Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:19, контрольная работа
Сельский рынок труда и образование — взаимосвязанные и взаимозависимые отрасли. Результаты профессиональной деятельности образовательных учреждений напрямую влияют на ситуацию на рынке труда. В свою очередь, положение дел на рынке труда во многом определяет стратегию модернизации общеобразовательной и профессиональной школы.
Исследование, о котором идёт речь, — первое крупное социально-педагогическое исследование проблемы трудовых ресурсов для села в условиях современного капитализма в России, становления рыночной экономики, кризисных явлений в экономической и социальнои сферах. Его новизна - в социально-педагогическом подходе к изучению проблемы, предполагающем широкий охват пространства формирования трудовых ресурсов, выбор субъектов системы подготовки трудовых ресурсов.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Тема
«Сельский
рынок труда и образование»
Специфика социально-педагогического исследования
Сельский
рынок труда и образование
— взаимосвязанные и
Исследование,
о котором идёт речь, — первое
крупное социально-
Исследование
решало не только крупную научную
социально-педагогическую задачу —
изучение реального полонжения на сельском
рынке труда, определение направлений
модернизации общеобразовательной
и профессиональной школы, но преследовало
и общественно-научную цель: расширить
влияние социальной педагогики на процессы
оналы социально-экономических преобразований
села, на инновационное развитие сельской
социальной среды. Ведь движущей силой
всех реформ и модернизаций были и
остаются квалифицированные специалисты
и рабочие кадры. Опираясь на интегрирующую
функцию социальной педагогики, мы стремились
выявить линии сопряжения усилий различных
институтов как условия эффективности
их работы по подготовке трудовых ресурсов.
Профессиональное социально-педагогическое
сообщество предложило власти механизм
социально-экономического развития сельских
поселений, своё соучастие в деятельности,
направленной на развитие социально-экономических
комплексов муниципальных образований.
Что показало исследование
Оно
выявило сложную, противоречивую, неоднозначную
ситуацию на сельском рынке труда
как в условиях конкретного региона,
так и в различных территориях
России. Разобщённость, несогласованность
действий субъектов подготовки трудовых
ресурсов для села — весьма характерный
недостаток. К примеру, только 43,3% директоров
сельских школ, под руководством которых
осуществляется профориентация, профильное
обучение, трудовая подготовка учащихся
к сельскохозяйственному труду
и профессиональное обучение школьников
(там, где есть для этого условия),
знают о потребностях в кадрах
местного рынка труда. 26,5% учреждений
профессионального образования
Влияние работодателей на процесс подготовки кадров пока незначительно, общеобразовательная и профессиональная школа слабо ориентирована на подготовку предпринимательских кадров. К примеру, лишь около 6% директоров профучилищ ответили, что в процессе профессионального обучения готовят учащихся к собственному бизнесу, предпринимательству; 13% — к работе в негосударственных структурах, на частных предприятиях. От- сутствует единый координирующий центр управления развитием системы подготовки трудовых ресурсов для производственной и социальной сфер села, который должен действовать при муниципальном образовании.
Результаты
собеседований с
Безработица
— серьёзная проблема для жителей
села. В последние два года сокращаются
рабочие места на промышленных, сельскохозяйственных
предприятиях, в медицинских, образовательных
и учреждениях культуры. Растёт число
занятых неполный рабочий день или
в сокращённой рабочей неделе,
находятся под угрозой
За последние
три года, по оценкам директоров
центров занятости населения, наблюдается
рост безработицы среди сельского
населения. В Верещагинском районе
Пермского края в Центр занятости
в 2006 году обратились 1302 человека, а
в 2008-м — 2319. В Грязин-ском районе
Липецкой области с каждым годом
количество безработных увеличивается
в среднем на две — две с
половиной тысячи человек в год
при общем количестве обращений
в Центр занятости 13-15 тысяч. Подобная
ситуация в Ставропольском крае, в
других территориях. Самая многочисленная
категория безработных –
Кто требуется?
В
ходе собеседований с работодателями
изучено наличие вакантных мест
на предприятиях сельских районов. Три
группы предприятий действуют здесь.
Это те предприятия, где были вакантные
места на момент исследования (начало
2009 г.). К примеру, сельхозпредприятие
«Миндерлинское» Сухо-
Функционируют также предприятия которые сталкиваются с проблемой подбора кадров. Так, в Куртамышском районе Курганской области молодые и толковые уезжают из села. и толковые уезжают из села. Остаются пьющие и нежелающие работать. В то же время недостатка в сотрудниках нет, так как все держатся за свои места, потому что работы в селе мало.
Вакантные места на предприятиях и в учреждениях села сохраняются по причинам социальным, материальным профессиональным, психологическим Среди социальных причин — отток населения, особенно молодёжи, из сельских районов; отсутствие жилья; плохие бытовые условия; открытие новых предприятий; уход специалистов в коммерческие структуры; нежелание работать в сельском хозяйстве. Среди материальных — низкий уровень заработной платы; задержки с её выплатой. В числе профессиональных причин — недостаток специалистов по тем или иным специальностям; жёсткие требования работодателей; высокая степень ответственности; большой объём работы; несответствие уровня подготовки работников требованиям работодателей. В числе психологических причин — низкая мотивация к труду у стоящих на учёта в центре занятости, нежелание людей работать за маленькую зарплату при высокой степени ответственности.
Сегодня усложнились требования работодателей к кадрам: необходима специальное профессиональное образование; знание практики; владение смежными профессиями; высокий уровень квалификации рабочих; владение компьютером; развитые коммуникативные качества и так далее.
В числе основных недостатков работодатели называют низкий профессионализм, не соответствующий современным требованиям; недисциплинированность; пьянство на рабочем месте; отсутствие инициативы.
Системообразующую роль в социально-экономическом комплексе сельских районов по-прежнему играют агропредприятия. Вот как оценили состояние самого крупного агропредприятия главы сельских поселений: с трудом выживает - 425%; положение стабильное — 26,5%; работает в режиме развития — 24,5%; близкое к банкротству — 4,1%; предприятие-банкрот - 2,9%. Как видим, в нынешних условиях только половина агропредприятий работают стабильно или в режиме развития.
По оценкам глав сельских поселений, хозяйствующие субъекты испытывают потребность в кадрах: рабочих (49,3%), специалистов (32,9%), руководителей (9,6%), служащих (2,7%).
Вакантные места в начале 2009 года имели 57,4% сельскохозяйственных предприятий; 31% промышленных; 30,4% строительных; 30,6% предприятий торговли; 25% учреждений социальной сферы; 22,7% предприятий лесоводства и только 6,3% юридических служб и 4% предприятий транспорта и связи. Как видим, больше всего нуждаются в кадрах сельскохозяйственные предприятия. Но им требуются в основном работники «тяжёлого» труда: трактористы, механизаторы, а также работники низкоквалифицированного труда — скотники, пастухи.
У молодёжи пользуются спросом
высокооплачиваемые профессии,
За
последние годы резко увеличился
спрос на рабочие кадры высокой
квалификации в связи с тем, что
приобретается
Руководители
государственных предприятий
Руководителям
частных предприятий нужны
Анализ деятельности общеобразовательной школы
В
частности, мы исследовали, как сельские
общеобразовательные школы
По мнению подавляющего большинства директоров сельских школ, состояние трудовой подготовки школьников за последние три года осталось прежним. Треть респондентов считает, что состояние ухудшилось. 11% директоров отметили улучшение трудовой подготовки школьников по сельскохозяйственному профилю. В сравнении с 1999 годом в этой сфере наблюдается незначительная, но положительная динамика.
Хотя многие руководители школ считают, что ситуация осталась прежней, некоторые говорят даже о её ухудшении.
Какова материальная база трудовой подготовки? В подавляющем большинстве школ минимальная материальная база для подготовки ребят к сельско хозяйственному труду сохранилась. 85,9/о школ имеют школьный учебно-опытный участок; 17% - теплицу; в 10% школ есть оборудованный кабинет по сельскому хозяйству; 80,0% имеют школьные мастерские. Небольшие животноводческие фермы есть только 9 12% школ. О наличии сельхозтехники сообщили 8,2% школ, в каких-то школах она находится в удовлетворительном и хорошем состоянии (16,4%); в каких-то в плохом (7,1%). Мы выяснили, имеют ли школы в своём распоряжении землю? У подавляющего большинства сельских школ (82,5%) есть в распоряжении земля; у 17,5% — ее нет, 86,4% школ сами пользуются землёй, 6,8% — на условиях аренды.