Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:30, курсовая работа
Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является образование людей в области окружающей среды, в том числе важнейшим из которых является вода. Экологическое воспитание всего населения и особенно молодого подрастающего поколения. Планету можно спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек не властелин природы, а ее часть. Это означает, что экологическая проблема встает ныне не только как проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле
3. В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана.
4. Дети не могут работать не разговаривая.
5. Нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми.
6. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов.
7. Право ребенка на ошибку.
8. Применить адекватные способы вовлечения детей в работу.
9. Соблюдение правил безопасности.
10. Способ введения ребенка в целостный педагогический процесс.
11. Анализ результатов и формирование выводов.
12. Нельзя применять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношения к работе.
В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их поведению несколько различаются. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуются. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе в «Уголке природы» или на участке. Однако это не значит, что случайные эксперименты проводить просто. Чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, он должен обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо него непонятными и незаметными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментом является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, землеведения, земледелия. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе новое и интересное. Это значит, что, гуляя с детьми и выполняя свои многообразные обязанности, следя за поведением детей и предупреждая все возможные ЧП, он должен одновременно выискивать в природе явления, которые могут заинтересовать детей, пополнить богатство их знаний или просто доставить удовольствие, вызвать положительные эмоции. Безусловно, это не просто, особенно если учесть отсутствие специальной биологической литературы, адресованной работником ДОУ.
Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, изложенным выше. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему не знакома.
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель и задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимент. Конечно, иногда опыт можно проводить и род команду педагога, но злоупотреблять этим не следует. В подавленном большинстве случаев такой стиль себя не оправдывает, так как лишает детей инициативы и свободы воли. Ссылка на экономию времени несостоятельна, поскольку постановка экспериментов является не самоцелью, а просто одним из способов развития детского мышления. Участие детей в планировании работы решает эту задачу эффективнее, чем любой другой вид деятельности.
Точно так же нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.
Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.
Кроме того, как говорилось выше, при отсутствии возможности приговаривать свои действия и увиденные результаты качество восприятия знаний резко ухудшается. Но, чувствуя себя свободными, дети не должны переходить определенных границ, за которыми начинается нарушение дисциплины.
В процессе работы надо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задач, варьирующих под эксперимент и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Из-за этого в ходе занятия в работе детей периодически возникает десинхронизация. Она проявляется не только в детской, но и во взрослой аудитории. Таких ситуаций не следует избегать, но не стоит их и усугублять. При значительной десинхронизации обстановка в группе может выйти из-под контроля.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов. Как говорилось в предыдущем разделе иногда это можно делать в словесной форме.
После эксперимента дети должны привести в порядок рабочее место.
Продолжительность эксперимента определяется многими факторами, особенностями изучаемого явления, наличием свободного времени, состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Если дети устали, занятие следует прекратить ранее задуманного срока, если же наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.
Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких ответов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение. В дальнейшем, если ребятам не сложно, то ответ проводится как случайный эксперимент, если же требуется значительная подготовка, то ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых ответов.
Констатирующий эксперимент
Цель: выявить уровень знаний о свойствах воды и ее использование детей старшей группы.
Экспериментирование проводилось в МДОУ «Детский сад «Родничок» № 43 г.Новочебоксарска.
В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста. Всего в количестве 16 человек, разделила на две подгруппы, с учетом результатов обследования психолога. В контрольную и экспериментальную вошли дети с высоким средним и низким уровнем развития. Из них 8 детей вошло в экспериментальную группу, и 8 детей – в контрольную группу.
В экспериментальную группы мы отнесли:
1. Александрова Наташа
2. Вильданова Азалия
3. Горинова Валя
4. Зиновьева Вероника
5. Илларионов Никита
6. Лысова Таня
7. Литтий Рома
8. Марченкова Катя
Соответственно в контрольную группу мы отнесли:
1. Ермолаев Ваня
2. Пантиков Игорь
3. Рыжов Егор
4. Рядова Надя
5. Штен Галя
6. Покровский Сергей
7. Федотова Женя
8. Яровой Женя
Для выявления уровня знаний о воде нами была использована методика диагностики (Рыжовой Н.А.).
1. Какие ты знаешь времена года?
2. Где живет вода?
3. Какие осадки бывают в разное время годы?
4. Какие ты знаешь свойства воды (лед, снег, иней)?
5. Для чего нужна вода?
Вопросы задавались каждому ребенку индивидуально в тихой спокойной обстановке в свободное от занятий время.
Представленные результаты показали, что у детей экспериментальной группы 13% высокий уровень знаний.
Знают о свойствах воды. Большим интересом наблюдают за экспериментом. Сильные эмоциональные проявления от проделанных опытов. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют воду. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
62% средний уровень знаний.
Называют о свойствах воды с небольшой помощью взрослого, интересуются лишь знакомые им эксперименты.
25% неустойчивое представление о свойствах воды. Интереса нет, или он ситуативен. Быстро переходят от одного объекта к другому. Не достигают результата. Не всегда правильно называют отличительные характеристики свойств воды.
Показатели контрольной группы:
высокий уровень знаний 25%
средний уровень знаний 50%
низкий уровень знаний 25%
Затрудняется при ответе на вопросы, для чего они используются.
Диаграмма уровня развития в экспериментальной и контрольной группах представлена на рис. 1, рис. 2.
Рис. 1. Уровень знаний в экспериментальной группе
Формирующий эксперимент направлен на ознакомление детей со свойствами воды. Опыты проводились с интервалом в один день вторую половину дня. Длительность опытов состояла 20-25 минут. Опыты проводились с детьми только экспериментальной группы, а с контрольной группы знакомила со свойствами воды без организации опытов. Для проведения эксперимента за основу взяло технологию Рыжовой. Мы знакомили детей с различными видами осадка в разное время года. Рассказывали где находится вода в природе. Для чего нужна вода и какая нужна вода в природе, знакомила со свойствами воды.
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Значение свойств воды поможет детям понять детям особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.
Опыт 1. «Вода – прозрачная».
Перед детьми стояло два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? Перед ними молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стакане с молоком – нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.
Предложить детям подумать, что было если бы речная вода была попрозрачней? Например, в сказках говорится в молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
При ответах на эти вопросы дети говорили: «Рыба ведь в молоке не живет, они привыкли жить в водной воде. Они бы в таких реках ничего не видели, ведь молоко не прозрачное, и они могли бы врезаться в мосты. Они бы сталкивались голова с головой и с кораблями. Поэтому такие реки не существуют».
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у нее вкус? Очень часто дети говорят убежденно, что вода очень вкусная. Давали для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убеждались, еще раз пробовали воду. Доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, наверное, с точки зрения свойств воды представления.
Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», - хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Предложила детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как в предыдущем случае, их самых лучших побуждений дети начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Понюхали еще и еще, пока не убедились, что запаха нет. Однако подчеркнула, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.