Охрана окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:32, реферат

Описание работы

До 60-х годов нашего века под охраной природы понималась в основном защита ее животного и растительного мира от истребления. Соответственно и формами этой защиты было главным образом создание особо охраняемых территорий, принятие юридических актов, ограничивающих промысел отдельных животных, и т. п

Содержание

1. СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 2

ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ОХРАНЫ. 2

ОБЪЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 3

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 5

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ И НОРМАТИВОВ 5

ЗАКОН НА СТРАЖЕ ПРИРОДЫ. 7

3. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. 11

ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. 13

КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

Работа содержит 1 файл

охрана окружающей среды.docx

— 48.46 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

     1. СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ  ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ  ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 2

     ВИДЫ  ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ  И НАПРАВЛЕНИЯ  ЕЕ ОХРАНЫ. 2

     ОБЪЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ  СРЕДЫ 3

     2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ ОХРАНЫ  ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ  СРЕДЫ 5

     СИСТЕМА СТАНДАРТОВ И НОРМАТИВОВ 5

     ЗАКОН НА СТРАЖЕ ПРИРОДЫ. 7

     3. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ  ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ  СРЕДЫ. 11

     ПРИНЦИПЫ  МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. 13

     КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. 17

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 19

 

     

     1. СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ  ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ  ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

 

 

     ВИДЫ  ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ  И НАПРАВЛЕНИЯ  ЕЕ ОХРАНЫ.

 

     Разнообразное вмешательство человека в естественные процессы в биосфере можно сгруппировать  по следующим видам загрязнений, понимая под ними любые нежелательные  для экосистем антропогенные  изменения:

     — ингредиентное (ингредиент — составная  часть сложного соединения или смеси) загрязнение как совокупность веществ, количественно или качественно  чуждых естественным биогеоценозам;

     — параметрическое загрязнение (параметр окружающей среды — одно из ее свойств, например уровень шума, освещенности, радиации и т. д.), связанное с изменением качественных параметров окружающей среды;

     — биоценотическое загрязнение, заключающееся  в воздействии на состав и структуру  популяции живых организмов;

     — стациально-деструкционное загрязнение (стация — место обитания популяции, деструкция — разрушение), представляющее собой изменение ландшафтов и экологических систем в процессе природопользования.

     До 60-х годов нашего века под охраной  природы понималась в основном защита ее животного и растительного  мира от истребления. Соответственно и  формами этой защиты было главным образом создание особо охраняемых территорий, принятие юридических актов, ограничивающих промысел отдельных животных, и т. п. Ученых и общественность волновали прежде всего биоценотическое и частично стациально-деструкционные воздействия на биосферу. Ингредиентное и параметрическое загрязнение, конечно, существовало тоже, тем более что об установке очистных сооружений на предприятиях и речи не шло. Но оно не было столь многообразным и массированным, как теперь, практически не содержало искусственно созданных соединений, не поддающихся естественному разложению, и природа с ним справлялась самостоятельно. Так, в реках с ненарушенным биоценозом и нормальной скоростью течения, не замедляемой гидротехническими сооружениями, под влиянием процессов перемешивания, окисления, осаждения, поглощения и разложения редуцентами, дезинфекции солнечным излучением и др. загрязненная вода полностью восстанавливала свои свойства на протяжении 30 км от источников загрязнения.

     Конечно же, и раньше наблюдались отдельные  очаги деградации природы в окрестностях наиболее загрязняющих производств. Однако к середине XX в. темпы ингредиентного и параметрического загрязнений возросли и качественный их состав изменился столь резко, что на значительных территориях способность природы к самоочищению, т. е. естественному разрушению загрязнителя в результате природных физических, химических и биологических процессов, была утрачена.

     В настоящее время не происходит самоочищения даже таких полноводных и протяженных  рек, как Обь, Енисей, Лена и Амур. Что же говорить о многострадальной Волге, естественная скорость течения  которой в несколько раз снижена  гидротехническими сооружениями, или  реке Томь (Западная Сибирь), всю воду которой промышленные предприятия  успевают забрать для своих нужд и спустить обратно загрязненной, как минимум, 3 — 4 раза, прежде чем  она доберется от истока до устья.

     Способность почвы к самоочищению подрывается  резким уменьшением в ней количества редуцентов, происходящим под влиянием неумеренного применения пестицидов и минеральных удобрений, выращивания монокультур, полной уборки с полей всех частей выращенных растений и т. д.

     ОБЪЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ  СРЕДЫ

 

     Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных  и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований.

     Только  если все эти составные части  соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т. е. складываются в единую систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех.

     Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от отрицательного воздействия  человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия  интегрируются в термине «охрана  окружающей (человека) природной среды».

     Охрана  окружающей природной среды складывается из:

     — правовой охраны, формулирующей научные  экологические принципы в виде юридических  законов, обязательных для исполнения;

     — материального стимулирования природоохранной  деятельности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;

     — инженерной охраны, разрабатывающей  природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.

     В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» охране подлежат следующие  объекты:

     — естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

     — земля, ее недра, поверхностные и  подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

     Особо охраняются государственные природные  заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники  природы, редкие или находящиеся  под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

     Основными принципами охраны окружающей природной  среды должны являться:

     — приоритет обеспечения благоприятных  экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

     — научно обоснованное сочетание экологических  и экономических интересов общества;

     — учет законов природы и возможностей самовосстановления и самоочищения ее ресурсов;

     — недопущение необратимых последствий  для охраны природной среды и здоровья человека;

     — право населения и общественных организаций на своевременную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательном воздействии на нее и на здоровье людей различных производственных объектов;

     — неотвратимость ответственности за нарушение требований природоохранительного  законодательства.

     2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

 

 

     СИСТЕМА СТАНДАРТОВ И НОРМАТИВОВ.

 

     Одной из важнейших составных частей природоохранительного  законодательства является система  экологических стандартов. Ее своевременная  научно обоснованная разработка является необходимым условием практической реализации принимаемых законов, так  как именно на эти стандарты должны ориентироваться предприятия-загрязнители в своей природоохранной деятельности. Несоблюдение стандартов влечет за собой юридическую ответственность.

     Под стандартизацией понимается установление единого и обязательного для  всех объектов данного уровня системы  управления норм и требований. Стандарты  могут быть государственными (ГОСТы), отраслевыми (ОСТы) и заводскими. Системе стандартов по охране природы присвоен общий номер 17, который включает несколько групп в соответствии с охраняемыми объектами. Например, 17.1 означает «Охрана природы. Гидросфера», а группа 17.2 — «Охрана природы. Атмосфера» и т. д. Этот стандарт регулирует различные стороны деятельности предприятий по защите водных и воздушных ресурсов, вплоть до требований к аппаратуре для наблюдения за качеством воздуха и воды.

     Важнейшими  экологическими стандартами являются нормативы качества окружающей среды  — предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах.

     ПДК утверждается для каждого из наиболее опасных веществ в отдельности и действует на территории всей страны.

     В последнее время ученые утверждают, что и соблюдение ПДК не гарантирует  сохранения качества среды на достаточно высоком уровне хотя бы потому, что влияние многих веществ в перспективе и при взаимодействии друг с другом еще слабо изучено.

     На  основе ПДК разрабатываются научно-технические  нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу и сбросов (ПДС) в водный бассейн. Эти нормативы устанавливаются индивидуально для каждого источника загрязнения с таким расчетом, чтобы совокупное воздействие на окружающую среду всех источников в данном районе не приводило к превышению ПДК.

     Из-за того что количество и мощность источников загрязнения меняются с развитием  производительных сил района, приходится периодически пересматривать нормативы ПДВ и ПДС. Выбор наиболее эффективных вариантов природоохранной деятельности на предприятиях должен осуществляться с учетом необходимости соблюдения этих нормативов.

     К сожалению, в настоящее время  многие предприятия в силу технических  и экономических причин не способны сразу уложиться в эти нормативы. Закрытие такого предприятия или  резкое ослабление его экономического положения в результате штрафных санкций тоже не всегда возможно по экономико-социальным причинам.

     • Кроме чистой окружающей среды, человеку для нормальной жизни нужно есть, одеваться, слушать магнитофон и смотреть кино и телепередачи, производство пленок и электроэнергии для которых является весьма «грязным». Наконец, нужно иметь работу по специальности рядом с жильем. Лучше всего реконструировать отсталые в экологическом смысле предприятия так, чтобы они перестали наносить вред окружающей среде, но сразу в полном объеме выделить средства на это может далеко не каждое предприятие, так как природоохранное оборудование, да и сам процесс реконструкции стоят очень дорого.

     Поэтому таким предприятиям могут быть установлены  временные нормативы, так называемые ВСВ (временно согласованные выбросы), допускающие повышенное сверх нормы загрязнение окружающей среды в течение строго определенного срока, достаточного для проведения необходимых для снижения выбросов природоохранных мероприятий.

     От  того, укладывается или нет предприятие  в установленные ему нормативы  и в какие именно — ПДВ, ПДС  или только в ВСВ,— зависят  размер и источники платы за загрязнение  окружающей среды.

     ЗАКОН НА СТРАЖЕ ПРИРОДЫ.

 

     Ранее уже отмечалось, что государство  обеспечивает рационализацию природопользования, включая охрану окружающей природной среды, путем создания природоохранительного законодательства и контроля за его соблюдением.

     Природоохранительное  законодательство — это система  законов и других юридических  актов (постановлений, указов, инструкций), которая регулирует природоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природных богатств, рационализации природопользования, сохранения здоровья населения.

     Для обеспечения возможности практической реализации принятых законов очень важно, чтобы они были вовремя подкреплены принятыми на их основе подзаконными актами, точно определяющими и уточняющими в соответствии с конкретными условиями отрасли или района, кому, что и как делать, перед кем и в какой форме отчитываться, каких экологических норм, стандартов и правил придерживаться и т. д.

     Так, в законе «Об охране окружающей природной  среды» устанавливается общая схема  достижения совпадения интересов общества и отдельных природопользователей через лимиты, платежи, налоговые льготы, а конкретные параметры в виде точных значений нормативов, размеров ставок, платежей конкретизируются в постановлениях Минприроды, отраслевых инструкциях и т. д.

     Объектами природоохранительного законодательства являются как природная среда в целом, так и ее отдельные естественные системы (например, озеро Байкал) и элементы (вода, воздух и т. д.), а также международное право.

     В нашей стране впервые в мировой  практике требование охраны и рационального  использования природных богатств включено в Конституцию. Существует около двух сотен юридических документов, касающихся природопользования. Одним из важнейших является комплексный закон «Об охране окружающей природной среды», принятый в 1991 г.

Информация о работе Охрана окружающей среды