Основы организации экологического контроля за состоянием окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ основ организации экологического контроля за состоянием окружающей среды.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- раскрыть право на благоприятную окружающую среду;
-лдать общую характеристику состояния окружающей среды в современных условиях;
- рассмотреть виды экологического контроля, а также экологическую экспертизу и экологический аудит;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика состояния окружающей среды
1.1. Понятие, содержание и юридическая природа права граждан на благоприятную окружающую среду 5
1.2. Состояние окружающей среды в современных условиях………………....9
Глава 2. Экологический контроль
2.1. Цели и задачи экологического контроля 12
2.2. Виды экологического контроля 15
2.3. Экологическая экспертиза 31
2.4. Экологический аудит……………………………………………………….41
Заключение 48
Список нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 50

Работа содержит 1 файл

основы организации экологич. контроля за состоянием окр. среды-кгу-Муллаярова.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

     Остановимся на такой острой проблеме как загрязнение  атмосферы. Тепловые электростанции и теплоцентрали, сжигающие органическое ископаемое топливо, относятся к наиболее мощным источникам выбросов вредных веществ в атмосферу. Согласно данным Минприроды РФ, в 2005 г. общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ТЭС составил 4474 тыс. т (твердых веществ — 1349 тыс. т, диоксида серы — 1913,5 тыс. т, оксидов азота —- 1045 тыс. т, оксида углерода — 124 тыс. т), или 89% общего выброса по энергетической промышленности.

     Автомобильный транспорт выделяет 60% газообразных загрязнителей воздуха. Крайне опасной частью выхлопных газов являются соединения свинца, образующиеся при сгорании в двигателе автомобиля тетраэтилсвинца Рb(С2 Н5)4, добавляемого к бензину для повышения октанового числа. При этом при сжигании 1л бензина в воздух поступает 200—700 мг свинца.

     Черная  металлургия является одним из основных источников загрязнения окружающей среды. Процессы выплавки чугуна и переработки  его на сталь также сопровождаются выбросом в атмосферу пыли и различных  газов9.

     Цветная металлургия, служит источником загрязнения атмосферы пылью и газами. Выброс вредных веществ по отрасли составил 3693,2 тыс. т или 20,4% от объема выбросов промышленности России.

     Химическая  промышленность является одной из самых  опасных отраслей по отношению к  окружающей природе. Состав промышленных выбросов весьма разнообразен; большинство химических соединений является весьма токсичным для организма человека: СО, NO2, SO2, NH3, пыль неорганических веществ, Н2S, соединения галогенов, органические вещества, цианистые соединения.

     Также хотелось бы остановиться на другой не менее острой проблеме - ухудшение качества вод.     

     Бактериальное и биологическое загрязнения  присущи главным образом, бытовым  и животноводческим водам и стокам некоторых промышленных предприятий (боен, кожевенных заводов, меховых производств, биофабрик, предприятий микробиологической промышленности).

     Суммарный объем загрязненных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты России, распределяется между  жилищно-коммунальным хозяйством (51%), промышленностью (35%) и сельским хозяйством (13%). Объем сброса загрязненных сточных вод в 1995 г. составил по промышленности — 8,6 млрд м3, в сельском хозяйстве — 3,2 млрд м3, по объектам ЖКХ — 12,5 млрд м310.

     О масштабах загрязнения поверхностных  вод некоторыми отраслями промышленности говорят следующие цифры:

  1. Электроэнергетика — крупнейший потребитель пресной и морской воды, доля отрасли в общем объеме забора пресной воды промышленностью — 66%, морской воды — 98%, по использованию воды — около 70%. Водохранилища, возникшие в результате сооружения плотин гидроэлектростанций, помимо положительного эффекта (регулирование речного стока, снижение опасности наводнений и развития эрозии почв, снабжение водой и др.) оказывают и отрицательное воздействие на природную среду (затопление земель и населенных пунктов, засоление или заболачивание почв, затопление и разложение наземной растительности, развитие новых видов водной флоры и фауны и т.п.).
  2. В нефтеперерабатывающей промышленности сброс загрязненных сточных вод в водоемы составляет 31,1 млн м3, большая их часть (около 80%) сбрасывается недостаточно очищенными. Серьезный ущерб окружающей среде наносится разливом нефти вследствие порывов трубопроводов. По данным Минтопэнерго РФ, общее количество аварий на нефтепроводах в 1995 г. составило 25477. Доля нефтеперерабатывающей промышленности в общепромышленном сбросе загрязненных сточных вод составляет около 4%, сам выброс достигает 317,4 млн м3.
  3. Из общего объема загрязненных сточных вод угольной промышленности (740,2 млн м3) около 80% сбрасываются недостаточно очищенными, остальные без очистки. Предприятия черной металлургии сбрасывают 757,7 млн м3 загрязненных сточных вод, цветной металлургии —529 млн м3 (36% из них сбрасывается без очистки).
  4. Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность является одной из самых водоемких отраслей народного хозяйства, которые оказывают значительное воздействие на поверхностные воды. Объем используемой воды в 2005 г. в целом по отрасли достиг 2019 млн м3. На эту отрасль приходится более 20% общего промышленного сброса загрязненных сточных вод в стране.
 
 
 

Глава 2. Экологический контроль

     2.1. Цели и задачи  экологического контроля

         Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права.11  

      В соответсвии с ч.1 ст.64 ФЗ «Об охране окружающей природной среды» экологический контроль проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечениялэкологическойьбезопасности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                           kkkkkПроведениеьэкологическогоьконтроля,тпредставляетлсобой,самостоятельную,оцеленаправленнуюьдеятельностьбспециальноlуполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для них процедуры,kнаlоснове;специальных;правовыхkнормiиlнаправленнуюонаьрешениебсвоихьзадач: наблюдение за состоянием окружающей природной среды и еелизменениемkподyвлияниемtхозяйственнойtиeинойeдеятельности; проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства и нормативовлкачестващокружающейдприроднойтсреды.                                                                                                            ………Исходя из экологического законодательства объектами экологического контроляyявляются: природная среда, ее состояние и изменения;                                                                                                    деятельность по выполнению обязательных планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды; законодательство в области природопользования и охраны окружающейjсреды,iправилаiиiнормативы.                                                                            nnnnnВ настоящее время сложились две формы экологического контроля — предупредительная и карательная. Предупредительная форма ЭК включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества ОПС и рационального использования природных ресурсов, выдачу разрешений или лицензий (и их аннулирование) на различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых отходов и др. Карательная форма применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиваться только предупреждением. Она выражается в наступлении различных видов юридической ответственности (материальной, дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой). В качестве карательной формы может применяться пресечение экологически вредных действий, например, ограничение, приостановление или прекращение какого-либо производства (завода, цеха и др.).

          Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности - контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке и обеспечению соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля12. Суть его состоит в постоянном и систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью неподчиненных им органов лиц с целью выявления и пресечения нарушений экологического законодательства. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

       При этом некоторые государственные органы осуществляют одновременно и контроль, и надзор. Различие между этими видами деятельности уловить трудно. Так, в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений»13 таким органом является Государственная метрологическая служба Госстандарта России. Государственный метрологический контроль и надзор имеет целью проверку соблюдения метрологических правил и норм, которые распространяются, в частности, и на охрану окружающей среды.

     Экологический контроль как правовая мера выполняет  ряд функций - предупредительную, информационную и карательную.

     Роль  предупредительной функции заключается  в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений. Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций по результатам соответствующих проверок.

       Существенным элементом в характеристике экологического контроля являются его методы. Понятие методов экологического контроля соответствует принятому в юридической литературе определению способов воздействия на участников общественных отношений. С помощью методов осуществляется реализация на практике деятельность соответствующих контролирующих инспекций. К методам экологического контроля следует отнести: наблюдение за качественным состоянием окружающей среды и отдельных объектов природы; проверка исполнения предписаний экологических и санитарных органов; проверка соблюдения норм и требований экологического законодательства; ограничение, приостановление, прекращение экологически вредных производств; привлечение виновных лиц к ответственности;

2.2. Виды экологического  контроля

     В целом система экологического контроля в соответствии с ч.2 ст. 64 ФЗ «Об  охране окружающей природной среды» состоит из следующих подсистем:

     1) государственный экологический  контроль;

     2) производственный экологический контроль;

     3) общественный экологический контроль;

         Государственный экологический контроль представляет собой систему мер, проводимых органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений международных принципов и норм, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

      Задачей государственного экологического контроля является проверка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

              Правовые основы организации  и осуществления государственного  экологического контроля установлены Конституцией РФ, законами, регулирующими статус Президента РФ, Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных подзаконных актов. К основным актам относятся Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (ст. 64-66), Земельный кодекс РФ (ст. 71), Водный кодекс РФ (ст. 36), Лесной кодекс РФ (ст. 96), Закон РФ "О недрах" (ст. 37), Федеральный закон "О животном мире" (ст. 16), Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" (ст. 24). В соответствии с названными законами Правительство РФ утвердило ряд положений об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной отдельных природных ресурсов и соответствующие документы, включая «Правила осуществления государственного экологического контроля за должностными лицами Минприроды и его территориальных органов», Положения о министерствах и ведомствах, относящихся к числу специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны природной среды.

Информация о работе Основы организации экологического контроля за состоянием окружающей среды