Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучение особенностей экологического воспитания у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Задачи исследования: Изучить:
- педагогическую, психологическую и методическую литературу по теме исследования,
- раскрыть особенности формирования экологической культуры дошкольников,

Содержание

Введение
3
Глава I. Формирование экологической культуры дошкольников.
1.1. Методологические основы воспитания экологической культуры дошкольников.
6
6
1.2. Экоцентрическое экологическое сознание как основа новой парадигмы экологического образования
11
1.3 Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста
17

Глава II. Особенности экологического воспитания дошкольников.
2.1. Основы экологического развития личности ребенка дошкольного возраста

27
27
2.2. Особенности субъективного отношения детей к природе в дошкольном возрасте
33
2.3. Особенности экологического воспитания младших дошкольников
47
2.4. Формирование у дошкольников перви

Работа содержит 1 файл

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.docx

— 122.32 Кб (Скачать)

Департамент образования  города Москвы

Педагогический колледж  № 9 «Арбат»

 

 

 

Воспитание экологической  культуры у детей дошкольного

возраста в процессе ознакомления с природой

 

 

 

Курсовая работа

Студентки:

Беловой Надежды Всеволодовны

Курс: 1

Группа: 103

Специальность: 050144

Дошкольное образование

Научный руководитель:

Балыкова Мария Александровна

 

Дата защиты:

 

Оценка:

 

Подпись:

 

 

 

 

Москва, 2011г.

Содержание

Введение

3

Глава I. Формирование экологической культуры дошкольников.

1.1. Методологические основы  воспитания экологической культуры  дошкольников.

6

6

1.2. Экоцентрическое экологическое сознание как основа новой парадигмы экологического образования

11

1.3 Теоретические основы  экологического воспитания детей  дошкольного возраста

17

 

Глава II. Особенности экологического воспитания дошкольников.

2.1. Основы экологического  развития личности ребенка дошкольного  возраста

 

27

27

2.2. Особенности субъективного  отношения детей к природе  в дошкольном возрасте

33

2.3. Особенности экологического  воспитания младших дошкольников

47

2.4. Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе

53

 

Заключение

 

58

 

Литература 

 

60


 

 

Введение

Актуальность избранной  темы курсовой работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой» определяется тем, что Век XXI ученые прогнозировали, как информационно-экологический, однако как считает Генеральный директор ЮНЕСКО Ф.Майер, решить эту проблему возможно только посредством глобального воспитания, т.е. постановкой экологических проблем в центр всех учебных программ, начиная с дошкольных образовательных учреждений. В связи с тем, что человечество находится в состоянии экологического кризиса, возникает противоречие между качеством экологического мировоззрения и требованиями общества и социальной среды.

 В этой связи возникает вопрос, каким же образом экологическое воспитание должно «затронуть» подрастающую личность?

Реальность и опасность  наступающей глобальной экологической  катастрофы, увеличение зон экологических  бед выдвигает на первый план необходимость  экологизации системы образования на международном, государственном, региональном уровнях. От этого зависит настоящее и будущее всех народов и наций, национальностей и этносов, ибо без решения проблем и вопросов формирования экологического мировоззрения и мышления, экологической ответственности невозможно решить проблемы грозящей планете и человечеству экологической катастрофы.

Проблема исследования: каковы особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой?

Цель исследования: Изучение особенностей экологического воспитания у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Задачи исследования: Изучить:

- педагогическую, психологическую  и методическую литературу по  теме исследования,

- раскрыть особенности  формирования экологической культуры  дошкольников,

- рассмотреть вопрос экологического воспитания дошкольников на современном этапе.

Объекты исследования: экологическое воспитание дошкольников.

Предмет исследования: воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Гипотеза исследования: экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой будет эффективно при соблюдении следующих условий:

- использование современных методологических подходов и теоретических основ к экологическому воспитанию дошкольников,

- понимание педагогами  ДОУ особенностей формирования  экоцентрического экологического сознания дошкольников,

- экологическое воспитание  дошкольников с учетом особенностей  экологического развития личности  при условии учета особенностей  субъективного отношения детей  к природе.

Методологические  основы исследования: фундаментальные основы ученых-экологов, психологов об экологическом воспитании как приоритетном в современном образовании.

Теоретическая база исследования: Теоретическую базу исследования составляют ведущие положения экологического образования Г.Н. Аквелева, С.Н. Глазычева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Д.Н. Кавторадзе, Н.Н. Моисеева, В.М. Назаренко, С.Н. Николаевой, И.Т. Суравегина, З.И. Тюмасева, Г.А. Ягодина. Важную роль духовной составляющей в целостности человека подчеркивали Д.И. Зверев, А.Н.Захлебный, Н.М. Мамедов, В.Л. Сенкевич, И.Т. Суравегина. Вопрос нравственно-экологического воспитания детей отражены в работах и исследованиях О.В. Васильевой, Н.Ф. Виноградовой, Н.В. Груздевой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной. Особенностями становления процессов мышления в процессе экологического воспитания занимались П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, С.П. Рубинштейн.

Методы исследования:

- анализ теоретических  источников,

- синтез и обобщение данных.

Теоретическая значимость исследования: заключается в систематизации и обобщении материалов по теме исследования, в определении особенностей экологического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с природой.

Практическая  значимость исследования: заключается в возможности использования материалов исследования, содержащихся в них теоретических и методических подходов в процессе экологического воспитания дошкольников.

Структура и содержание курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

В ведении обоснована актуальность темы исследования, определены цели, задачи, объект, предмет, гипотеза, методологические основы, методы, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе раскрыты закономерность формирования экологической  культуры дошкольников, показаны особенности  экоцентрического экологического сознания, определены методические и теоретические основы формирования экологической культуры дошкольников.

Во второй главе раскрыты основы экологического развития личности ребенка дошкольного возраста, особенности субъективного отношения дошкольников к природе, первичные представления об экологических связях в природе.

В заключении приведены основные выводы по результатам исследования.

 

Глава I. Формирование экологической культуры дошкольников.

1.1. Методологические  основы воспитания экологической  культуры дошкольников.

 

Человечество вступило в  третье тысячелетие, имея огромное количество экологических проблем. Основная причина экологического кризиса - низкий уровень экологической культуры общества. Государствами мира осознано и общепризнано, что экологическая безопасность является одним из основных компонентов доктрины национальной безопасности.

Реальность и опасность  наступающей всемирной экологической  катастрофы и увеличение зон экологических бед выдвигают на повестку дня проблему неотложной и жизненно необходимой экологизации системы образования на международном, государственном, региональном уровнях. От этого зависит настоящее и будущее всех народов и наций, национальностей и этносов, ибо без решения проблем и вопросов формирования экологического мировоззрения и мышления, экологической ответственности невозможно решить проблемы экологии, защиты и сохранения природы.

Экологизация системы образования и общества - одно из обязательных условий устойчивого развития любого государства.

Процесс формирования экологической  культуры становится импульсом духовно- практической деятельности, направленной на преодоление кризисного состояния системы «человек-природа-общество», на оздоровление этого состояния и гармонизацию. Деятельность по улучшению природопользования должна осуществляться всеми социальными группами и поколениями.

Только экологически образованный государственный деятель любого ранга сможет экологически грамотно управлять вверенной ему сферой; только экологически образованный законодатель экологически грамотно откорректирует правовое поле страны; только экологически образованные родители воспитают экологически грамотное поколение; только экологически грамотное общество не допустит экологических катастроф любого масштаба в залог выживания и процветания будущих поколений человечества. Таким образом, формирование экологической культуры является основой возрождения общества.

Формирование экологической  культуры рассматривается как длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека под  влиянием научных знаний, воспитания, жизненного опыта, искусства, самосовершенствования. В этой связи необходимо изменение стратегии образования: подходов к целеполаганию (познавательной, ценностной и деятельностной установок), к содержанию (создание и использование качественно новых педагогических технологий).

В качестве концептуальной основы для совершенствования экологического образования и воспитания следует рассматривать концепцию устойчивого (самоподдерживающего) развития цивилизации. Основы данной концепции заложены конференцией ООН по окружающей среде и развитию «Рио-92».

Важнейшей теоретической  основой естественнонаучного понимания окружающего мира является учение В.И. Вернадского о ноосфере. Идеям В.И. Вернадского предстоит сыграть ключевую роль в формировании мировоззрения современного человека, понимании им своего места в природе и ответственности за будущее биосферы, формировании новой экологической морали и этики.

Исходными идеями в проблеме формирования экологической культуры выступают идеи исторической взаимосвязи общества с природой (Н.А. Бердяев, Л.H. Гумилев, В.О. Ключевский, Ф. Сен-Марк, В. Хесле, М.Н. Чечин и др.). Особое значение имеет аксиологическое направление исследования, раскрывающее ценностное содержание среды, используемое обществом в жизнедеятельности (A.M. Коршунов, Н.Д. Никандров, В.Г. Прянникова). Отдельные его аспекты: отношенческий (Д.Н. Кавтарадзе, М.С. Каган и др.), ресурсный (Н.Ф. Реймс и др.), социологический (И.В. Бестужев-Лада, М.В. Ядов и др.), сущностный (Н.М. Мамедов, А.Д. Урсул и др.).

В педагогике проблема экологического образования и воспитания детей, формирования экологического мировоззрения, сознания и самосознания, экологического долга и ответственности, экологического поведения, экологического опыта, мотивов, интересов и установок, участия в эколого-мотивированной деятельности, экологических знаний, умений и навыков как составляющих содержание экологической культуры изучается с различных позиций: с общетеоретической (В.А. Сластенин, Л.B. Тарасов); с мировоззренческо-ценностной (З.И. Васильева), с психологической (С.Д. Дерябко, В.А. Ясвин), с методической (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, И.Т. Травегина).

В Декларации Первой Всемирной межправительственной конференции по вопросам образования в области окружающей среды отмечается: «...образование в области окружающей среды должно подготовить каждого к тому, чтобы жить с пониманием главных проблем меняющегося мира, а также снабдить каждого навыками и приемами, необходимыми для плодотворного участия в улучшении жизни и окружающей среды со всей ответственностью, диктуемой этическими нормами... Воспитание в области окружающей среды следует проводить для всех возрастов и на всех уровнях как в формальных, так и неформальных сферах...Воспитание в области окружающей среды должно быть нацелено на внешнюю общественную активность. Оно должно направлять каждого на активное участие в разрешении специфических конкретных проблем, на включение в осмысленную деятельность по построению лучшего будущего». Отправной точкой для развития экологического образования, в дальнейшем образования для устойчивого развития (ОУР) в мире в 1990-е гг. стала «Повестка дня на XXI век», принятая на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и основные положения Международного саммита в Йоханнесбурге в 2002 г. Среди последних документов, регламентирующих деятельность в области образования для устойчивого развития, можно назвать следующие:

  • провозглашение на 57 сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (декабрь 2002 г.) десятилетия образования в интересах устойчивого развития ООН, которое началось с 2005 г.;
  • меморандум международного саммита по проблемам окружающей среды и устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР) в 2002 г.;
  • принятие «Заявления об образовании в интересах устойчивого развития» и «Базовых элементов стратегии ЕЭК ООН в области образования в интересах устойчивого развития» на Пятой конференции министров «Окружающая среда для Европы» (Киев, 2003 г.).

Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой