Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 14:35, контрольная работа
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические инравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.
1.Введение
1.Экологическое воспитание - новое направление дошкольной педагогики.
2.Содержание экологического воспитания дошкольников.
3.Разные типы экологических занятий и их роль в воспитании детей.
2.Система экологического воспитания дошкольников
3.Методы и технологии реализации экологического воспитания
Список литературы
Контрольная работа по
«Методике экологического образования дошкольников».
«Экологическое воспитание и образование
детей
средней группы»
Студентки – заочницы
II курса I группы
Андреевой Екатерины Васильевны
Шифр 9123
Домашний адрес: 214018
Г. Смоленск
Пр-т Гагарина, д.19, кв. 64
Андреевой Е.В.
Содержание:
Список литературы
Введение
Основы экологической культуры закладываются
в раннем возрасте, когда ребенок впервые
попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее
отношение детей к природе во многом будет
зависеть от того, осознают ли они ее ценность,
насколько глубоко будут воспитаны эстетические
инравственные отношения к природным
объектам. Формирование у детей ответственного
отношения к природе - сложный и длительный
процесс.
Основным содержанием
экологического воспитания является формирование
у ребёнка правильного отношения к природным
явлениям и объектам. Оно строится на восприятии
природы, эмоциональном отношении к ней
и изучении особенностей жизни, роста
и развития отдельных живых существ. Познавательная
активность детей играет в этом немаловажную
роль.
Учитывая психологические особенности
детей данного возраста, формированию
познавательной активности будет способствовать
использование на занятиях наглядных
методов обучения: наблюдений, демонстраций,
иллюстраций, так как они вызывают интерес,
дают возможность использования различных
видов деятельности, развивают различные
психологические процессы ребенка.
Среди наглядных методов обучения выделяют
наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию.
Благодаря наблюдению, можно возбудить
у учащихся интерес к окружающей жизни
и научить анализировать природные и социальные
явления, а также научить их концентрировать
внимание на главном, выделять особые
признаки. Благодаря демонстрации внимание
детей оказывается направленным на существенные,
а неслучайно обнаруженные, характеристики
рассматриваемых предметов, явлений, процессов.
Иллюстрация особенно хорошо используется
при объяснении нового материала.
Наглядные методы обучения - это такие
методы обучения, при которых усвоение
учебного материала в процессе обучения
зависит от применения наглядных пособий
и технических средств. Наглядные методы
обучения необходимо начинать использовать
при работе с детьми младшего школьного
возраста. Это правило вытекает из психологических
особенностей внимания младшего школьника.
Традиционное использование наглядных
пособий обусловлено наличием у них преимуществ
в сравнении с натуральными объектами.
Они помогают выйти за круг явлений, доступных
для непосредственного наблюдения, и показать
то, что удалено территориально, во времени
или просто невидимо для невооруженного
глаза ребенка.
Использование наглядных методов позволяет
знакомить детей с многообразием животного
мира, т.к. дети знакомятся не только с
конкретными животными, но и получают
обобщенные знания об отдельных группах
(домашних, диких, лесных и др.).
Наглядные пособия можно использовать,
чтобы дать детям представления о росте
и развитии животных. Статичность образов
на картинках позволяет рассмотреть, как
растут детеныши животных, какие условия
обеспечивают нормальное протекание этого
процесса, в чем роль материнской особи.
Дети как бы наблюдают за ростом и развитием
диких животных, что практически невозможно
организовать в естественных условиях.
Проведенная работа показала, что наглядные
пособия можно использовать по-разному.
Каждая картинка может быть рассмотрена
отдельно. В этом случае обучающиеся подробно
знакомятся с той или с другой стороной
жизни животного. Одновременное рассматривание
нескольких картинок, объединенных каким-либо
содержанием, позволяет формировать у
детей обобщенные представления о многообразии
животного мира.
Использование наглядно-дидактических
пособий является важным средством формирования
у детей разнообразных представлений
о природе, в частности о взаимосвязи животных
и среды обитания, о роли человека в их
жизни. Они успешно дополняют наблюдения
за природой, существенно расширяют круг
явлений, которые доступны познанию детей.
На занятиях используются различные методические
приемы, способствующие усвоению знаний:
выполнение схем, показывающих взаимосвязь
понятий и их классификацию; применение
изобразительной и схематической наглядности,
часто в виде динамических наглядных схем.
Особая роль отводится видео- и кинофильмам,
которые дают динамическую картину природных
явлений, позволяют пронаблюдать особенности
строения, поведения, повадок живых объектов.
Конкретизацию понятий обеспечивает широкое
применение на занятиях натуральной наглядности:
гербариев и коллекций, но основное место
отводится наблюдению за животными.
Экологическое воспитание
- новое направление дошкольной педагогики.
Экологическое состояние нашей планеты
требует от ныне живущих людей понимания
сложившейся ситуации и сознательного
к ней отношения. Экологические проблемы
присущи всем материкам и каждому государству.
Есть они и в России - свои в каждом регионе.
Экологические проблемы и необходимость
их преодоления породили новое направление
в образовании - экологическое: всем необходимо
понимать, как человек связан с природой
и как зависит от нее, какие в природе существуют
закономерности и почему человечество
не имеет права их игнорировать. Два последних
десятилетия - это период становления
экологического образовательного пространства.
Это период выработки новых понятий: "экологическое
сознание", "экологическое мышление",
"экологическая культура", "непрерывное
экологическое образование", "экологическое
образование школьников, студентов"
и многих других, в том числе и понятия
"экологическое воспитание дошкольников".
Реферат построен на основе учебных пособий
С.Н. Николаевой, у которой сложился свой
авторский взгляд на проблему экологического
воспитания детей дошкольного возраста,
в результате длительных (более 25 лет)
исследований и постоянной их апробации
на практике в детских садах России.
Содержание экологического
воспитания дошкольников.
В предметное окружение ребенка-дошкольника
входят различные объекты природы, поэтому
его ознакомление с растениями, животными,
явлениями неживой природы неизбежно
- это естественный процесс познания окружающего
мира и приобретения социального опыта.
Этот процесс, проходящий под целенаправленным
руководством взрослых, может иметь различную
научную основу. В настоящее время происходит
смена позиций в естествознании: биологическая
основа, которая господствовала до сих
пор в мировоззрении людей, вытесняется
новым - экологическим -взглядом на мир
природы, мир предметов, созданных людьми,
и на самого человека. Экологическое мировоззрение
становится основополагающим во всех
сферах жизнедеятельности людей.
Экологическое мировоззрение - это продукт
образования; его становление происходит
постепенно в течение многих лет жизни
и учения человека. Начало же этого процесса
падает на период дошкольного детства,
когда закладываются первые основы миропонимания
и практического взаимодействия с предметно-природной
средой.
Экологическое воспитание дошкольников
- это ознакомление детей с природой, в
основу которого положен экологический
подход, при котором педагогический процесс
опирается на основополагающие идеи и
понятия экологии.
Разные типы экологических
занятий и их роль в воспитании
детей.
Экологические занятия, как одна из форм
организации обучения детей, имеют свою
совершенно определенную и очень важную
функцию. Разнообразная работа с дошкольниками
в повседневной жизни (систематические
наблюдения в уголке природы и на участке,
создание и поддержание необходимых условий
жизни для растений и животных, живущих
по соседству с детьми) позволяет им накопить
конкретные чувственные представления
о природе ближайшего окружения.
Важной особенностью экологических занятий
является то обстоятельство, что на них
дошкольников знакомят с материалом, который
недоступен наблюдению, но представлен
наглядно в пособиях или каким-либо другим
способом.
Можно выделить несколько типов занятий,
которые принципиально отличаются друг
от друга дидактическими задачами, логикой
построения, ходом организации и проведения.
Первично-ознакомительный тип занятий
На протяжении дошкольного периода значительная
доля первоначальных экологических сведений
о разных сторонах жизни природы и деятельности
человека в ней передается детям на занятиях
первично-ознакомительного типа. Чаще
всего эти занятия посвящаются ознакомлению
детей с видами животных, растений, условиями
их жини и обитания, которые не представлены
в ближайшем природном окружении и не
могут быть познаны через наблюдения.
Главным компонентом таких занятий становятся
различные демонстрационные и учебные
пособия, т.е. наглядность, позволяющая
формировать у детей отчетливые и правильные
представления. На занятиях этого типа
дети знакомятся с внешним видом животных
и растений, учатся их распознавать, узнают
о среде их обитания, о приспособленности
к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях
поведения. Обучение детей на таких занятиях
осуществляется через рассматривание
картин и беседу. Нередко их компонентом
становятся чтение детской литературы,
рассматривание иллюстраций, просмотр
слайдов, рассказ воспитателя. Занятия
первично-ознакомительного типа имеют
место во всех возрастных группах.
Обобщающий тип занятий
Систематическая работа в повседневной
жизни по ознакомлению детей с различными
явлениями и объектами природы ближайшего
окружения позволяет им накопить большое
количество
конкретных знаний, основанных на чувственном обследовании и восприятии. На протяжении ряда
лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами,
деревьями, комнатными
и травянистыми растениями, домашними
животными, зимующими птицами, сезонными
явлениями природы. Это позволяет
в старшем дошкольном возрасте сформировать
обобщенные представления об однородных
объектах и явлениях природы, что
и происходит на занятии обобщающего
типа, когда ставится цель - выделить
ряд значимых признаков (существенных
и характерных) для группы знакомых
объектов - и на их основе формируется
обобщенное представление.
Формирование обобщенных представлений
осуществляется в процессе специальной
беседы, стержнем которой является система
вопросов. Их специфика состоит в следующем:
формулировки носят общий характер, так
как они охватывают не одно, а ряд конкретных
явлений; содержание вопросов направлено
на выявление тех существенных и характерных
признаков, на основе которых строится
обобщенное представление; каждому признаку
соответствует специальный вопрос. Формирование
обобщенного представления может происходить
на примере 2-3 хорошо знакомых животных.
Система экологического воспитания дошкольников
Система экологического воспитания дошкольников включает несколько взаимосвязанных блоков, которые охватывают все стороны эколого-педагогического процесса в дошкольном учреждении: содержание экологического воспитания, способы его реализации (методы и технологии), организацию и управление процессом.Фундамент всей системы — теоретический блок, раскрывающий главные понятия, ведущие идеи экологии. Он имеет большое значение для специалистов, реализующих на практике воспитание детей: обеспечивает новый взгляд на природу, новое понимание окружающей среды, демонстрирует взаимосвязанность всех компонентов природы и место человека в ней. Именно поэтому данный блок является системообразующим — он функционально объединяет все остальные, "пронизывает" и наполняет их необходимым теоретическим содержанием, обеспечивает осознанность практической деятельности работников дошкольного воспитания. Основополагающими являются идеи восхождения от отдельно взятого организма и условий его существования к биосфере как среде жизни всего планетарного сообщества, а также ряд значимых понятий, таких как живой организм, среда обитания, экосистема, круговорот вещества и энергии в экосистеме, равновесие в экосистеме и его нарушение, экологические ниши, цепи питания и др. Чрезвычайно значимым для построения содержания экологического образования является понятие морфофункционалыюй приспособленности организма к среде обитания; оно создает наглядную представленность взаимосвязи всего сущего со средой жизни, демонстрирует их соответствие или его отсутствие.
Организм и среда — это ведущая идея биоэкологии, которая содержит три раздела — аутэкологию (экология отдельно взятого организма), демэкологию (экология популяционная), синэкологию (экология сообществ живых организмов). Для определения содержания экологического воспитания в период дошкольного детства валено выделить те области, которые имеют решающее значение и применимы его психолого-педагогической специфике. Этими областями являются аутэкология и синэкология — в пространство жизнедеятельности воспитателя с детьми входят отдельные растения, животные и их сообщества. Специалистам необходимо владеть теоретическим знанием этих областей и практическими навыками его применения в эколого-педагогической деятельности.
На основе теоретического блока строится дидактический — знания о природе, сведения из области биоэкологии, экологии человека и социальной экологии, отобранные и адаптированные к уровню развития дошкольников. Они выстраиваются в программу экологического воспитания. Дидактическая система раскрывает различные аспекты взаимосвязи живых организмов с внешней средой:
- связь
как единственно возможный
- протяженная во времени и постепенно меняющаяся по своему характеру
- связь
организма со средой в
- конвергентное
сходство группы организмов, находящихся
в одинаковых условиях, являющееся
итогом филогенетического
Информация о работе Экологическое воспитание и образование детей средней группы