Роль труда в экологическом образовании дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:04, дипломная работа

Описание работы

Экологическое образование детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. Дети учились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условиях произрастания (о растениях), способы ухода и другое.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Современный подход к экологическому образованию.
1.2 Методы экологического образования.
1.3 Роль труда в природе в решении задач экологического образования
1.4 Специализированные образовательные программы.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
2.1 Гигиенические и педагогические требования к организации труда
2.2 Формы организации труда в природе в подготовительной группе
2.3 Экологический подход к содержанию труда по уходу за комнатными растениями
2.4 Методика руководства трудом в природе в подготовительной группе
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПО УХОДУ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Роль труда в экологическом образовании дошкольников.docx

— 112.14 Кб (Скачать)

  Цель: Развивать умения различать разные по типу поверхности, и соотносить их с растениями

  Материал: карточки с различными по типу поверхностями

  Ход игры: на столе выкладываются карточки, ребенку завязывают глаза, подводят к столу и он тянет карточку, ощупывает её, соотносит с растением, к какому он предполагает. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 6

     Консультации  для родителей. 

     "Трудовое  воспитание ребенка в семье"

     Трудовое  воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье  имеются благоприятные условия  для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность  разнообразного домашнего труда, ежедневно  совершаемого взрослыми на глазах у  ребенка, ощутимость результатов этого  труда, возможность для ребенка  систематически участвовать в этом труде, работать вместе с взрослыми. В совместной со старшими членами  семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

     Участие в хозяйственно-бытовом труде  позволяет ребенку реально ощутить  свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного  коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности, самостоятельности.

     В семье ребенок слышит рассказы родителей  о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет  представления ребенка о труде  взрослых, формирует интерес и  уважение к нему. Некоторые родители, понимая, что ребенок дошкольного  возраста должен посильно трудиться, не представляют, каковы его возможности, как сформировать у него трудовые навыки, как сделать выполнение им трудовых обязанностей систематическим, как с возрастом должны изменяться эти обязанности, руководство и  контроль со стороны взрослых.

     Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в  единстве с детским садом, они  должны хорошо знать, какие задачи трудового  воспитания ставятся "Программой воспитания в детском саду", знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста.

     При планировании работы с семьей педагогическое просвещение родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников должно занимать особое место. В плане  каждой возрастной группы необходимо отразить содержание и формы пропаганды трудового воспитания, изучения и  обобщения положительного семейного  опыта. При этом следует учитывать  типичные трудности, с которыми сталкиваются родители, наиболее часто допускаемые  ими ошибки в трудовом воспитании детей. Это недооценка важности трудового  воспитания, начиная с младшего дошкольного  возраста, нравственного значения труда  ребенка как проявления его заботы о членах семьи; незнание возрастных особенностей дошкольников, их возможностей, незнание того, каким по содержанию должен быть труд ребенка того или  иного возраста, правильных методов  воздействия взрослых на ребенка; отсутствие обязательности, систематичности в  выполнении детьми поручений и обязанностей; недооценка важности формирования эмоционального отношения к труду, общественно-направленных мотивов трудовой деятельности.

     Для разъяснения родителям форм и  методов трудового воспитания дошкольников могут быть использованы разнообразные  формы: собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др.

     Много дает наглядное ознакомление родителей  с постановкой трудового воспитания в детском саду. Так, в дни открытых дверей родители могут наблюдать  режимные процессы, самообслуживания в младшей группе, в средней  и старшей группах - коллективный труд детей в природе, уборку групповой  комнаты, ремонт книг и др.

     Трудовому воспитанию старшего дошкольника в  семье можно посвятить собрание родителей. Перед собранием показать им коллективный труд детей по уборке групповой комнаты. К собранию хорошо оформить стенд, где поместить статьи о важности трудового воспитания. Тексты желательно иллюстрировать фотографиями, отображающими труд детей в семье и в детском саду.

     На  собрании можно заслушать одно - два сообщения родителей о  положительном опыте трудового  воспитания в семье. Педагог помогает родителям подготовить сообщение, проанализировать и обобщить их опыт воспитания ребенка в труде.

     Во  время экскурсии по детскому саду родители наблюдают, как дети трудятся по уборке групповой комнаты, узнают о методах руководства воспитателя  работой ребят, видят, как их дети участвуют в общем труде детского коллектива, каковы его умения, старательность, самостоятельность, могут сравнить успехи своего ребенка с успехами других детей.

     Воспитатель знакомит с задачами трудового воспитания старших дошкольников, характеризует  трудовые навыки ребят своей группы, особо отмечая тех, кто отличается трудолюбием, большей самостоятельностью, стремлением помогать другим.

     Одна  из форм совместной работы детского сада и семьи по трудовому воспитанию детей - привлечение их к той конкретной помощи, которую оказывают родители детскому саду: по благоустройству  помещения и участка, изготовлению учебного, игрового и другого оборудования. Обычно эту работу родители выполняют  в отсутствии детей и не используют ее в воспитательных целях. Важно  организовать труд родителей таким  образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать  в нем.

     Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 7

  Перспективный план

Наименование  мероприятия Дата проведения Ответственный за проведение
1. Рассматривание  иллюстраций по уходу за комнатными растениями: рыхление, полив, протирание . 31.01 Воспитатель
2. Наблюдение  за фикусом (внешний вид, особенности  листьев). 1.02 Воспитатель
3. Составление модели «фикус». 
1.02 Воспитатель
4. Наблюдение  за китайским розаном (внешний вид, особенности листьев). 2.02 Воспитатель
5. Дидактическая игра «Подбери инструмент по уходу за комнатными растениями». 3.04 Воспитатель
6. Трудовое поручение  «Ухаживаем за фикусом» (сухой и  влажной тряпочкой). 4.02 Воспитатель
7.   Трудовое  поручение «Ухаживаем за аспидистрой» (сухой и влажной тряпочкой). 7.02 Воспитатель
8.   Дид. игра «Напиши, мы отгадаем» 8.02 Воспитатель
9.   Трудовое  поручение «Ухаживаем за китайским  розаном» (сухой и влажной тряпочкой). 9.02 Воспитатель
10.   Трудовое  поручение «Ухаживаем за монстерой» (сухой и влажной тряпочкой). 10.02 Воспитатель
11.   Дид. игра «Узнай растения на ощупь». 11.02 Воспитатель
12.   Составление модели «Китайский розан». 14.02 Воспитатель
13.   Трудовое  занятие «Ухаживаем за фикусом, аспидистрой, монстерой» (подбор инструментов, обучение пользоваться сухой и влажной  тряпочкой, моделирование). 15.02 Воспитатель
14.   Наблюдение  за бальзамином (внешний вид, характер листьев, потребности - влаголюбивые). 16.02 Воспитатель
15.   Трудовое  занятие «Ухаживаем за фиалкой и бальзамином» (подбор инструментов, структура деятельности, модель деятельности). 17.02 Воспитатель
16.   Дид. игра «Подбери правильно» (подобрать образцы поверхности соответствующее растению). 18.02 Воспитатель
17.   Трудовое  поручение «Ухаживаем за растениями с бархатистыми листьями» (сухая  тряпочка, сухая кисточка). 18.02 Воспитатель
18.   Трудовое  занятие «Ухаживаем за китайским  розаном, пеларгонией» (подбор инструментов, обучение пользоваться сухой и влажной  тряпочкой, моделирование). 21.02 Воспитатель
19.   Трудовое  занятие «Уход за пеларгонией» (подбор инструментов, модель деятельности). 22.02 Воспитатель
20.   Наблюдение  за фиалкой (строение, особенности листьев, потребности - не любят свет, полив умеренный). 23.02 Воспитатель
21.   Занятие «Такие разные растения» (внешний вид, особенности листьев, способы ухода: тряпочка, пульверизатор, палочка для рыхления, полив). 24.02 Воспитатель
22.   Дид. игра «Опиши поверхность листьев». 25.02 Воспитатель
23.   Трудовое  поручение «Ухаживаем за мелколистными  растениями» (пульверизатор). 28.02 Воспитатель
24.   Моделирование на тему «Строение Бальзамина». 1.03 Воспитатель
25.   Викторина «Растения - живые организмы» (внешний вид, растения живые, необходимые удовлетворения потребностей». 2.03 Воспитатель
26. Трудовое поручение  «Ухаживаем за крупнолистными растениями» (сухая и влажная тряпочка). 3.03  
27.   Моделирование на тему «Строение фиалки узамбарской». 4.03 Воспитатель
28.   Дид. игра с моделями «Составь правильно» (модель деятельности по уходу). 4.03 Воспитатель
29. Трудовое поручение  «Поливаем комнатные растения» (лейка). 7.03 Воспитатель

Информация о работе Роль труда в экологическом образовании дошкольников