Экологическое воспитание и образование детей средней группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 14:35, контрольная работа

Описание работы

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические инравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.

Содержание

1.Введение
1.Экологическое воспитание - новое направление дошкольной педагогики.
2.Содержание экологического воспитания дошкольников.
3.Разные типы экологических занятий и их роль в воспитании детей.
2.Система экологического воспитания дошкольников
3.Методы и технологии реализации экологического воспитания
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по методике экологического развития.docx

— 33.14 Кб (Скачать)

Контрольная работа по

«Методике экологического образования дошкольников».

«Экологическое воспитание и образование

 детей  средней группы» 
 
 
 
 

Студентки –  заочницы

II курса I группы

Андреевой Екатерины Васильевны

Шифр 9123 
 

Домашний  адрес: 214018

Г. Смоленск

Пр-т Гагарина, д.19, кв. 64

Андреевой Е.В. 
 
 
 
 

Содержание:

  1. Введение
    1. Экологическое воспитание - новое направление дошкольной педагогики.
    2. Содержание экологического воспитания дошкольников.
    3. Разные типы экологических занятий и их роль в воспитании детей.
  2. Система экологического воспитания дошкольников
  3. Методы и технологии реализации экологического воспитания

    Список литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 
 
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические инравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.

Основным содержанием  экологического воспитания является формирование у ребёнка правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Познавательная активность детей играет в этом немаловажную роль.  
Учитывая психологические особенности детей данного возраста, формированию познавательной активности будет способствовать использование на занятиях наглядных методов обучения: наблюдений, демонстраций, иллюстраций, так как они вызывают интерес, дают возможность использования различных видов деятельности, развивают различные психологические процессы ребенка.  
Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению, можно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Благодаря демонстрации внимание детей оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала.  
Наглядные методы обучения - это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы обучения необходимо начинать использовать при работе с детьми младшего школьного возраста. Это правило вытекает из психологических особенностей внимания младшего школьника.  
Традиционное использование наглядных пособий обусловлено наличием у них преимуществ в сравнении с натуральными объектами. Они помогают выйти за круг явлений, доступных для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо для невооруженного глаза ребенка.  
Использование наглядных методов позволяет знакомить детей с многообразием животного мира, т.к. дети знакомятся не только с конкретными животными, но и получают обобщенные знания об отдельных группах (домашних, диких, лесных и др.).  
Наглядные пособия можно использовать, чтобы дать детям представления о росте и развитии животных. Статичность образов на картинках позволяет рассмотреть, как растут детеныши животных, какие условия обеспечивают нормальное протекание этого процесса, в чем роль материнской особи. Дети как бы наблюдают за ростом и развитием диких животных, что практически невозможно организовать в естественных условиях.  
Проведенная работа показала, что наглядные пособия можно использовать по-разному. Каждая картинка может быть рассмотрена отдельно. В этом случае обучающиеся подробно знакомятся с той или с другой стороной жизни животного. Одновременное рассматривание нескольких картинок, объединенных каким-либо содержанием, позволяет формировать у детей обобщенные представления о многообразии животного мира.  
Использование наглядно-дидактических пособий является важным средством формирования у детей разнообразных представлений о природе, в частности о взаимосвязи животных и среды обитания, о роли человека в их жизни. Они успешно дополняют наблюдения за природой, существенно расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей.  
На занятиях используются различные методические приемы, способствующие усвоению знаний: выполнение схем, показывающих взаимосвязь понятий и их классификацию; применение изобразительной и схематической наглядности, часто в виде динамических наглядных схем. Особая роль отводится видео- и кинофильмам, которые дают динамическую картину природных явлений, позволяют пронаблюдать особенности строения, поведения, повадок живых объектов. Конкретизацию понятий обеспечивает широкое применение на занятиях натуральной наглядности: гербариев и коллекций, но основное место отводится наблюдению за животными.  
 

 
Экологическое воспитание - новое направление дошкольной педагогики.  
 
Экологическое состояние нашей планеты требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России - свои в каждом регионе.  
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: "экологическое сознание", "экологическое мышление", "экологическая культура", "непрерывное экологическое образование", "экологическое образование школьников, студентов" и многих других, в том числе и понятия "экологическое воспитание дошкольников".  
Реферат построен на основе учебных пособий С.Н. Николаевой, у которой сложился свой авторский взгляд на проблему экологического воспитания детей дошкольного возраста, в результате длительных (более 25 лет) исследований и постоянной их апробации на практике в детских садах России.
 
 

 
Содержание экологического воспитания дошкольников.  
 
В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим -взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека. Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей.  
Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.  
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.  
 
 

 
Разные типы экологических  занятий и их роль в воспитании детей.  
 
Экологические занятия, как одна из форм организации обучения детей, имеют свою совершенно определенную и очень важную функцию. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни (систематические наблюдения в уголке природы и на участке, создание и поддержание необходимых условий жизни для растений и животных, живущих по соседству с детьми) позволяет им накопить конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения.  
Важной особенностью экологических занятий является то обстоятельство, что на них дошкольников знакомят с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или каким-либо другим способом.  
Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.  
Первично-ознакомительный тип занятий  
На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека в ней передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жини и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, т.е. наглядность, позволяющая формировать у детей отчетливые и правильные представления. На занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, о приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, рассказ воспитателя. Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах.  
Обобщающий тип занятий  
Систематическая работа в повседневной жизни по ознакомлению детей с различными явлениями и объектами природы ближайшего окружения позволяет им накопить большое количество

конкретных знаний, основанных на чувственном обследовании и восприятии. На протяжении ряда

лет дети младшего и  среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами,

деревьями, комнатными и травянистыми растениями, домашними  животными, зимующими птицами, сезонными  явлениями природы. Это позволяет  в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что  и происходит на занятии обобщающего  типа, когда ставится цель - выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов - и на их основе формируется  обобщенное представление.  
Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Формирование обобщенного представления может происходить на примере 2-3 хорошо знакомых животных.
 
 
 

Система экологического воспитания дошкольников

Система экологического воспитания дошкольников включает несколько взаимосвязанных  блоков, которые охватывают все стороны эколого-педагогического процесса в дошкольном учреждении: содержание экологического воспитания, способы его реализации (методы и технологии), организацию и управление процессом.Фундамент всей системы — теоретический блок, раскрывающий главные понятия, ведущие идеи экологии. Он имеет большое значение для специалистов, реализующих на практике воспитание детей: обеспечивает новый взгляд на природу, новое понимание окружающей среды, демонстрирует взаимосвязанность всех компонентов природы и место человека в ней. Именно поэтому данный блок является системообразующим — он функционально объединяет все остальные, "пронизывает" и наполняет их необходимым теоретическим содержанием, обеспечивает осознанность практической деятельности работников дошкольного воспитания. Основополагающими являются идеи восхождения от отдельно взятого организма и условий его существования к биосфере как среде жизни всего планетарного сообщества, а также ряд значимых понятий, таких как живой организм, среда обитания, экосистема, круговорот вещества и энергии в экосистеме, равновесие в экосистеме и его нарушение, экологические ниши, цепи питания и др. Чрезвычайно значимым для построения содержания экологического образования является понятие морфофункционалыюй приспособленности организма к среде обитания; оно создает наглядную представленность взаимосвязи всего сущего со средой жизни, демонстрирует их соответствие или его отсутствие.

     Организм  и среда — это ведущая идея биоэкологии, которая содержит три раздела — аутэкологию (экология отдельно взятого организма), демэкологию (экология популяционная), синэкологию (экология сообществ живых организмов). Для определения содержания экологического воспитания в период дошкольного детства валено выделить те области, которые имеют решающее значение и применимы его психолого-педагогической специфике. Этими областями являются аутэкология и синэкология — в пространство жизнедеятельности воспитателя с детьми входят отдельные растения, животные и их сообщества. Специалистам необходимо владеть теоретическим знанием этих областей и практическими навыками его применения в эколого-педагогической деятельности.

     На  основе теоретического блока строится дидактический — знания о природе, сведения из области биоэкологии, экологии человека и социальной экологии, отобранные и адаптированные к уровню развития дошкольников. Они выстраиваются в программу экологического воспитания. Дидактическая система раскрывает различные аспекты взаимосвязи живых организмов с внешней средой:

     - связь  как единственно возможный вариант  существования живого, обладающего  определенными потребностями, удовлетворение  которых осуществляется через  контакт с внешним миром. Демонстрация  этой связи возможна на примере  различных видов растений и  животных в любой период и  в разных условиях их жизни  (например, тянущееся к свету растение  на окне, питание и движение  хомяка, живущего в клетке, и т.п.);

     - протяженная во времени и постепенно меняющаяся по своему характеру

     - связь  организма со средой в процессе  его онтогенетического развития. Эту связь дошкольники могут  познать на небольшом количестве  специально организованных примеров  путем регулярного прослеживания  жизни конкретного растения или  животного от ее зарождения  до взрослого состояния (например, наблюдения за канарейкой или  волнистыми попугайчиками, высиживающими  в гнезде яйца, а затем вскармливающими  птенцов);

     - конвергентное  сходство группы организмов, находящихся  в одинаковых условиях, являющееся  итогом филогенетического развития  форм живой природы и демонстрирующее  морфофункциональное единство в  их многообразии. Это можно показать  на примере групп растений  и животных, хорошо знакомых дошкольникам  и доступных наблюдению (например, летающие животные — птицы,  насекомые, летучие мыши). Однотипный  характер их взаимосвязи со  средой обитания позволяет формировать  у детей обобщенное представление  о некоторых явлениях природы.  Этот тип связи опирается на  два предыдущих и подводит  детей к пониманию более сложных  экологических зависимостей —  биоцеиологических, раскрывающих жизнь живых существ в сообществе.  В начале 1990-х гг. появилась первая "Программа экологического воспитания дошкольников", которая после доработки преобразовалась в программу "Юный эколог" [1]. Она включает две подпрограммы — экологического воспитания дошкольников и повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т.е. одновременно решает вопрос становления начал экологической культуры у детей и ее развития у взрослых, их воспитывающих. В разделах программы охватываются: объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ; жизнь растении и животных в своей среде обитания и в сообществе; экологические законы природы; человек рассматривается в трех аспектах: как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель.

Информация о работе Экологическое воспитание и образование детей средней группы