Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:30, курсовая работа
Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является образование людей в области окружающей среды, в том числе важнейшим из которых является вода. Экологическое воспитание всего населения и особенно молодого подрастающего поколения. Планету можно спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек не властелин природы, а ее часть. Это означает, что экологическая проблема встает ныне не только как проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле
Для того, чтобы показать детям еще одно состояние воды. Я взяла термос с кипятком. Открыла его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместим над паром стекло или зеркальце. На нем выступает капельки воды, показала их детям. Можно взять электрочайник и в присутствии детей вскипятить воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды проявляется все больше пара.
Опыт 5. «Лед – это твердая вода».
Опыты проводились зимой, было предложено детям во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Принесли сосульку в помещение, поместили каждую сосульку в посуду, чтобы ребенок понаблюдал за соей сосулькой. Обращала их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки. Чтобы с ними происходит? Вспоминали опыт предыдущей темы. Можно взять одну большую сосульку и несколько маленьких. Следить, какой их них растает быстрее – большой или маленький.
Дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда полностью тают за разные промежутки времени.
Таким же образом следить за таянием снега.
Вывод: лед, снег – это тоже вода.
Опты 6. «Вода жидкая, может течь»
Давала детям два стаканчика: один с водой, другой – пустой, и предложила аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложила им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а выливается кусками, то мы говорили, что кисель… (ответ детей) густой.
Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт 7. «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются»
Возьми два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробовали размешать его ложкой. Что получиться? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомнить детям, что они постепенно размешивают сахар. Если бы он в воде не растворился, то людям пришлось бы пить несладкий чай.
На дно аквариума мы кладем песок. Растворяется он или нет? Чтобы было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? (дети отметили, что в этом случае он растворился бы в воде и тогда на дно реки нельзя было бы стать).
Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. У каждого ребенка была бы своя краска, дети получат целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
Опыт 8 «Лед легче воды»
Дети высказывали свои предложения, что будет с кубиком льда, если его положить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу раствориться? Выслушав детей, затем провела опыт. Лед плавает в воде. Объяснила детям, что он легче воды, поэтому не тонет. Оставили лед в стаканчиках и посмотрели, что с ним произойдет.
Опыт 9. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Дадим детям стаканчики с водой разной температуры (горячую воду мы уже показывали, когда идет пар). Дети пальчиком попробовали и определяли в каком стаканчике вода холодная, в каком теплая.
Подчеркнула, что в реках, озерах, морях, тоже бывает вода с разной температурой и теплая и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки, могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной? Предложила детям подумать, где больше разных растений и животных – в теплых морях или холодных? В холодных морях реках живут меньше разных животных.
Отметила, что в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность пещеры. От них, как и от термоса с горячей водой тоже идет пар. Предложила подумать, может ли кто-нибудь жить в таком горячем доме? Жильцом там очень мало, но они есть – например, некоторые водоросли.
Вывод: в водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
Опыт 10. «Вода не меняет формы»
Предложено детям рассмотреть кубик льда (напомнить, что лед – это твердая вода). Какой формы это кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы отпустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в твоем месте он остался кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода? Дети поливали воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находятся, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая воде не меняет формы.
Кроме проведенных опытов вели циклические наблюдения в природе. Знакомились с разными видами осадков в разное время года. Была прочитана экологическая сказка «Жила была речка» Н.А.Рыжовой. Проведены подвижные игры «Мы раки», «Мы крабы», «Мы чайки».
Контрольный эксперимент
В контрольном эксперименте была поставлена следующая цель: проверить уровень знаний детей о свойствах воды. Сделать сравнительные анализы полученных результатов контрольной и экспериментальной группы.
В этом эксперименте использовали те же вопросы, что и в констатирующем эксперименте. Методика проведения такая же. Анализ детских ответов оценивался аналогично констатирующему эксперименту.
Проанализировав выполненные детьми контрольные задания. Сделали сравнительный анализ двух групп.
Показатели экспериментальной группы показали, что:
75% - высокий уровень знаний
25% - средний уровень знаний
0% - низкий уровень знаний.
Показатели контрольной группы показали:
37,5% - высокий уровень знаний
50% - средний уровень знаний
12,5% - низкий уровень знаний.
Из полученных результатов мы видели, что показатели экспериментальной группы выше, чем показатели контрольной группы.
Мы пришли к следующем выводу, что уровень знаний детей о свойствах воды помогли повысить предложенные методики в формирующем эксперименте.
Эти задания позволили добиться знания о свойствах воды детей экспериментальной групп.
Предложенная работа позволяет нам подтвердить, что выдвинутая нами гипотеза
Диаграмма уровня развития в экспериментальной и контрольной группах представлена на рис. 3, рис. 4.
рис. 3. Уровень знаний в экспериментальной группе
Рис. 4. Уровень знаний в контрольной группе
В методике экологического воспитания выделяются несколько видов наблюдения: среди которых занимают ведущее место использование опытов при формированиях знания о воде, представляющих собой ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретными объектами участка детского сада. Каждая из наблюдений имеет свое содержание, свою цель. Не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ним.
Многие ученые (Н.Г.Саморукова, Н.А.Рыжова, Н.Н.Николаева и др.) придавали наблюдению большое значение и доказали в своих исследованиях, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных изменениях природы.
Таким образом, проделанная мною работа в ходе эксперимента оказалась очень эффективной. В экспериментальной подгруппе, где широко использовались опыты о свойствах воды, уровень знаний детей гораздо выше, чем во второй подгруппе, где были проведены опты о свойствах воды.
А значит, после моей экспериментальной работы, поставленная мною гипотеза подтвердилась, что в детском возрасте использование экспериментирования (опытов) существенно повышает уровень знаний детей о свойствах воды.
Конечно же, в дошкольном учреждении воспитателем должно быть использованы все виды наблюдений, но особое ведущее место необходимо уделять экспериментированиям. Такой вывод я сделала исходя из своей экспериментальной работы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ашиков В.И., Ашиков С.Г. Семицветик Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.-М.; Пед. общество России, 1998
2. Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом. – Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших дошкольников. – М., 1995.
3. Ветрова В.И. Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста. – Л., 1973
4. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников. Журнал «Дошкольное воспитание» №7 – 1998.
5. Зенина Т. Взаимосвязь экологического воспитания и программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» // Дошкольное воспитание. – 1999. № 7
6. Как знакомить дошкольников с природой. Под. ред. Саморуковой П.Г. – М., 1983
7. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение. – 1983.
8. Королева А. Сколько воды нужно человеук? // Дошкольное воспитание, 1998г. № 8.
9. Королева А. Сколько воды нужно человеук? // Дошкольное воспитание . 1997г. № 7.
10. Лучич М.В. Детям о природе. – М.,1989
11. Мазурина А.Ф. Наблюдения и труд детей в природе. – М., 1976
12. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1984
13. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989
14. Николаева С.Н. Экологические программы // Журнал «Дошкольное воспитание» №7 – 2002
15. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., 2002
16. Николаева С.Н. Юный эколог. – М., Мозаика-синтез, 2002
17. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей: Методические рекомендации для дошкольных учреждений. – М., 1995
18. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования. – М., Академия, 2002
19. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995.
20. Ознакомление детей с природой: «Методические рекомендации к программе «Плакса». – Мозырь, 2000г.
21. Петровский В.А., Кларина Л.М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993
22. Попова О.И. Экологическое воспитание дошкольников (экспериментальная программа) Йошкар-Ола – Козьмодемьянск, 1995
23. Программа воспитания ребенка дошкольника. Под ред. Драгуновой. – Ч., 1995.
24. Рыжова Н. Программа экологического образования дошкольников «Наш дом природа». Волшебница вода. М.: 1997г.
25. Рыжова Н. «О проекте экологического воспитания в Российской Федерации» // Дошкольное воспитание. 2001г. № 6
26. Рыжкова Н.А. Я и природа. – М., 1996
27. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии: Пособие для вузов. – М., 1946
28. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981
29. Ушинский К.Д. Сочинения. – М., 1954
30. Художественное творчество и ребенок. Под ред. Ветлугиной Н.А. – М., 1972
31. Эстетическое воспитание в д/с: Пособие для воспитателей д/с: Под ред. Ветлугиной Н.А. – М., 1985.
Приложение 1
Знакомство с явлениями и объектами неживой природы
Вода
Дать представление о воде.