ВВЕДЕНИЕ
В начале
ХХI века экологическая ситуация
во всем мире, в том числе
и во многих регионах нашей
страны, продолжает ухудшаться. Наступление
человеческой цивилизации на
окружающую среду проявляется
в усилении парникового эффекта,
выпадении кислотных осадков,
утоньшении озонового слоя или
даже его исчезновение, загрязнении
гидросферы, уничтожении лесов и
почвенного покрова, а также
важным направлением остается
состояние атмосферного воздуха.Охрана
воздушной среды от загрязнений
промышленными выбросами является
важнейшей социальной и общественной
задачей, входящей в комплекс
задач глобальной проблемы охраны
природы и улучшения использования
природных ресурсов.Проблемы защиты
атмосферы составляют обширную
область на стыке наук. Они
включают как общие задачи
химической технологии, машиностроения
и метрологии, так и вопросы,
решением которых смогут заниматься
узкие специалисты – математики,
физики, электротехники, врачи, гигиенисты
и тд. Наиболее эффективным методом
защиты атмосферы от загрязнения
вредными веществами является
разработка новых безотходных
ресурсо- и энергосберегающих
технологических процессов с
замкнутыми производственными циклами,
исключающими или резко снижающими
выброс вредных веществ в атмосферу.
Однако не всегда удается разработать
экономически выгодные безотходные
технологические процессы с полной
или комплексной переработкой
сырья. Поэтому на современном
этапе для большинства промышленных
предприятий очистка выбросов
остается основным мероприятием
по защите воздушного бассейна
от загрязнения.Впервые к вопросам
экологической безопасности при
осуществлении деятельности ВС
РФ обратили внимание при подготовке
к выходу группировок войск
с территории стран Восточной
Европы. В системе экологической
безопасности государства ВС
России отводится особое место,
обусловленное следующими обстоятельствами:
- принципиально невозможно создание
оружия, ВВТ, не оказывающих воздействия
на окружающую среду; - ВС обладают
мощными потенциальными источниками
экологической опасности (ядерное
и химическое оружие, атомный
флот, ракетные средства) [1];- сокращение,
утилизация и уничтожение ядерного,
ракетного и химического вооружения
могут сопровождаться значительным
загрязнением окружающей среды[3-7].Постановлением
правительства РФ от 21.03.1996г. №305
(с изм. на 12.09.2008г.) введена Федеральная
Целевая программа «Уничтожение
Химического оружия в РФ»[2].Она
регламентирует создание 7 объектов
по уничтожению химического оружия
в РФ: -«Горный», Саратовская область
Краснопартизанский район, п.
Горный -«Леонидовка», Пензенская область
Бессоновский район, ст. Леонидовка
-«Почеп», Брянская область г.Почеп
-«Камбарка», Удмурдская республика
г.Камбарка -«Щучье», Курганская
область г.Щучье-«Марадыковский»,
Кировская область Оричевский
район, поселок Мирный-«Кизнер»,
Удмурдская республика г.КизнерМониторинг
объекта по УХО представляет
собой систему для своевременного
сбора и анализа информации
с целью определения состояния
технологического процесса и
окружающей среды.Объекты по хранению
и уничтожению химического оружия
относятся к химически опасным
объектам, при аварии и разрушении
которых могут произойти массовые
поражения людей, животных, а также
заражение окружающей среды [11].
Высокая плотность заражения,
возникающая при возможных выбросах
и проливах токсических химикатов
(ТХ), представляет большую опасность
для персонала, окружающей среды,
населения и требует скорейшей
ликвидации. Существующие технические
средства экологического мониторинга
не в полной мере соответствуют
новым задачам и требуют соответствующего
улучшения.
МОНИТОРИНГ
ОБЪЕКТА ПО УХО
^ 2.1 Цели и
задачи системы производственного
экологического мониторинга и
прогнозирования объекта по хранению
и уничтожению химического оружия
Создание
системы экологической безопасности
объектов по хранению химического
оружия и объектов по уничтожению
химического оружия (ОУХО) — один
из ключевых моментов в решении
проблемы безопасного уничтожения
химического оружия в Российской
Федерации. Обязательным условием
обеспечения требуемого уровня
безопасности объекта и реализации
системы защитных мероприятий
является создание надежной системы
государственного экологического
контроля и мониторинга (СГЭКМ)
за безопасным функционированием
этих объектов.
Обоснованный,
методологически выверенный подход
к созданию системы государственного
экологического контроля и мониторинга,
должен основываться на существующей
нормативной и правовой базе,
регламентирующей создание систем
экологической безопасности для
экологически опасных промышленных
производств. Основой для построения
системы государственного экологического
контроля ОУХО является система
экологических регламентов и
стандартов, которая наравне с
технологическими регламентами
регулирует производственную деятельность
предприятий (нормативы образования
и размещения отходов, нормативы
ПДВ и ПДС и др.). В стандартной
постановке задачи считается,
что если для предприятия разработана
согласованная территориальным
органом МПР России система
экологических нормативов и регламентов
и функционирует система контроля
за их исполнением, то на
предприятии реализована система
экологической безопасности.
Объект
по хранению и уничтожению
химического оружия, расположенный
в непосредственной близости
от заселенной зоны, представляет
собой опасный промышленный объект,
на который должна распространяться
сложившаяся система контроля
за функционированием подобных
объектов. Проблема создания системы
государственного экологического
контроля и мониторинга за
безопасным функционированием ОУХО
включает в себя два основных
направления:
создание
системы контроля за соблюдением
объектом установленных экологических
нормативов, которая должна использоваться
специально уполномоченным территориальным
органом МПР России в качестве
системы государственного экологического
контроля ОУХО;
создание
системы регулярного экологического
мониторинга состояния окружающей
среды за пределами промплощадки
ОУХО в зоне техногенного влияния
объекта (включая ЗЗМ и СЗЗ).
Первая
проблема (создания системы госконтроля
ОУХО) заключается в формировании
универсальной химико-аналитической
базы, позволяющей вести контроль
всех источников загрязняющих
веществ на объекте по всем
веществам (в промвыбросах, технологических
и сточных водах, отходах и
реакционных массах).
Разработанная
система государственного экологического
контроля на объекте УХО должна
включать:
проект
системы контроля установленных
нормативов по выбросам объекта
в окружающую среду;
проект
системы контроля установленных
нормативов по сбросам объекта
в окружающую среду (включая
систему повторного и оборотного
водоснабжения);
проект
системы контроля установленных
нормативов образования отходов
и лимитов на их размещение
в окружающей среде (включая
объекты размещения отходов).
Экоаналитический
контроль источников загрязняющих
веществ на объектах по хранению
химического оружия и объектов
по уничтожению химического оружия
должен проводиться в соответствии
с согласованными МПР России (территориальными
органами МПР России) планом-графиком
экоаналитического контроля источников
ЗВ, включающим:
план-график
контроля источников выбросов
и ГОУ объекта;
план-график
контроля источников сбросов
и систем очистки сточных вод
объекта;
план-график
аналитического контроля окружающей
среды на объектах размещения
отходов.
За пределами
промплощадки объекта в зоне
его техногенного влияния (включая
ЗЗМ) должен осуществляться регулярный
экологический мониторинг состояния
основных природных сред. В этой
зоне проектируемая система должна
с заданной степенью достоверности
отслеживать динамику распространения
экологически опасных загрязнителей.
Кроме этого, система должна
быть способной вести плановую
работу по контролю соединений,
образующихся в почвах и в
воде (продуктов трансформации, с
которыми связан прогноз долговременных
последствий загрязнения объектов
окружающей среды). В основу программы
создания системы экологического
мониторинга положены современные
достижения в области моделирования
процессов рассеяния загрязняющих
веществ в окружающей среде.
Главное требование к проектируемой
системе мониторинга состоит
в обеспечении требуемой достоверности
контроля (вероятности обнаружения)
загрязняющих веществ в зоне
техногенного влияния объекта.
Эта задача включает в себя
определение вероятности обнаружения
в зоне контроля отравляющих
веществ и на этой основе
оптимальный выбор «стратегии»
контроля (периодичности, плотности,
привязки к местности), а также
определения количества и состава
средств контроля.
Дополнительно
в соответствии с действующими
нормативными документами должен
проводиться ежеквартальный пробоотбор
и аналитический контроль наличия
ЗВ во всех точках системы
пробоотбора.
Минимизация
вероятности «необнаружения» ОВ
и продуктов их деструкции
в природных объектах обеспечивается
специальной организацией и алгоритмом
проведения мониторинга. Подобная
организация системы, обеспечивающая
надежный контроль за деятельностью
объекта при минимальном числе
привлекаемых технических средств
контроля, называется стратегией
проведения мониторинга.
Создаваемая
региональная система экологического
контроля и мониторинга ОУХО
должна строится с учетом законодательных
актов и нормативных документов,
действующих в области обеспечения
процесса безопасного уничтожения
химического оружия в Российской
Федерации. В соответствии с
приведенными выше документами,
система должна обеспечивать
участие в проведении государственного
контроля и мониторинга ОУХО
всех заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти
и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.
Созданная
система должна проводить работы
по заданиям Администраций регионов
и территориальных органов МПР
России. Базовым нормативным документом
создаваемой системы является
Регламент функционирования СГЭКМ,
который обеспечивает участие
федеральных и региональных структур
в проведении экологического
контроля и мониторинга ОУХО.
Порядок проведения работ по
контролю и мониторингу ОУХО
и ряд других нормативных документов,
регламентирующих функционирование
СГЭКМ, согласовывается Администрациями
регионов и территориальными
органами МПР России.
Мониторинг
отравляющих веществ, продуктов
их деструкции и общепромышленных
загрязнителей на объектах по
уничтожению химического оружия
- это комплексная система слежения
оценки и прогноза изменений
состояния окружающей среды и
предупреждения о создающихся
критических ситуациях, вредных
или опасных для здоровья работающего
персонала, населения и окружающей
природной среды.
Целью
мониторинга на объектах по
уничтожению химического оружия
является постоянное получение
оперативной информации о содержании
отравляющих веществ, продуктов
их деструкции и общепромышленных
загрязнителей в контролируемых
зонах, о возможном их поступлении
в окружающую среду, а также
о динамике изменения уровня
их концентраций. Эта информация
необходима для контроля безопасности
функционирования объекта по
уничтожению химического оружия,
оперативного принятия решения
по предотвращению поступления
отравляющих веществ, продуктов
их деструкции и общепромышленных
загрязнителей в окружающую природную
среду при нарушениях технологического
процесса, а также для оповещения
работающего персонала объекта
и населения в случае возникновения
аварийных ситуаций.
Основными
задачами системы производственного
экологического мониторинга являются
следующие:
аварийный
контроль и оповещение о появлении
опасных концентраций отравляющих
веществ в контролируемых зонах;
обеспечение
санитарно-гигиенических норм труда
работающего персонала объекта,
контроль воздуха рабочей и
промышленной зон объекта на
уровне предельно допустимых
концентраций и контроль уровня
зараженности поверхностей технологического
оборудования;
химико-аналитическое
обеспечение функционирования технологического
процесса, определение, учет количества
и качества поступающего на
уничтожение ОВ, контроль наличия
ОВ в реакционных смесях и
продуктах деструкции на определенных
стадиях технологического процесса;
контроль
предельно допустимых концентраций
ОВ и продуктов их деструкции
в воздухе санитарно-защитной
зоны и в зоне защитных мероприятий
с целью оценки соответствия
объекта нормативным требованиям;
оценка
состояния окружающей природной
среды в контролируемых зонах,
определение и учет количества
продуктов деструкции ОВ и
общепромышленных загрязнителей,
поступающих в окружающую природную
среду, предупреждение о превышении
предельно допустимых выбросов;
обработка,
систематизация и протоколирование
полученной информации, определение
максимальных и усредненных значений
концентраций контролируемых веществ
на заданный интервал времени,
передача соответствующим органам
контроля и надзора информации
о химической обстановке и
прогнозе ее изменения;
обеспечение
деятельности международных инспекторов
на объекте по уничтожению
химического оружия в соответствии
с требованиями Конвенции.
При разработке
проектной документации для объектов
по уничтожению химического оружия
данная система контроля получила
название системы ПЭМ и состоит
из следующих подсистем:
подсистема
мониторинга в рабочей и промышленной
зонах объекта;
подсистема
мониторинга в санитарно-защитной
зоне и зоне защитных мероприятий
объекта.
Кроме
того, система включает подсистему
формирования метеорологической
обстановки в районе объекта
по уничтожению химического оружия,
а также подсистему сбора и
обработки информации.
^ 2.2 Мониторинг
атмосферного воздуха в СЗЗ
объекта