Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ основ организации экологического контроля за состоянием окружающей среды.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- раскрыть право на благоприятную окружающую среду;
-лдать общую характеристику состояния окружающей среды в современных условиях;
- рассмотреть виды экологического контроля, а также экологическую экспертизу и экологический аудит;
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика состояния окружающей среды
1.1. Понятие, содержание и юридическая природа права граждан на благоприятную окружающую среду 5
1.2. Состояние окружающей среды в современных условиях………………....9
Глава 2. Экологический контроль
2.1. Цели и задачи экологического контроля 12
2.2. Виды экологического контроля 15
2.3. Экологическая экспертиза 31
2.4. Экологический аудит……………………………………………………….41
Заключение 48
Список нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 50
Остановимся на такой острой проблеме как загрязнение атмосферы. Тепловые электростанции и теплоцентрали, сжигающие органическое ископаемое топливо, относятся к наиболее мощным источникам выбросов вредных веществ в атмосферу. Согласно данным Минприроды РФ, в 2005 г. общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ТЭС составил 4474 тыс. т (твердых веществ — 1349 тыс. т, диоксида серы — 1913,5 тыс. т, оксидов азота —- 1045 тыс. т, оксида углерода — 124 тыс. т), или 89% общего выброса по энергетической промышленности.
Автомобильный транспорт выделяет 60% газообразных загрязнителей воздуха. Крайне опасной частью выхлопных газов являются соединения свинца, образующиеся при сгорании в двигателе автомобиля тетраэтилсвинца Рb(С2 Н5)4, добавляемого к бензину для повышения октанового числа. При этом при сжигании 1л бензина в воздух поступает 200—700 мг свинца.
Черная металлургия является одним из основных источников загрязнения окружающей среды. Процессы выплавки чугуна и переработки его на сталь также сопровождаются выбросом в атмосферу пыли и различных газов9.
Цветная металлургия, служит источником загрязнения атмосферы пылью и газами. Выброс вредных веществ по отрасли составил 3693,2 тыс. т или 20,4% от объема выбросов промышленности России.
Химическая промышленность является одной из самых опасных отраслей по отношению к окружающей природе. Состав промышленных выбросов весьма разнообразен; большинство химических соединений является весьма токсичным для организма человека: СО, NO2, SO2, NH3, пыль неорганических веществ, Н2S, соединения галогенов, органические вещества, цианистые соединения.
Также хотелось бы остановиться на другой не менее острой проблеме - ухудшение качества вод.
Бактериальное и биологическое загрязнения присущи главным образом, бытовым и животноводческим водам и стокам некоторых промышленных предприятий (боен, кожевенных заводов, меховых производств, биофабрик, предприятий микробиологической промышленности).
Суммарный объем загрязненных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты России, распределяется между жилищно-коммунальным хозяйством (51%), промышленностью (35%) и сельским хозяйством (13%). Объем сброса загрязненных сточных вод в 1995 г. составил по промышленности — 8,6 млрд м3, в сельском хозяйстве — 3,2 млрд м3, по объектам ЖКХ — 12,5 млрд м310.
О
масштабах загрязнения
Глава 2. Экологический контроль
2.1. Цели и задачи экологического контроля
Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права.11
В соответсвии с ч.1 ст.64 ФЗ «Об охране окружающей
природной среды» экологический контроль
проводится в целях обеспечения органами
государственной власти Российской Федерации,
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления, юридическими и физическими
лицами исполнения законодательства в
области охраны окружающей среды, соблюдения
требований, в том числе нормативов и нормативных
документов, в области охраны окружающей
среды, а также обеспечениялэкологическойьбезо
Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности - контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке и обеспечению соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля12. Суть его состоит в постоянном и систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью неподчиненных им органов лиц с целью выявления и пресечения нарушений экологического законодательства. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.
При этом некоторые государственные органы осуществляют одновременно и контроль, и надзор. Различие между этими видами деятельности уловить трудно. Так, в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений»13 таким органом является Государственная метрологическая служба Госстандарта России. Государственный метрологический контроль и надзор имеет целью проверку соблюдения метрологических правил и норм, которые распространяются, в частности, и на охрану окружающей среды.
Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций - предупредительную, информационную и карательную.
Роль
предупредительной функции
Существенным элементом в характеристике экологического контроля являются его методы. Понятие методов экологического контроля соответствует принятому в юридической литературе определению способов воздействия на участников общественных отношений. С помощью методов осуществляется реализация на практике деятельность соответствующих контролирующих инспекций. К методам экологического контроля следует отнести: наблюдение за качественным состоянием окружающей среды и отдельных объектов природы; проверка исполнения предписаний экологических и санитарных органов; проверка соблюдения норм и требований экологического законодательства; ограничение, приостановление, прекращение экологически вредных производств; привлечение виновных лиц к ответственности;
2.2. Виды экологического контроля
В целом система экологического контроля в соответствии с ч.2 ст. 64 ФЗ «Об охране окружающей природной среды» состоит из следующих подсистем:
1) государственный экологический контроль;
2) производственный экологический контроль;
3)
общественный экологический
Государственный экологический контроль представляет собой систему мер, проводимых органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений международных принципов и норм, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Задачей государственного экологического контроля является проверка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.
Правовые основы организации
и осуществления
Информация о работе Основы организации экологического контроля за состоянием окружающей среды