Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:30, курсовая работа
Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является образование людей в области окружающей среды, в том числе важнейшим из которых является вода. Экологическое воспитание всего населения и особенно молодого подрастающего поколения. Планету можно спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек не властелин природы, а ее часть. Это означает, что экологическая проблема встает ныне не только как проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле
В некоторых странах есть растения, похожие на кувшинки, но листья у них очень-очень большие (название растения - виктория регия). На таком листе может посидеть не только Дюймовочка или Буратино, но и настоящий ребенок.
По поведению цветков кувшинки можно предсказывать погоду. Перед ненастьем они прячутся в воде.
КУБЫШКА ЖЕЛТАЯ. Не менее известное водное растение - кубышка желтая, которую часто неверно называют желтой лилией. Предложите детям сравнить кубышку и кувшинку. Чем они похожи? Чем отличаются? Кубышка обычно растет рядом с кувшинками. Свое название она получила из-за того, что ее плоды похожи на маленькие зеленые кувшинчики - кубышки. Ими очень любят лакомиться бобры. В сказке о Дюймовочке старая жаба украшала дом кубышками (желтыми кувшинками) и камышами.
СТРЕЛОЛИСТ. Это интересное растение, которое очень хорошо запоминают дети. Его несложно найти во многих водоемах нашей страны. Свое название растение получило благодаря форме верхних, надводных, листьев. Покажите детям лист (рисунок) и спросите, на что он похож. Лист напоминает наконечник стрелы, отсюда и название. Но не только этим интересен стрелолист. Его нижняя часть всегда находится под водой, а верхняя -над водой, поэтому нижние, подводные, листья, совсем не похожи на верхние, надводные, стреловидные. Нижние листья напоминают длинные тонкие зеленые ленточки. Получается, что на одном и том же растении - разные по форме листья. Очень важно обратить внимание детей на этот факт, так как существование двух типов листьев объясняется тем, что они растут в разных средах: нижние - в воде (она их держит, поэтому они нежные, тонкие), а верхние - над водой, на воздухе (они должны держать себя сами, поэтому листья плотные, твердые).
РЯСКА. В сказке о Буратино есть такие слова:
"Зеленая ряска на поверхности пруда заколебалась, и появилась большая, страшная змеиная голова... Но это была не змея. Это была никому не страшная пожилая черепаха Тортила".
На наших речках тоже бывает много ряски - небольшие зеленые пластинки (кружочки) часто покрывают значительную часть водоема. Ряска отлично плавает. Иногда ее бывает так много, что она полностью покрывает водную поверхность.
Обычно ряска состоит из трех кружочков - одного большого и двух маленьких. Это "мама" и две ее "дочки". Со временем "дочки" отделятся от большого кружочка-мамы и будут плавать сами. Потом у них появятся свои собственные дочки-кружочки. Если есть возможность, поместите ряску из водоема в аквариум, предварительно сосчитав количество кружочков вместе с детьми. Посчитайте, сколько кружочков-рясок будет через одну, две недели и т.д.
Ряска очень легко прилипает к рукам, дайте детям убедиться в этом. Почему? Если животное, например птица, сядет на воду, где много ряски, к ней прилипнет несколько кружочков растения. Полетит птица на другое озеро, и ряска с ней. Так в другом водоеме тоже появится растение ряска. Иногда ее можно увидеть даже в лужах. Ряской питаются многие водные животные.
РОГОЗ. Это растение широко известно под другим названием - камыш, но настоящее его имя "рогоз". Детям нравятся коричневые бархатные початки этого растения. Его семена с пухом разносятся ветром. Растет рогоз по влажным берегам болот, озер, рек. В его зарослях прячутся птицы (утки и другие). Из стеблей рогоза плетут корзины, делают канаты, ими покрывают крыши.
После рассказа о водных растениях сделайте вывод о их связи с реками, озерами, прудами, о том, что вода - это их дом, без которого они не могут жить. Там, где нет воды, нет и таких растений.
ВОДНЫЕ РАСТЕНИЯ АКВАРИУМА
Внимательно рассмотрите с детьми растения аквариума. Пусть ребята увидят, какие они разные: одни плавают на поверхности, другие прикреплены к грунту. Когда растений в аквариуме становится слишком много, вы часть из них удаляете. Используйте этот момент для знакомства детей с водными растениями. Положите удаленные из аквариума растения на блюдца, разрешите их потрогать. Обратите внимание на то, что у многих растений листья очень мягкие. Что происходит, если оставить их на блюдце без воды? Они быстро усыхают: без воды эти растения не могут жить.
РАБОТА С КАРТОЧКАМИ
1. Дайте каждому ребенку карточки с изображением растений, живущих в воде и на суше. Задание: отобрать только водные растения и поместить их в "водоем" (на лист голубой бумаги).
2. Среди карточек с изображением водных растений нужно выбрать те, о которых шла речь в сказках о Буратино и Дюймовочке.
ЭКСКУРСИЯ
Провести экскурсию на берег водоема. Во время прогулки дети попробуют узнать растения, о которых шла речь на занятиях.
Обратите их внимание на то, как резко меняются растения при приближении к водоему: появляются виды, которые любят воду. Подчеркните также, что на берегу, у берега и далеко от берега растут разные растения. Если позволяют правила безопасности, дайте детям возможность посмотреть в воду: видны ли под водой какие-нибудь растения.
Выводы по теме.
В воде живут иные растения, чем на суше. Они называются водными. Они "умеют", могут жить только в воде. Без нее быстро умирают. Растения в реке, озере - это еда и дом для многих животных. Красивые речные растения бездумно рвут люди, из-за этого их становится все меньше. Водные растения тоже нужно беречь, как и те, что растут на суше. Следует также охранять их "дома": реки, пруды, озера, моря, океаны.
Тема: "КТО ЖИВЕТ В РЕКЕ"
Цель:
познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде, разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
Материалы и оборудование:
фотографии, рисунки кита, рыб, лягушек и других животных, обитающих в водной среде. Прежде всего в качестве модельных выберите животных вашей местности, тех, которые могут быть знакомы детям.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Для проведения занятия пригласите сказочных персонажей -Водяного и Русалку, которые представят ребятам разных водных обитателей. (Роли Водяного и Русалки исполняют воспитатели).
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пожаловали необычные гости. Ну-ка, давайте попробуем их узнать (звучит песня из мультфильма "Я водяной, я водяной...")
Приходят Русалка, Водяной, здороваются с детьми.
Русалка. Здравствуйте, рыбята, то есть, извините, ребята! Привыкла я, что вокруг меня рыбята плавают, вот и вас так называю. Сегодня мы с Водяным расскажем Вам о жителях нашего подводного царства.
Водяной. Вот вы живете на суше, и вам кажется, что суша -это самый лучший дом. А жители нашего царства даже не представляют, как это можно жить, когда нет воды. Русалка. Посмотришь на реку
И кажется, в ней
Нет ни малявок,
Ни окуней.
Только бежит
Голубая вода,
Петляя по лугу,
Незнамо куда. Водяной. Но если поглубже
В нее заглянуть,
С маской и трубкой
Тихонько нырнуть,
Сразу увидишь,
Что это не так.
Вот под корягою
Прячется рак,
Налим под колоду забрался,
А это -
Огромная щука
Плывет, как ракета; Русалка
У кручи подмытой
На дне хрящеватом
Лещ отдыхает -
Стоит, как лопата.
В затоне лини копошатся в грязи,
На солнце сверкают боками язи,
Стайка плотвы шевелит камыши,
Мелькают густерки, ельцы и ерши...
Водяной
Река ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живет!
Русалка. А вот мы сейчас узнаем, с кем из жителей нашего подводного царства знакомы ребята. Кто вспомнит, как называются эти животные? Дети называют водных животных, Русалка и Водяной подсчитывают, скольких животных они вспомнили.
Водяной. Молодцы ребята! Не думал я, что вы наших жильцов знаете. Не всех, конечно, но всех и невозможно узнать. Даже я всех не знаю, хотя и сто лет в воде живу. Кто у нас только в реках, океанах, морях и озерах ни плавает! Иногда проплывет мимо чудище какое, поздоровается вежливо, а я потом весь день мучаюсь: не могу вспомнить, как это чудище морское зовут.
Русалка. Ты, Водяной, не отвлекайся, давай лучше ребят с нашими друзьями познакомим. Лягушка-квакушка, выходи! Появляется, прыгая, лягушка.
Лягушка. Раньше были мы икрою, ква-ква! А теперь мы все - герои, ать-два! Головастиками были, ква-ква! Дружно хвостиками били, ать-два! А теперь мы лягушата! Ква-ква! Прыгай с берега, ребята, ать-два! И с хвостом, и без хвоста, Жить на свете красота!
Ребята, хотите стать лягушатами? Идите, я вас научу, как надо прыгать и громко квакать. Представьте, что вы - красивые зеленые лягушки.
Дети вместе с лягушкой играют, имитируют ее движения. Затем лягушка уходит. Появляется рыба.
Русалка. Плавают рыбешки в нашей речке чистой, Плавают рыбешки быстро, быстро, быстро! Рыбки-рыбешки все хороши: папы и мамы,
и малыши!
Рыба. Рыбки-рыбешки на больших похожи - Плавают, как папы, тоже,тоже, тоже! Рыбки гуляют только в воде И не гуляют больше нигде!
Ребята, кто из вас умеет плавать? Плавать - это так замечательно! Не понимаю, зачем вы ходите, если умеете плавать. А если не умеете - учитесь! Давайте я вам покажу, как плавают настоящие рыбы! Дети вместе с рыбой "плавают", имитируют ее движения.
Вы можете сами продолжить список приглашенных в гости животных, которые также проведут с детьми игры, обучая их разным способам передвижения в воде.
ИГРЫ
РАБОТА С ДИДАКТИЧЕСКИМИ КАРТОЧКАМИ
Предложите детям внимательно рассмотреть рисунки животных, изображенных на карточках, отметив их приспособленность к обитанию именно в воде. Рассматривая карточку с изображением лягушки, обратите внимание детей на наличие перепонок на ее лапках. Пусть дети сначала сами выскажут предположение, для чего они нужны. Кто из детей плавал в ластах? Похожи ли ласты на лапки лягушки? (Покажите детям ласты). С такими перепонками лягушке удобно плавать. Может быть, дети вспомнят, у каких еще животных есть такие перепонки? У гуся, утки, бобра. Это своеобразные весла. Получается, что у многих животных, обитающих в воде, есть схожие перепонки, которые помогают им плыть.
Обсуждая внешний вид бобра, обратите внимание не только на его ноги, но и на хвост. Хвост бобра - это и весло, и руль одновременно.
Рассмотрите форму туловища у рыб. Почему она именно такая? Напомните детям, что водолазы, когда ныряют, стараются держать руки вдоль туловища, а не разводят их в стороны. Почему? Так легче нырять, а руки, разведенные в стороны, будут тормозить движение. Рыбам очень удобно плавать - у них нет ни рук, ни ног. Вода как бы обтекает из туловище, а хвост и плавники помогают плыть. Если лягушка, бобр могут жить и в воде, и на суше, то рыбы без воды очень быстро погибают.
Предложите детям подумать, почему говорят: "Как с гуся вода"? Что это значит? Почему именно с гуся, а не с курицы, например? Дело в том, что перья многих водоплавающих птиц, в том числе и гуся, смазаны жиром и не намокают. Поэтому гуси, утки всегда "выходят сухими" из воды.
Предложите детям набор карточек различных животных и рисунок водоема. Скажите, что водные жители заблудились и никак не найдут свою реку, а ребята могут помочь им. Задание детям: выбрать из набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде?