Сельский рынок труда и образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:19, контрольная работа

Описание работы

Сельский рынок труда и образование — взаимосвязанные и взаимозависимые отрасли. Результаты профессиональной деятельности образовательных учреждений напрямую влияют на ситуацию на рынке труда. В свою очередь, положение дел на рынке труда во многом определяет стратегию модернизации общеобразовательной и профессиональной школы.
Исследование, о котором идёт речь, — первое крупное социально-педагогическое исследование проблемы трудовых ресурсов для села в условиях современного капитализма в России, становления рыночной экономики, кризисных явлений в экономической и социальнои сферах. Его новизна - в социально-педагогическом подходе к изучению проблемы, предполагающем широкий охват пространства формирования трудовых ресурсов, выбор субъектов системы подготовки трудовых ресурсов.

Работа содержит 1 файл

работа.docx

— 29.25 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

Тема 
 

«Сельский рынок труда и образование» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Специфика социально-педагогического  исследования

     Сельский  рынок труда и образование  — взаимосвязанные и взаимозависимые  отрасли. Результаты профессиональной деятельности образовательных учреждений напрямую влияют на ситуацию на рынке  труда. В свою очередь, положение  дел на рынке труда во многом  определяет стратегию модернизации общеобразовательной  и профессиональной школы.

     Исследование, о котором идёт речь, — первое крупное социально-педагогическое исследование проблемы трудовых ресурсов для села в условиях современного капитализма в России, становления  рыночной экономики, кризисных явлений  в экономической и социальнои сферах. Его новизна - в социально-педагогическом подходе к изучению проблемы, предполагающем широкий охват пространства формирования трудовых ресурсов, выбор субъектов  системы подготовки трудовых ресурсов.

      Исследование  решало не только крупную научную  социально-педагогическую задачу —  изучение реального полонжения на сельском рынке труда, определение направлений  модернизации общеобразовательной  и профессиональной школы, но преследовало и общественно-научную цель: расширить влияние социальной педагогики на процессы оналы социально-экономических преобразований села, на инновационное развитие сельской социальной среды. Ведь движущей силой всех реформ и модернизаций были и остаются квалифицированные специалисты и рабочие кадры. Опираясь на интегрирующую функцию социальной педагогики, мы стремились выявить  линии сопряжения усилий различных институтов как условия эффективности их работы по подготовке трудовых ресурсов. Профессиональное социально-педагогическое сообщество предложило власти механизм социально-экономического развития сельских поселений, своё соучастие в деятельности, направленной на развитие социально-экономических комплексов муниципальных образований. 
 

Что показало исследование

      Оно выявило сложную, противоречивую, неоднозначную  ситуацию на сельском рынке труда  как в условиях конкретного региона, так и в различных территориях  России. Разобщённость, несогласованность  действий субъектов подготовки трудовых ресурсов для села — весьма характерный  недостаток. К примеру, только 43,3% директоров сельских школ, под руководством которых  осуществляется профориентация, профильное обучение, трудовая подготовка учащихся к сельскохозяйственному труду  и профессиональное обучение школьников (там, где есть для этого условия), знают о потребностях в кадрах местного рынка труда. 26,5% учреждений профессионального образования   определяют   выбор   профессий/специальностей, по которым ведут профессиональное обучение, муниципальным заказом, в 11,5% случаях — заказом предприятия-инвестора. Только половина выпускников профучилищ хотели бы в дальнейшем работать по профессии в сельской местности.

      Влияние работодателей на процесс подготовки кадров пока незначительно, общеобразовательная  и профессиональная школа слабо  ориентирована на подготовку предпринимательских  кадров. К примеру, лишь около 6% директоров профучилищ ответили, что в процессе профессионального обучения готовят  учащихся к собственному бизнесу, предпринимательству; 13% — к работе в негосударственных  структурах, на частных предприятиях. От- сутствует единый координирующий центр управления развитием системы  подготовки трудовых ресурсов для производственной и социальной сфер села, который  должен действовать при муниципальном  образовании.

      Результаты  собеседований с работодателями, директорами центров занятости  населения, общеобразовательной и  профессиональной школы позволили  сделать вывод: рынок труда в  сельских районах — кризисный, здесь  одновременно существуют и безработица, и дефицит кадров. Дисбаланс проявляется  в том, что, с одной стороны, нуждающиеся  в рабочих местах не обладают уровнем квалификации, необходимым работодателю, с другой стороны, предложения работодателей не всегда соответствуют ожиданиям потенциальных работников. В целом отношения на рынке труда остаются проблемными. Спрос превышает предложение. Практически на любую вакансию — несколько претендентов.

      Безработица — серьёзная проблема для жителей  села. В последние два года сокращаются  рабочие места на промышленных, сельскохозяйственных предприятиях, в медицинских, образовательных  и учреждениях культуры. Растёт число  занятых неполный рабочий день или  в сокращённой рабочей неделе, находятся под угрозой увольнения в связи с сокращением штата.

За последние  три года, по оценкам директоров центров занятости населения, наблюдается  рост безработицы среди сельского  населения. В Верещагинском районе Пермского края в Центр занятости  в 2006 году обратились 1302 человека, а  в 2008-м — 2319. В Грязин-ском районе Липецкой области с каждым годом  количество безработных увеличивается  в среднем на две — две с  половиной тысячи человек в год  при общем количестве обращений  в Центр занятости 13-15 тысяч. Подобная ситуация в Ставропольском крае, в  других территориях. Самая многочисленная категория безработных – несовершеннолетняя молодежь и женщини. Для специалистов с начальным сред ним и высшим профессиональным об разованием важнейший  фактор трудо устройства - уровень  заработной штаты В числе постоянно  обращающихся в службу занятости - выпускники различных учебных заведений, особенно с начальным, средним, реже - высшим образованием. Эта категория безработных  самая мобильная в плане географии  поиска работы, способностей и желания  переобучаться. Увеличивается число  обращений в службу занятости  инвалидов, ищут работу и пенсионеры. Однако большинство из них не готово к переобучению и надеется получить работу  по прежней  специальности. В службу обращаются люди с разным уровнем притязаний. Одни устраиваются на работу в течение 10 дней, другие —  с большим желанием идут на переобучение, третьи — интересуются только размером заработной платы или возможностью встать на учёт, чтобы получать пособие по безработице.

Кто требуется?

      В ходе собеседований с работодателями изучено наличие вакантных мест на предприятиях сельских районов. Три  группы предприятий действуют здесь. Это те предприятия, где были вакантные  места на момент исследования (начало 2009 г.). К примеру, сельхозпредприятие «Миндерлинское» Сухо-бузимского   района   Красноярского края было обеспечено кадрами на 80%. Ему требовались  инженеры-электрики, агроном, механик, доярки, скотники механизаторы. Причина  вакансий нежелание людей  работать в сельском хозяйстве из-за невысокой  заработной платы. Есть предприятия, которые  в кадрах не нуждаются. Как отметила З.В. Королева Руководитель Открытого акционерного  общества «Куртамышское Дорожно-строительное предприятие» Курганской области в кадрах они не нуждаются - «на каждое место по 10 человек за воротами».

      Функционируют также предприятия  которые сталкиваются с проблемой подбора кадров. Так, в Куртамышском районе Курганской области  молодые и толковые уезжают из села. и толковые уезжают из села. Остаются пьющие и нежелающие работать. В то же время недостатка в сотрудниках нет, так как все держатся за свои места, потому что работы в селе мало.

      Вакантные   места   на  предприятиях и в  учреждениях села сохраняются по причинам социальным, материальным профессиональным,   психологическим Среди социальных причин — отток населения, особенно молодёжи, из сельских районов; отсутствие жилья; плохие бытовые условия; открытие новых предприятий; уход специалистов в коммерческие структуры; нежелание работать в сельском хозяйстве. Среди материальных — низкий уровень заработной платы; задержки с её выплатой. В числе профессиональных причин — недостаток специалистов по тем или иным специальностям; жёсткие требования работодателей; высокая степень ответственности; большой объём работы; несответствие уровня подготовки работников требованиям работодателей. В числе психологических причин — низкая мотивация к труду у стоящих на учёта в центре занятости, нежелание людей работать за маленькую зарплату при высокой степени ответственности.

      Сегодня усложнились требования работодателей  к кадрам: необходима специальное  профессиональное образование; знание практики; владение смежными профессиями; высокий уровень квалификации рабочих; владение компьютером; развитые коммуникативные  качества и так далее.

В числе  основных недостатков работодатели называют низкий профессионализм, не соответствующий  современным требованиям; недисциплинированность; пьянство на рабочем месте; отсутствие инициативы.

      Системообразующую роль в социально-экономическом  комплексе сельских районов по-прежнему играют агропредприятия. Вот как  оценили состояние самого крупного агропредприятия главы сельских поселений: с трудом выживает - 425%; положение  стабильное — 26,5%; работает в режиме развития — 24,5%; близкое к банкротству  — 4,1%; предприятие-банкрот - 2,9%. Как  видим, в нынешних условиях только половина агропредприятий работают стабильно  или в режиме развития.

По оценкам  глав сельских поселений, хозяйствующие  субъекты испытывают потребность в  кадрах: рабочих (49,3%), специалистов (32,9%), руководителей (9,6%), служащих (2,7%).

      Вакантные места в начале 2009 года имели 57,4% сельскохозяйственных предприятий; 31% промышленных; 30,4% строительных; 30,6% предприятий  торговли; 25% учреждений социальной сферы; 22,7% предприятий лесоводства и  только 6,3% юридических служб и 4% предприятий транспорта и связи. Как видим, больше всего нуждаются  в кадрах сельскохозяйственные предприятия. Но им требуются в основном работники «тяжёлого» труда: трактористы, механизаторы, а также работники низкоквалифицированного труда — скотники, пастухи.

        У молодёжи пользуются спросом  высокооплачиваемые профессии, а  также такие, как юрист, бухгалтер,  экономист, менеджер, секретарь,  секретарь-референт, делопроизводитель,  а также водитель, рабочий, продавец, продавец-консультант, оператор  ЭВМ, водитель, электрогазосварщик, повар, бармен, парикмахер, кадры  в сфере бытового обслуживания, инженеры, специалисты лесного хозяйства  Повышенным спросом у молодёжи  пользуются также строительные  профессии.

      За  последние годы резко увеличился спрос на рабочие кадры высокой  квалификации в связи с тем, что  приобретается высокотехнологичное  оборудование. Однако престиж рабочих  профессий среди молодых невысок. Для изменения ситуации необходима умная, а главное — производственная ориентация в общеобразовательных  школах.

      Руководители  государственных предприятий нуждаются  в бухгалтерах, юристах, секретарях, экономистах, врачах, водителях, педагогах, подсобных рабочих, продавцах, почтальонах, сварщиках, электрогазосварщиках, электромонтёрах, инженерах, фельдшерах, акушерках, медицинских  сестрах, слесарях-ремонтниках, высококвалифицированных  кадрах в сфере бытового обслуживания и так далее.

      Руководителям частных предприятий нужны рабочие, водители, столяры, бухгалтеры, трактористы, продавцы, токари, слесари, инженеры, наладчики  станков, швеи, технологи и другие специалисты.

Анализ  деятельности общеобразовательной  школы

      В частности, мы исследовали, как сельские общеобразовательные школы готовят  трудовые ресурсы для села.

      По  мнению подавляющего большинства директоров сельских школ, состояние трудовой подготовки школьников за последние  три года осталось прежним. Треть  респондентов считает, что состояние  ухудшилось. 11% директоров отметили улучшение  трудовой подготовки школьников по сельскохозяйственному профилю. В сравнении с 1999 годом в этой сфере наблюдается незначительная, но положительная динамика.

      Хотя  многие руководители школ считают, что  ситуация осталась прежней, некоторые  говорят даже о её ухудшении.

      Какова  материальная база трудовой подготовки? В подавляющем большинстве школ минимальная материальная база для  подготовки ребят к сельско хозяйственному труду сохранилась. 85,9/о школ имеют  школьный учебно-опытный участок; 17% - теплицу; в 10% школ есть оборудованный  кабинет по сельскому  хозяйству;  80,0%  имеют школьные мастерские. Небольшие  животноводческие фермы  есть только 9 12% школ. О наличии сельхозтехники сообщили 8,2% школ, в каких-то школах она находится в удовлетворительном и хорошем состоянии (16,4%); в каких-то в плохом (7,1%). Мы выяснили, имеют ли школы в своём распоряжении   землю?   У   подавляющего большинства сельских школ (82,5%) есть в распоряжении земля; у 17,5% — ее нет, 86,4% школ сами пользуются землёй, 6,8% — на условиях аренды.

Информация о работе Сельский рынок труда и образование