Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить эффективность применения комплекса дидактических игр природоведческого содержания на уровень экологического развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы исследуемой проблеме.
2. Разработать комплекс дидактических игр природоведческого содержания для повышения уровня экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы экологического развития детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр природоведческого содержания
1.1. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ
1.2. Дидактические игры природоведческого содержания. Их значение и классификация.
Глава II. Проверка эффективности применения дидактических игр природоведческого содержания в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста
2.1. Определение уровня экологического развития детей старшего дошкольного возраста
2.2. Применение дидактических игр природоведческого содержания для экологического развития старших дошкольников
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Роль дидактических игр.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы экологического развития детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр природоведческого содержания

    1. Экологическое воспитание дошкольников  в  современном ДОУ
    2. Дидактические игры природоведческого содержания. Их значение и классификация.

Глава II. Проверка эффективности применения дидактических игр природоведческого содержания в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста

      2.1.  Определение уровня экологического  развития детей старшего дошкольного возраста 

      2.2. Применение дидактических игр природоведческого содержания для экологического развития старших дошкольников

Заключение

Список  использованной литературы

Приложение  
Введение

     Проблема  взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

     Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

     Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Основным средством экологического развития у детей исследуемого возраста является игра. Игра в то же время является отличным посредником при переходе ребенка из детского сада в школу: она позволяет более естественно проникнуть ребенку в мир живой и неживой природы, которые составляют его непосредственное окружение в этот период жизни, ведь именно она по Гроосу «составляет главное содержание его жизни».

     В ходе исследования нами была проанализирована литература, посвященная использованию  игровой деятельности в воспитании в отечественной и зарубежной педагогике: это работы Н.П. Аникеевой, А.К Бондаренко, Дж. Бруннера, Л.А. Венгер, Д.В Менджерицкой, О.С. Газман, Р.И. Жуковской, П.Г. Саморуковой, А.И. Сорокиной, и работы известных психологов Л.С. Выготского, С. Миллера, Д.Б. Эльконина.

     Цель: выявить эффективность применения комплекса дидактических игр природоведческого содержания на уровень экологического развития детей старшего дошкольного возраста.

     Объект  исследования: процесс экологического воспитания дошкольников.

     Предмет исследования: экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр природоведческого содержания.

     Задачи:

     1. Провести анализ научно-методической  и психолого-педагогической литературы  исследуемой проблеме.

     2. Разработать комплекс дидактических игр природоведческого содержания для повышения уровня экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

     3. Выявить эффективность  комплекса дидактических игр на экологическое развитие старших дошкольников.

     Базой исследования служило ДОУ №59 «Золотой ключик» г. Улан-Удэ.

 

      Глава I. Теоретические основы проблемы экологического развития детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр природоведческого содержания

    1. Экологическое воспитание дошкольников  в  современном ДОУ

     Самоценность  дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это  период его бурного роста и  интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и  психических возможностей, начало становления личности.

     Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

     Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития[.

     Идеи  ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).

     Большое значение в научном обосновании  методики ознакомления с природой сыграли  исследования, которые начали проводиться  в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых - исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, - показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи[12].

     В начале 1970-х годов начали проводиться  педагогические исследования, которые  в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

     Реализацией этой идеи в сфере дошкольного  воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

       В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.

     Именно  на этапе дошкольного детства  ребенок получает эмоциональные  впечатления о природе, накапливает  представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

     В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

     Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

     Программа Е. Рылеевой "Открой себя" создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный".

     Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников "Жизнь вокруг нас", в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.

     Программа "Паутинка" Ж. Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: "где я живу" (окружающая среда), "как я живу" (поведение и ответственность), "с кем я живу" (соседи по планете, взаимосвязь с ними), "когда я живу" (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.

     Творческий  поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен  на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру.

     Программа В. И. и С. Г. Ашиковых " Семицветик " нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках. В программе имеются две базовые темы "Природа" и "Человек". Тема природы включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек), но и выходит за пределы планеты - в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека-созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле.

       рограмма Т. А. Копцевой "Природа и художник" сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы - "Мир-человека" "Мир искусства" - посредством системы творческих заданий развивают у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения

Информация о работе Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста