Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:16, практическая работа
Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требует устойчивого внимания. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеет опыт, знание и умение ребенка.
Портфолио
по теории и технологии
экологического воспитания
детей дошкольного возраста
Наблюдения в природе.
Особенности наблюдения на прогулке.
Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требует устойчивого внимания. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеет опыт, знание и умение ребенка.
Организуя наблюдение на природе воспитатель решает в комплексных задач: формирует у детей знание о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует разные виды наблюдения.
Наблюдения на прогулке. (Старшая группа).
Цель наблюдения: показать детям многообразие красок золотой осени. Закрепить понятие «листопад».
Наблюдение.
Уточнить у детей какое наступило время
года. Всю землю покрыли листья – все вокруг
Цель наблюдения: закрепить знание детей о растительном мире, уточнить, что где растет.
Наблюдение.
Предложить детям посмотреть вокруг и сказать, что подарила осень. (листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы). Назвать плоды и рассмотреть их цвет и величину, сравнить их между собой. Уточнить их запах и вкус. Рассмотреть строение гриба, объяснить понятие «хрупкий». Спросить, кто из лесных жителей лакомится грибами, кто заготавливает их на зиму, кто ими лечится.
Наблюдение
за объектами неживой природы (солнце,
облака, небо).
Цель наблюдения: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра.
Наблюдение.
Выйдя на улицу, послушать вместе с детьми шуршание на ветру листьев.
Почему шуршат листочки?
В ветреную погоду понаблюдать как движутся облака. Для определения силы ветра можно предложить детям поиграть с вертушкой, султанчиками. Обратить внимание на то, что осенью ветер стал холоднее, чем летом. Определить сильный или слабый ветер ( слабый – слегка качает листья и мелкие ветки, сильный – качает крупные ветки, срывает листья с деревьев.
Цель
наблюдения: познакомить с наиболее
типичными особенностями
Наблюдение.
В дождливую погоду наблюдение из окна. Предложить послушать, как стучит дождь по окнам, отметить какая погода (дождливая, пасмурная), что дожди идут часто, холодные, моросящие, на земле образовались лужи.
Предложить посмотреть на землю: она стала темной, уплотненной, липкой, мокрой. Обратить внимание на одежду людей (плащи, резиновые сапоги, в руках зонты). Почему люди так одеты?
Цель наблюдения: закрепить знание детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие птицы и перелетные.
Наблюдение.
Обратить внимание детей на нахохливших ворон, скворцов, белобоких сорок, прыгающих воробьев. Почему птицы прилетели поближе к людям? Предложить покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. Закрепить название частей тела.
Обратить
внимание детей старших групп
на подготовку птиц к отлету. В первую
очередь улетают молодые птицы,
а более выносливые остаются. Какие
птицы остаются на зиму?
Наблюдение за хомячком.
Цель. Познакомить детей с внешним видом и особенностями поведения хомячка (маленький зверек, глаза черные, ловко лазает, когда ест , берет пищу в передние лапки, прячет а пищу в защечные мешочки); дать знание чем питается хомячок (ест зерна овса, проса, семена подсолнуха, хлеб, кашу, овощи, кусочки яблок); дать знание о способах ухода (кормить 2 раза в день, в клетке всегда должна быть чистая вода, чистить клетку по мере загрязнения); учить детей вести наблюдения за животными, выделять характерные признаки и действия животного; развивать дальнейший интерес и и заботливое отношение км животным.
Организация занятия.
Дети сидят полукругом, перед ними на столе покрытом клеенкой, клетка с хомячком. Подготовлены спальный домик, тряпочки, сено, лесенка для лазанье, тазик с теплой водой, мочалка и полотенце; корм;
Ход занятия.
Выпускают хомячка на стол. Дети 1 -2 минуты рассматривают животное. Воспитатель спрашивает:
- Кто знает, как называется этот зверек?
- где видели?
Воспитатель ставит в клетку лесенку, дети наблюдают, что будет делать хомячок, узнают о том, что он любит лазать. Затем воспитатель называет и показывает, чем кормят животное, предлагает 2 -3 детям покормить его. Если хомячок набьет защечные мешки, объясняет, что з-а щеками у него есть мешки, он туда прячет пищу. Хомячку дают воду и смотрят, будет ли он пить.
Дети узнают о правилах ухода.
- Для того чтобы хомячок хорошо себя чувствовал, надо каждый день мыть поилку и кормушку. – говорит воспитатель.
Воспитатель показывает как это делается моет кормушку и поилку мочалкой в теплой воде.. после этого кормушку и поилку ставят в клетку, кладут корм, наливают воду..
После наблюдения воспитатель задает детям вопросы:
-- Чем понравился вам хомячок?
- короткие или длинные ноги?
- Есть ли хвост?
После
ответов детей воспитатель
- Чтобы хомячку хорошо жилось, надо устроить ему гнездо, поставить ему домик. Внутри домика хомячок сам устроит теплое гнездо, где будет спать. Положите сено, тряпочки и посмотрите, как хомячок будет себе из них устраивать гнездо.
Предложить детям поиграть в игру «Хомячок».
В конце
занятия воспитатель
Анализ образовательных программ.
Программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева
Программа «Детство» представлена в 4 блоках. 4 блока постепенно усложняются от возраста к возрасту. В программе особый акцент сделан на приобщение детей к миру природы, на воспитание бережного отношения к природным объектам. Определен круг познавательных, речевых, практических умений, которые может освоить дошкольник и которые позволяют ему получить первоначальные знания о природных объектах, включить их в круг своих интересов и деятельности. Программа предусматривает не только усвоение природоведческих знаний, но и приобретение постепенно усложняющихся от возраста к возрасту умений познавать окружающий мир, трудиться, обеспечивая благоприятные условия для жизни живых существ, окружающих ребенка и на этой основе – воспитание активного заботливого отношения ко всему живому, что его окружает.
Реализация программы экологического воспитания позволяет обеспечить интеграцию решения многих задач, стоящих перед воспитателем в дошкольном детстве. В единстве с природой успешно развивается речь детей, математические представления. Впечатления о природе отражается детьми в рисунках, аппликации, лепке, творческих рассказов и стихах.
Программа экологического образования для малышей (3 - 4 года) направлена на возрастные психологические возможности детей этого возраста. Эта часть программы является первой и отправной ступенью освоения знаний о природе, имеющих экологическую направленность. В младшем возрасте развиваем видимость природы у ребенка методом кратковременного наблюдения, если речь идет о животных, то наглядно – действенное подражание.
В среднем дошкольном возрасте ставятся задачи работы с детьми направленные на удовлетворение детской любознательности, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления. Материал программы организован в блоки (представление о растениях и животных как живых организмах; связь живых организмов со средой обитания; понятие о таких существенных признаках как рост, развитие, и размножение; понятие о сообществах растений). Способы ознакомления с природой: наблюдение, рассматривание с детьми объекты живой и неживой природы, целевые прогулки, опыты, эксперементирования.
В старшем дошкольном возрасте авторы также ставят главные задачи для освоения знаний о природе дошкольников:
- способствовать
расширению и углублению
- развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные умения.
- воспитание
у детей элементов
Формы усвоения программы дошкольниками могут быть разными: экспериментирование, наглядный материал, наблюдения, игры, чтение природоведческой литературы, труд в природе, экскурсии и т. д.
Успешная реализация программы экологического воспитания детей дошкольного возраста предполагает соответствующую организацию педагогического процесса в группе.
В подготовительной
к школе группе формы освоения
программы: экологические игры, объяснения
правил поведения в природе, больше
самостоятельности в
Программа «От рождения до школы»
С учетом обозначенных подходов новое издание представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до семи лет.
Программа строится на принципе культуросообразности . Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры, возможность развития способностей ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства.
Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимание, восприятия, памяти, мышления, речи, воображения и т. д. Ознакомление ребенка с природой в программе является одним из составляющих в разделе «Ребенок и окружающий мир». Через ознакомление с природой, у ребенка формируется правильное отношение к объектам живой и неживой, элементарные экологические представления.
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возраста. Основной формой обучения являются занятия, на которых широко используются дидактические игры, игровые ситуации, демонстрационный материал, раздаточный материал. Знания полученные на занятиях рекомендуется закреплять в повседневной жизни.
Формирование элементов экологического представления начинается во 2 – й младшей группы. Происходит первое знакомство с доступными явлениями природы, знакомство с домашними и дикими животными, овощами и фруктами. В средней группе идет расширение представления детей о природе. Учить детей замечать изменения в природе.