Основы организации экологического контроля за состоянием окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ основ организации экологического контроля за состоянием окружающей среды.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- раскрыть право на благоприятную окружающую среду;
-лдать общую характеристику состояния окружающей среды в современных условиях;
- рассмотреть виды экологического контроля, а также экологическую экспертизу и экологический аудит;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика состояния окружающей среды
1.1. Понятие, содержание и юридическая природа права граждан на благоприятную окружающую среду 5
1.2. Состояние окружающей среды в современных условиях………………....9
Глава 2. Экологический контроль
2.1. Цели и задачи экологического контроля 12
2.2. Виды экологического контроля 15
2.3. Экологическая экспертиза 31
2.4. Экологический аудит……………………………………………………….41
Заключение 48
Список нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 50

Работа содержит 1 файл

основы организации экологич. контроля за состоянием окр. среды-кгу-Муллаярова.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

- исследовать  в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной  деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое  наличие любого имущества, отраженного  в этой документации;            

- получать  у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;            

- отказаться  от проведения аудита или от  выражения своего мнения о  достоверности отчетности в аудиторском  заключении;         

- осуществлять  иные права, вытекающие из договора  оказания аудиторских услуг;     

  При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:        

- предоставлять  по требованию аудируемого лица  обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;             

- передавать  в срок, установленный договором  оказания аудиторских услуг, аудиторское  заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;             

- обеспечивать  хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в  ходе проведения аудита, в течение  не менее пяти лет после  года, в котором они были получены и (или) составлены;           

- исполнять  иные обязанности, вытекающие  из договора оказания аудиторских  услуг;        

Ст.14 ФЗ № 307-ФЗ  говорит, что при проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:          

- требовать  и получать от аудиторской  организации, индивидуального аудитора  обоснования замечаний и выводов  аудиторской организации, индивидуального  аудитора, а также информацию  о членстве аудиторской организации,  индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;          

- получать  от аудиторской организации, индивидуального  аудитора аудиторское заключение  в срок, установленный договором  оказания аудиторских услуг;          

- осуществлять  иные права, вытекающие из договора  оказания аудиторских услуг;     

При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее  договор оказания аудиторских услуг, обязано:          

- содействовать  аудиторской организации, индивидуальному  аудитору в своевременном и  полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;          

- не  предпринимать каких бы то  ни было действий, направленных  на сужение круга вопросов, подлежащих  выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение  доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;     

- своевременно  оплачивать услуги аудиторской  организации, индивидуального аудитора  в соответствии с договором  оказания аудиторских услуг, в  том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;          

- исполнять  иные обязанности, вытекающие  из договора оказания аудиторских  услуг;

     Основной  целью разработки и принятия законопроекта «Об экологическом аудите» является создание  действенного инструмента по проведению независимого  анализа, оценки  информации о существующей экологической ситуации и фактических результатах любой реализованной деятельности, а также подготовка квалифицированных  рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и повышению качества управления в области окружающей среды. 
         Принятие указанного закона будет способствовать повышению эффективности и инициированию природоохранной деятельности субъектов хозяйственной деятельности  и рациональному использованию природных ресурсов, развитию систем экологического управления, получению дополнительных выгод и прибыли  в результате  сочетания экологических и экономических
ринтересов. 
          Предметом правового регулирования  закона являются общественные отношения в сфере обеспечения осуществления независимого   квалифицированного документального анализа и оценке деятельности субъектов хозяйственной деятельности.

     Потребность в экологическом аудите в России и отдельных ее регионах обусловленалнесколькимибфакторами: 
           -
ьнеобходимостью усиления государственного  регулирования природоохранной деятельности в условиях ограниченности возможностей бюджетного финансирования, включая обоснование решений в сфере приватизации, реструктуризации   предприятий, закрытия и выноса экологическидвредныхдобъектов; 
           -
бобоснование решений по привлечению зарубежных инвестиций (использование части зарубежных инвестиций в Российскую экономику является одним из перспективных направлений привлечения  негосударственных источников  финансирования в сферу обеспечения экологическойдбезопасности)дилдр. 
         Кроме того, вступление России во Всемирную торговую организацию невозможно без признания действующих правил, процедур и требований, среди которых экологический аудит является узаконенным инструментом управления.

     Главное назначение экологического аудита:

     — служить инструментом анализа и  описания существующего состояния  ОПС;

     — определять и оценивать сильные и слабые моменты хозяйственной и иной деятельности на данной территории в области охраны ОПС;

     — определять приоритетность и привлекательность  инвестиций, а также обеспечивать широкое участие общественности;

     — развить природоохранную стратегию.

     В настоящее время имеется более 60 российских фирм, имеющих федеральную  лицензию (разрешение) на деятельность в сфере экологического аудита.

     Экологическое аудирование осуществляется, как  правило, по инициативе самого предприятия-загрязнителя. Особенностью экологического аудита является то, что он проводится не для наказания, его задачей является поиск возможностей избежать негативных последствий загрязнения ОПС, которые могут обернуться для предприятия-загрязнителя не только потерей части прибыли, но, подчас, и его закрытием.

     Именно  поэтому опытные руководители предприятий  сами, по мере необходимости, обращаются за помощью к аудиторским организациям, специализирующимся в данном направлении; это не только позволяет такому руководителю повысить свой имидж, но в конечном итоге снижает издержки предприятия, связанные с санкциями, штрафами, налогами и т.д. Вследствие этого аудиторская проверка, хотя и оплачивается самим предприятием, тем не менее, является весьма выгодной для последнего.

     Что касается применения экологического аудита в дополнение к государственному экологическому контролю, то в обоснованных случаях экологический аудит может дополнять инспекционные проверки. Экоаудиторские заключения должны передаваться полномочным представителям службы государственного экологического контроля для принятия соответствующих санкций. Требование о проведении такого аудита может быть выставлено к нарушителям природоохранительного законодательства в качестве дополнительного наказания. 
        Экологический аудит может назначаться при решении вопроса по установлению (продлению срока действия) нормативов ПДВ, ПДС, лимитов размещения отходов, паспортов водного хозяйства, при проверке выполнения лицензионных условий в ходе осуществления лицензируемого вида деятельности в области охраны окружающей природной среды и в ряде других аналогичных
лслучаев.

                                                  
 
 
 

     Заключение

     В настоящее время реально реализовать  и защищать право на благоприятную  окружающую среду очень сложно, поскольку  не разработана и законодательно не закреплена общая, комплексная система  нормативов качества окружающей среды, которая позволит говорить о ее "благоприятности" как объекте притязания человека.

       К сожалению, существующая в  Российском законодательстве система  нормирования, лимитирования и стандартизации  не содержит достаточных показателей,  по которым можно было бы  уверенно судить о факте нарушения права на благоприятную окружающую среду в случае нарушения ее ресурсоемкости, устойчивости и т.п.

     С каждым днем все более актуальной проблемой мирового сообщества становится возрастающий риск для жизни и  здоровья человека из-за снижения качества окружающей природной среды, постоянной угрозы крупных техногенных катастроф и деградации природных экосистем, непомерного груза отходов производства и потребления.

     В связи с этим, экологический контроль(государственный, общественный, производственный, экологическая экспертиза, аудит) представляется важнейшей правовой мерой обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

      В числе главных проблем осуществления производственного экологического контроля можно назвать недостатки и пробелы существующей законодательной базы, принципиально разные цели и задачи, стоящие перед хозяйствующими субъектами и органами государственной власти и управления при реализации ими контрольных функций. Чтобы исправить ситуацию необходима серьезная мотивация со стороны государства, в том числе, путем установления налоговых и иных льгот в случае реализации субъектами хозяйственной деятельности мероприятий в сфере охраны окружающей среды и внедрения "чистых" технологий производства.

     Проведение  общественного экологического контроля (в том числе в форме предупредительного контроля - общественной экологической  экспертизы) является одним из вариантов  контроля гражданского общества за деятельностью  органов публичной власти и коммерческих структур.

     В настоящее время экологическая  экспертиза является важнейшим инструментом государственной политики в области  охраны ОПС и управления природопользованием  в РФ. Самое важное то, что государственная  экологическая экспертиза служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований в планируемой хозяйственной, управленческой, нормотворческой и иной деятельности на стадиях подготовки и принятия соответствующих решений. Экологическая экспертиза также выполняет функцию реализации общественного мнения в решении экологических проблем, источника экологической информации, средства доказывания при рассмотрении дел по вопросам охраны окружающей природной среды в суде, арбитражном суде.

           Что касается применения экологического  аудита в дополнение к государственному экологическому контролю, то в обоснованных случаях экологический аудит может дополнять инспекционные проверки. Особенностью экологического аудита является то, что он проводится не для наказания, его задачей является поиск возможностей избежать негативных последствий загрязнения ОПС, которые могут обернуться для предприятия-загрязнителя не только потерей части прибыли, но, подчас, и его закрытием.

Информация о работе Основы организации экологического контроля за состоянием окружающей среды