес (выскочка) | Влажные леса Южной Америки и Африки | Экспозиция западная или восточная, притенение от солнца, зимой любой покой (10-12°), может сбрасывать листву. Земельная смесь: дерновая, торф, перегной, песок в равных частях |
Герань | Влажные субтропики Южной Африки | Светолюбивое растение, подходят южная, восточная и западная экспозиции с притоком свежего воздуха. Зимой нуждается в прохладном содержании (6-10°). Земельная смесь: листовая, дерновая, перегной, песок (2, 2, 2, 1) |
Розан китайский | Южный Китай | Светолюбивое и влаголюбивое растение, зимой нуждается в опрыскивании. Подходят западная и восточная экспозиции. Земельная смесь: дерновая, листовая, песок (4, 2, 1) |
Узамбарская фиалка | Горы тропической Африки | Светолюбивое растение, но не выносит прямых солнечных лучей. Подходит северная экспозиция. Полив осторожный с края горшка. Почва легкая, влаго- и воздухопроницаемая. |
Фикус | Тропическая Азия | Вынослив, мирится с разными температурами, нуждается в притенение от прямого солнца. Зимнее содержание лучше с пониженной температурой (12-18º) и умеренным поливом. |
Традесканция | Влажные субтропики Бразилии и тропики Северной Америки | Влаголюбивое, теневыносливое, нетребовательное к температурам и почве растение. На западной и восточной экспозиции нуждается в притенение от солнца. |
Приложение 2
Дидактическая игра
«Подбери инструмент по уходу за растениями»
Цель: 1. Закрепить полученные знания по уходу за комнатными растениями
2.
Учить выбирать нужный
Материал: инструменты для ухода за комнатными растениями
Игровое правило: выбрать нужный инструмент для ухода за конкретным комнатным растением.
Ход
игры: перед детьми стоят несколько
комнатных растений, отдельно лежат
инструменты для ухода. Ребенок
должен определить, в каком виде
ухода нуждается каждое растение
и из кучи инструментов выбрать необходимое.
Приложение 3
Трудовое занятие «Ухаживаем за Китайским розаном и Пеларгонией»
Программное содержание:
1.
закреплять умение правильно
подбирать инструменты для
2. развивать умение пользоваться сухой и влажной тряпочкой, кисточкой.
3.
воспитывать взаимопомощь; умение
поддерживать товарищей в
Материал: инструменты, фартуки, тазик с водой
Ход занятия:
Вступительная беседа:
«Посмотрите, ребята, на наши растения. Посмотрите какое у них настроение (грусть). Как вы думаете, почему? Что нужно сделать для этого»
Вопросы:
- в каком виде ухода нуждается герань, китайский розан?
- с помощью чего мы будем это делать и как?
- какие инструменты понадобятся для ухода?
- кто что будет делать?
3.Показ:
«Чтобы было довольные наши растения нужно чисто и бережно удалять пыль с листочков, осторожно рыхлить землю, не повредив корня, и аккуратно его поливать»
4.Помощь детям:
Что-то тяжелое убрать, перенести, совет
5.Подведение итога:
«Наташа что ты сегодня делала? А Миша чем занимался? Как вы думаете, мы справились с работой? Почему?
6.
Общее поощрение, уборка
Приложение 4
План-конспект занятие по труду «Такие разные растения»
Программное содержание:
1.
развивать умение различать
2. закреплять умение пользоваться сухой и влажной тряпочкой, кисточкой, разные виды ухода за ними.
3.
воспитывать взаимопомощь; умение
поддерживать товарищей в
Материал: инструменты, фартуки, тазик с водой
Ход занятия:
Вступительная беседа:
«Посмотрите, ребята, на стол. К нам сегодня в гости пришло много разных растений»
Вопросы:
- чем различаются эти растения?
-какой корень, стебель, лист?
- какие виды ухода нужны?
- что нужно для этого?
- кто что будет делать?
1. Составление модели строения растения
2.Игровое упражнение по моделям «Собери правильно»
3. Составление модели «Потребности растения»
4. Рассказ детей по моделям
5. Подбор инструментов для ухода за растениями
6. Подведения итога:
«Наташа
что ты сегодня делала? А Миша
чем занимался? Как вы думаете, мы
справились с работой? Почему? Справились
ли с поставленной нами задачей?»
Приложение 5
Дидактическая игра
«Подбери правильно»
Информация о работе Роль труда в экологическом образовании дошкольников