Мониторинг экологического состояния окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:01, реферат

Описание работы

В начале ХХI века экологическая ситуация во всем мире, в том числе и во многих регионах нашей страны, продолжает ухудшаться. Наступление человеческой цивилизации на окружающую среду проявляется в усилении парникового эффекта, выпадении кислотных осадков, утоньшении озонового слоя или даже его исчезновение, загрязнении гидросферы, уничтожении лесов и почвенного покрова, а также важным направлением остается состояние атмосферного воздуха.Охрана воздушной среды от загрязнений промышленными выбросами является важнейшей социальной и общественной задачей, входящей в комплекс задач глобальной проблемы охраны природы и улучшения использования природных ресурсов.Проблемы защиты атмосферы составляют обширную область на стыке наук.

Работа содержит 1 файл

VVEDENIE.docx

— 36.24 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

 В начале  ХХI века экологическая ситуация  во всем мире, в том числе  и во многих регионах нашей  страны, продолжает ухудшаться. Наступление  человеческой цивилизации на  окружающую среду проявляется  в усилении парникового эффекта,  выпадении кислотных осадков,  утоньшении озонового слоя или  даже его исчезновение, загрязнении  гидросферы, уничтожении лесов и  почвенного покрова, а также  важным направлением остается  состояние атмосферного воздуха.Охрана  воздушной среды от загрязнений  промышленными выбросами является  важнейшей социальной и общественной  задачей, входящей в комплекс  задач глобальной проблемы охраны  природы и улучшения использования  природных ресурсов.Проблемы защиты  атмосферы составляют обширную  область на стыке наук. Они  включают как общие задачи  химической технологии, машиностроения  и метрологии, так и вопросы,  решением которых смогут заниматься  узкие специалисты – математики, физики, электротехники, врачи, гигиенисты  и тд. Наиболее эффективным методом  защиты атмосферы от загрязнения  вредными веществами является  разработка новых безотходных  ресурсо- и энергосберегающих  технологических процессов с  замкнутыми производственными циклами,  исключающими или резко снижающими  выброс вредных веществ в атмосферу.  Однако не всегда удается разработать  экономически выгодные безотходные  технологические процессы с полной  или комплексной переработкой  сырья. Поэтому на современном  этапе для большинства промышленных  предприятий очистка выбросов  остается основным мероприятием  по защите воздушного бассейна  от загрязнения.Впервые к вопросам  экологической безопасности при  осуществлении деятельности ВС  РФ обратили внимание при подготовке  к выходу группировок войск  с территории стран Восточной  Европы. В системе экологической  безопасности государства ВС  России отводится особое место,  обусловленное следующими обстоятельствами:  - принципиально невозможно создание  оружия, ВВТ, не оказывающих воздействия  на окружающую среду; - ВС обладают  мощными потенциальными источниками  экологической опасности (ядерное  и химическое оружие, атомный  флот, ракетные средства) [1];- сокращение, утилизация и уничтожение ядерного, ракетного и химического вооружения  могут сопровождаться значительным  загрязнением окружающей среды[3-7].Постановлением  правительства РФ от 21.03.1996г. №305 (с изм. на 12.09.2008г.) введена Федеральная  Целевая программа «Уничтожение  Химического оружия в РФ»[2].Она  регламентирует создание 7 объектов  по уничтожению химического оружия  в РФ: -«Горный», Саратовская область  Краснопартизанский район, п.  Горный -«Леонидовка», Пензенская область  Бессоновский район, ст. Леонидовка -«Почеп», Брянская область г.Почеп  -«Камбарка», Удмурдская республика  г.Камбарка -«Щучье», Курганская  область г.Щучье-«Марадыковский»,  Кировская область Оричевский  район, поселок Мирный-«Кизнер», Удмурдская республика г.КизнерМониторинг  объекта по УХО представляет  собой систему для своевременного  сбора и анализа информации  с целью определения состояния  технологического процесса и  окружающей среды.Объекты по хранению  и уничтожению химического оружия  относятся к химически опасным  объектам, при аварии и разрушении  которых могут произойти массовые  поражения людей, животных, а также  заражение окружающей среды [11]. Высокая плотность заражения,  возникающая при возможных выбросах  и проливах токсических химикатов  (ТХ), представляет большую опасность  для персонала, окружающей среды,  населения и требует скорейшей  ликвидации. Существующие технические  средства экологического мониторинга  не в полной мере соответствуют  новым задачам и требуют соответствующего  улучшения.

МОНИТОРИНГ  ОБЪЕКТА ПО УХО

 

^ 2.1 Цели и  задачи системы производственного  экологического мониторинга и  прогнозирования объекта по хранению  и уничтожению химического оружия

 

 Создание  системы экологической безопасности  объектов по хранению химического  оружия и объектов по уничтожению  химического оружия (ОУХО) — один  из ключевых моментов в решении  проблемы безопасного уничтожения  химического оружия в Российской  Федерации. Обязательным условием  обеспечения требуемого уровня  безопасности объекта и реализации  системы защитных мероприятий  является создание надежной системы  государственного экологического  контроля и мониторинга (СГЭКМ)  за безопасным функционированием  этих объектов.

 

 Обоснованный, методологически выверенный подход  к созданию системы государственного  экологического контроля и мониторинга,  должен основываться на существующей  нормативной и правовой базе, регламентирующей создание систем  экологической безопасности для  экологически опасных промышленных  производств. Основой для построения  системы государственного экологического  контроля ОУХО является система  экологических регламентов и  стандартов, которая наравне с  технологическими регламентами  регулирует производственную деятельность  предприятий (нормативы образования  и размещения отходов, нормативы  ПДВ и ПДС и др.). В стандартной  постановке задачи считается,  что если для предприятия разработана  согласованная территориальным  органом МПР России система  экологических нормативов и регламентов  и функционирует система контроля  за их исполнением, то на  предприятии реализована система  экологической безопасности.

 

 Объект  по хранению и уничтожению  химического оружия, расположенный  в непосредственной близости  от заселенной зоны, представляет  собой опасный промышленный объект, на который должна распространяться  сложившаяся система контроля  за функционированием подобных  объектов. Проблема создания системы  государственного экологического  контроля и мониторинга за  безопасным функционированием ОУХО  включает в себя два основных  направления: 

 

 создание  системы контроля за соблюдением  объектом установленных экологических  нормативов, которая должна использоваться  специально уполномоченным территориальным  органом МПР России в качестве  системы государственного экологического  контроля ОУХО;

 

 создание  системы регулярного экологического  мониторинга состояния окружающей  среды за пределами промплощадки  ОУХО в зоне техногенного влияния  объекта (включая ЗЗМ и СЗЗ).

 

 Первая  проблема (создания системы госконтроля  ОУХО) заключается в формировании  универсальной химико-аналитической  базы, позволяющей вести контроль  всех источников загрязняющих  веществ на объекте по всем  веществам (в промвыбросах, технологических  и сточных водах, отходах и  реакционных массах).

 

 Разработанная  система государственного экологического  контроля на объекте УХО должна  включать:

 

 проект  системы контроля установленных  нормативов по выбросам объекта  в окружающую среду;

 

 проект  системы контроля установленных  нормативов по сбросам объекта  в окружающую среду (включая  систему повторного и оборотного  водоснабжения);

 

 проект  системы контроля установленных  нормативов образования отходов  и лимитов на их размещение  в окружающей среде (включая  объекты размещения отходов).

 

 Экоаналитический  контроль источников загрязняющих  веществ на объектах по хранению  химического оружия и объектов  по уничтожению химического оружия  должен проводиться в соответствии  с согласованными МПР России (территориальными  органами МПР России) планом-графиком  экоаналитического контроля источников  ЗВ, включающим:

 

 план-график  контроля источников выбросов  и ГОУ объекта;

 

 план-график  контроля источников сбросов  и систем очистки сточных вод  объекта;

 

 план-график  аналитического контроля окружающей  среды на объектах размещения  отходов.

 

 За пределами  промплощадки объекта в зоне  его техногенного влияния (включая  ЗЗМ) должен осуществляться регулярный  экологический мониторинг состояния  основных природных сред. В этой  зоне проектируемая система должна  с заданной степенью достоверности  отслеживать динамику распространения  экологически опасных загрязнителей.  Кроме этого, система должна  быть способной вести плановую  работу по контролю соединений, образующихся в почвах и в  воде (продуктов трансформации, с  которыми связан прогноз долговременных  последствий загрязнения объектов  окружающей среды). В основу программы  создания системы экологического  мониторинга положены современные  достижения в области моделирования  процессов рассеяния загрязняющих  веществ в окружающей среде.  Главное требование к проектируемой  системе мониторинга состоит  в обеспечении требуемой достоверности  контроля (вероятности обнаружения)  загрязняющих веществ в зоне  техногенного влияния объекта.  Эта задача включает в себя  определение вероятности обнаружения  в зоне контроля отравляющих  веществ и на этой основе  оптимальный выбор «стратегии»  контроля (периодичности, плотности,  привязки к местности), а также  определения количества и состава  средств контроля.

 

 Дополнительно  в соответствии с действующими  нормативными документами должен  проводиться ежеквартальный пробоотбор  и аналитический контроль наличия  ЗВ во всех точках системы  пробоотбора.

 

 Минимизация  вероятности «необнаружения» ОВ  и продуктов их деструкции  в природных объектах обеспечивается  специальной организацией и алгоритмом  проведения мониторинга. Подобная  организация системы, обеспечивающая  надежный контроль за деятельностью  объекта при минимальном числе  привлекаемых технических средств  контроля, называется стратегией  проведения мониторинга.

 

 Создаваемая  региональная система экологического  контроля и мониторинга ОУХО  должна строится с учетом законодательных  актов и нормативных документов, действующих в области обеспечения  процесса безопасного уничтожения  химического оружия в Российской  Федерации. В соответствии с  приведенными выше документами,  система должна обеспечивать  участие в проведении государственного  контроля и мониторинга ОУХО  всех заинтересованных федеральных  органов исполнительной власти  и органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации.

 

 Созданная  система должна проводить работы  по заданиям Администраций регионов  и территориальных органов МПР  России. Базовым нормативным документом  создаваемой системы является  Регламент функционирования СГЭКМ,  который обеспечивает участие  федеральных и региональных структур  в проведении экологического  контроля и мониторинга ОУХО. Порядок проведения работ по  контролю и мониторингу ОУХО  и ряд других нормативных документов, регламентирующих функционирование  СГЭКМ, согласовывается Администрациями  регионов и территориальными  органами МПР России.

 

 Мониторинг  отравляющих веществ, продуктов  их деструкции и общепромышленных  загрязнителей на объектах по  уничтожению химического оружия - это комплексная система слежения  оценки и прогноза изменений  состояния окружающей среды и  предупреждения о создающихся  критических ситуациях, вредных  или опасных для здоровья работающего  персонала, населения и окружающей  природной среды.

 

 Целью  мониторинга на объектах по  уничтожению химического оружия  является постоянное получение  оперативной информации о содержании  отравляющих веществ, продуктов  их деструкции и общепромышленных  загрязнителей в контролируемых  зонах, о возможном их поступлении  в окружающую среду, а также  о динамике изменения уровня  их концентраций. Эта информация  необходима для контроля безопасности  функционирования объекта по  уничтожению химического оружия, оперативного принятия решения  по предотвращению поступления  отравляющих веществ, продуктов  их деструкции и общепромышленных  загрязнителей в окружающую природную  среду при нарушениях технологического  процесса, а также для оповещения  работающего персонала объекта  и населения в случае возникновения  аварийных ситуаций.

 

 Основными  задачами системы производственного  экологического мониторинга являются  следующие:

 

 аварийный  контроль и оповещение о появлении  опасных концентраций отравляющих  веществ в контролируемых зонах;

 

 обеспечение  санитарно-гигиенических норм труда  работающего персонала объекта,  контроль воздуха рабочей и  промышленной зон объекта на  уровне предельно допустимых  концентраций и контроль уровня  зараженности поверхностей технологического  оборудования;

 

 химико-аналитическое  обеспечение функционирования технологического  процесса, определение, учет количества  и качества поступающего на  уничтожение ОВ, контроль наличия  ОВ в реакционных смесях и  продуктах деструкции на определенных  стадиях технологического процесса;

 

 контроль  предельно допустимых концентраций  ОВ и продуктов их деструкции  в воздухе санитарно-защитной  зоны и в зоне защитных мероприятий  с целью оценки соответствия  объекта нормативным требованиям;

 

 оценка  состояния окружающей природной  среды в контролируемых зонах,  определение и учет количества  продуктов деструкции ОВ и  общепромышленных загрязнителей,  поступающих в окружающую природную  среду, предупреждение о превышении  предельно допустимых выбросов;

 

 обработка,  систематизация и протоколирование  полученной информации, определение  максимальных и усредненных значений  концентраций контролируемых веществ  на заданный интервал времени,  передача соответствующим органам  контроля и надзора информации  о химической обстановке и  прогнозе ее изменения;

 

 обеспечение  деятельности международных инспекторов  на объекте по уничтожению  химического оружия в соответствии  с требованиями Конвенции.

 

 При разработке  проектной документации для объектов  по уничтожению химического оружия  данная система контроля получила  название системы ПЭМ и состоит  из следующих подсистем:

 

 подсистема  мониторинга в рабочей и промышленной

зонах объекта;

 

 подсистема  мониторинга в санитарно-защитной  зоне и зоне защитных мероприятий  объекта.

 

 Кроме  того, система включает подсистему  формирования метеорологической  обстановки в районе объекта  по уничтожению химического оружия, а также подсистему сбора и  обработки информации.

 

^ 2.2 Мониторинг  атмосферного воздуха в СЗЗ  объекта

Информация о работе Мониторинг экологического состояния окружающей среды