Экологическое воспитание детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является образование людей в области окружающей среды, в том числе важнейшим из которых является вода. Экологическое воспитание всего населения и особенно молодого подрастающего поколения. Планету можно спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек не властелин природы, а ее часть. Это означает, что экологическая проблема встает ныне не только как проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание детей.doc

— 294.50 Кб (Скачать)


11

 

Введение

 

Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является образование людей в области окружающей среды, в том числе важнейшим из которых является вода. Экологическое воспитание всего населения и особенно молодого подрастающего поколения. Планету можно спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого  понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек не властелин природы, а ее часть. Это означает, что экологическая проблема встает ныне не только как проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, Она вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу, в социально целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействия с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического осознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

       Сейчас над данной проблемой работают много ученых, педагогов, исследователей: С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова, О.И.Попова, Е.Ф.Терентьева и многие другие.

       В настоящее время основой экологической науки являются различные связи и зависимости, существующие в едином комплексе «природа-общество-человек». Экология представляет сейчас комплексную науку, в которую вовлечены практически все стороны жизни и деятельности человека. Конечно, дошкольники еще не могут понять и осмыслить сведения об огромных масштабах деятельности людей в природе. Эти знания нужны взрослым, педагогам, однако достаточной форме знания о взаимодействии человека с природой необходимо включить в содержание экологического воспитания детей-дошкольников.

       Экологическое воспитание – это новое направление педагогики дошкольного детства.

       Вопросы экологического воспитания детей в дошкольный период в настоящее время необходимо рассматривать в двух взаимосвязанных направлениях; как проблему воспитания детей и как проблему развития экологического сознания у взрослых, воспитывающих дошкольников или решающих различные вопросы дошкольного воспитания. В сложившихся условиях экологическое воспитание детей может быть осуществлено, если деятельность педагогов, поведение родителей будет осуществляться в позиции осознания всей значимости проблемы, если мысли и чувства взрослых людей будет искренне устремлены на сохранение природы, а их поступки и поведение создадут соответствующую атмосферу в дошкольном учреждении и семье.

       С.Н.Николаева предлагает рассмотреть экологическое воспитание дошкольников, как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.

       Осознанно- правильное отношение к природе состоится на:

1) понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания.

2) осознании специфики животного и его самооценки, зависимости жизни и состояния организма от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека.

3) понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специальных условиях.

       Экологическое воспитание может быть существенно методами, которые позволяют продемонстрировать дошкольникам мораффункциональную приспособленность растений и животных к среде обитания, зависимости в природных сообществах, связь человека с природой, результаты взаимодействия его деятельности на природу ближайшего окружения. К таким методам относятся: систематизированное наблюдение, упорядоченная функция наблюдений, опытническая работа, моделирующая деятельность, направленное общение, труд в природе. Игровая и изобразительная деятельность позволяют отразить эмоциональные переживания ребенка, связанные с восприятием природы и ее познанием.

              Экспериментирование – один из основных методов экологического воспитания дошкольников.

       Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделить связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой природы и активно взаимодействуя с ними.

       Выше перечисленные факты привели нас к осмыслению необходимости проведения исследования, целью которого явилась определение педагогических условий методов для знания детей о свойствах воды.

Объектом исследования явился педагогический процесс по формированию знания о свойствах воды детей старшего дошкольного возраста.

Предметом  исследования явились экспериментальные опыты, как прием формирования знания о воде.

       В результате изучения литературы, наблюдения педагогического процесса нами была выдвинута следующая гипотеза: использование экспериментирования (опытов) существенно повышает уровень знаний детей о свойствах воды.

       Задачи исследования

   -изучить первоначальные знания детей дошкольного возраста о воде

   -определить возможности использования опытов в развитие знаний

   -уточнить и систематизировать и углубить знания о воде (неживой природе).

       Методы исследования: изучение и анализ литературы, наблюдение за деятельностью детей, беседа с детьми, педагогический эксперимент, количественное, качественное, графическое обработка результатов.

       База исследования: исследования проводились на базе МДОУ «Детский сад «Родничок» № 43 образовательного вида. Город Новочебоксарск. Чувашия. Заведующая Бастракова Л.Л. В эксперименте приняла участие 16 детей старшего дошкольного возраста.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Экологическое воспитание новое направление дошкольной педагогики

     В последнее время слова «Экология» стало очень популярным.

    Впервые этот термин был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Гекилем (1834-19190). Термин «Экология» от двух греческих слов: «ойкос-дом, жилье, родина, и логис-наука, означающим дословно «наука о местообитании». В более общем смысле, экология- это наука, изучающая взаимоотношения организмов включая человека, и их сообществ окружающей средой их обитания (в том числе многообразие взаимосвязей другими организмами и сообществами).

    В качестве самостоятельной  науки   экология оформилось лишь в XX веке, хотя факты, составляющие ее содержание  с давних  пор привлекли внимание человека.

    Уже в самых древних источниках  не  только  упоминаются  различные названия животных и растений, но и сообщаются некоторые сведения об их образе жизни. Сюда  можно отнести Аристотеля,  Теофраста и других. Большой   вклад в формирования   эколо-гических  знаний  внесли такие ученые, как Р.Бойль (английский химик), К.Линней (шведский естествоиспытатель) и т.д. Важные наблюдения, оказавшие  влияние  на развитие экологии, были сделаны  экспедициях учеными  Российской  Академии наук (II половина XVIII века). С.П.Калиянниковым,  И.И.Ленехиным, Л.С.Палассом и другими. Большое значение имели труды русского зоолога Н.А.Северцова. Большую роль в развитии экологических  идей сыграли труды  великого  ученого И.Дарвина–основателя учения об  эволюции органического мира.

    Большой вклад в XX  веке  внесли  ученые К.А.Тимирязев, В.В. Докучаев,  В.Н.Сукачов, В.И.Вернадский и другие.

    Во второй половине XX века происходили своего рода «Экологизация» современной науки. В этих условиях Экологическое знания мышления и экологическая  деятельность  должны были стать  реальной  силой  для  осуществления экологической революции.  

В дошкольной педагогике вопросы о роли природы в воспитании детей рассматривались и рассматриваются как зарубежными так и отечественными педагогами

Все выдающееся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувства и воли; революционеры – демократы ( В.Г.Белинский, А.И.Герцен и д.р.) говорили о необходимости интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах. Известно, какое большое значение придавал природе К.Д.Ушинский, он был за то, чтобы « вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи К.Д.Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н.Водовозовой, Е.И.Тихеевой, которые уделяли много внимания природе как средству умственного воспитания детей дошкольного возраста. В своем основном педагогическом труде « Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания дошкольного возраста» (1913) Е.Н.Водовозова раскрывает роль наблюдения как наиболее доступного средства ознакомления маленьких детей с предметами и явлениями окружающей природы. По ее мнению, наблюдения дают богатую пищу для развития детского ума и эстетических чувств. Е.И.Тихеева видела в природе сенсорного воспитания детей, развития их речи.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О.Иогансон, А.А.Быстров, Р.М.Басс, А.М.Степанова, Э.И.Залкинд, Е.И.Волкова, Е.Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В.Лучич, М.М.Марковский, рекомендации З.Д.Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А.Веретенниковой. В этот период ознакомление с природой использовалось как средство коммунистического воспитания и всестороннего развития детей – нравственного, эстетического,  умственного. Шел поиск и отбор содержания знаний, их систематизация, велись разработка и определение форм и методов ознакомления дошкольников с природой, осуществилось проверка организационных моментов: устройство цветников, огородов, уголков природы. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д.Сизенкова, С.А.Веретенникова, А.М.Низова, Л.И.Пушнина, М.В.Лучич, А.Ф.Мазурина и др.).

Природа как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков была широко использована в целях сенсорного воспитания дошкольников в играх с природным материалом и природоведческим содержанием (Э.И.Залкинд, А.М.Макаревич, В.А.Дрязгунова), в труде (Л.Е.Образцова, Н.К.Постникова, Е.И.Корзакова, В.Г.Фокина и др.)

Общим для периода 1950 – 1970-х голов стал выводом о том, что дети дошкольного возраста в условиях организованного взрослым педагогического процесса с успехом усваивают разнообразные значения о природе, эти знания развивают детей в умственном плане, а при эмоциональной их подаче становятся основой положительного отношения к природе.

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детским психологом (В.В.Давыдов, Д.Б.Элькрнин и др.) провозглашались необходимость: 1) усложнения содержания обучения – привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знания, усвоение которых обеспечивало бы эффектное умственное развитие детей

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяов, Л.А.Венгер. психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, окружающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

В дошкольной педагогике начались исследования по отрубу и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И.А.Хайдурова, С.Н.Николаева, Е.Ф.Терентьева и др.) и неживой (И.С.Фрейдкин и др.) природы. В использованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.

В.А.Сухомлинский считал необходимым водить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце и закаляя волю. Надо развивать в детях бережное и заботливое отношение к беспомощным маленьким существам, которых обидеть ничего не стоит, но пожалев, защитив их, ребенок почувствует себя добрым и сильным.

Информация о работе Экологическое воспитание детей