Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 04:52, реферат
Цель второго этапа – осуществление мероприятий по предупреждению и устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в процессе наблюдений.
Для решения задач второго этапа сложились определенные формы и методы экологического контроля. Формы две – предупредительная и карательная. Соответственно применяются различные методы осуществления контроля.
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
«Экологический
контроль».
Выполнила:
Студентка гр.МЗ071
Колоскова
Ю.А.
Москва
2009 г.
Введение
В соответствии с действующим законодательством
основными задачами экологического контроля
являются :
- наблюдение за состоянием окружающей
природной среды и ее изменением под влиянием
хозяйственной и иной деятельности;
- проверка выполнения планов и мероприятий
по охране природы, рациональному использованию
природных ресурсов, оздоровлению окружающей
природной среды, соблюдение требований
природоохранительного законодательства,
а так же принятие необходимых мер по и
обеспечению.
Таким образом, экологический контроль
состоит из двух тесно связанных этапов.
Первый – сбор и обработка необходимых
исходных данных. В законе отмечается,
что негативные изменения могут быть названы
не только хозяйственной деятельностью.
Нерациональное использование природных
ландшафтов для организации отдыха и санаторно-курортного
лечения может нанести серьезный ущерб
окружающей природной среде. Казалось
бы, сами природопользователи в этом случае
должны, в первую очередь проявлять заботу
о сохранении декоративных качеств зеленых
насаждений, чистоте водоемов. Однако
имеется много примеров, когда основные
средства вкладываются в строительство
капитальных сооружений. Экономия средств
на формирование ландшафта, устойчивого
к рекреационным нагрузкам, приводит к
тому, что утрачивается главное условие
полноценного загородного отдыха – качество
природной среды.
Цель второго этапа – осуществление мероприятий
по предупреждению и устранению экологических
правонарушений на основе информации,
полученной в процессе наблюдений.
Для решения задач второго этапа сложились
определенные формы и методы экологического
контроля. Формы две – предупредительная
и карательная. Соответственно применяются
различные методы осуществления контроля.
Предупредительная форма
Карательная форма экологического контроля
применяется в тех случаях, когда последствия
правонарушения не позволяют ограничиться
только предупреждением. Она выражается
в различных видах юридической ответственности.
Государственный
экологический контроль
Законом установлен круг полномочий должностных
лиц и органов государственного экологического
контроля. К ним относиться право :
- посещать предприятия, учреждения и организации
не зависимо от форм собственности и подчинения,
и знакомиться с документами, необходимыми
для исполнения служебных обязанностей;
- проверять работу очистных сооружений
и установок, а так же установленных природоохранных
требований и нормативов;
- устанавливать нормативы и давать разрешения
на сборы и выбросы вредных веществ;
- назначать государственную экологическую
экспертизу;
- требовать устранения выявленных недостатков,
привлекать виновных лиц к административной
ответственности, направлять материалы
л привлечении их к административной,
дисциплинарной или уголовной ответственности,
предъявлять иски в суд или арбитражный
суд о возмещении вреда, причиненного
окружающей среде и здоровью граждан;
- принимать решения об ограничении, приостановлении,
прекращении функционирования любых предприятий
и объектов, а так же видов деятельности,
в случае нарушения экологических требований.
Для решения круга задач, установленных
действующим законодательством в рамках
экологического контроля, потребовалось
объединение условий ряда государственных
органов на разных уровнях представительной
и исполнительной власти, а так же органов
местного самоуправления.
В зависимости от места и назначения этих
органов в системе государственного управления
их функции в части осуществления экологического
контроля могут быть либо общей компетенцией,
либо специализированного, отраслевого
характера.
Обще – экологический контроль относиться
к компетенции высших звеньев государственной
системы управления, которые наряду с
другими функциями, осуществляют функции
государственного управления и контроля
в области охраны окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов. На
федеральном уровне – это контрольное
управление в администрации Президент
РФ и Правительство РФ, на региональном
уровне – соответствующие органы представительной
и исполнительной власти субъектов РФ.
Действующим законодательством федеральным
органом власти предоставлено право не
только, осуществлять государственный
контроль за рациональным использованием
и охраной природных ресурсов, но и устанавливать
порядок его проведения. К компетенции
субъектов РФ отнесено осуществление
государственного экологического контроля.
Такие правовые положения предусмотрены
Основами Лесного законодательства РФ,
Законом РФ « О недрах » и др. В водном кодексе
РФ эти положения более детализированы,
хотя основополагающие принципы распределения
функций остались без изменения. Полномочия
федеральных органов представительной
власти ограничены установлением порядка
организаций и проведения государственного
контроля за использованием и охраной
водных объектов, а федеральным органом
исполнительной власти поручено его осуществление.
Специализированный
экологический контроль выполняется федеральными
министерствами и ведомствами, а так же
соответствующими негосударственными
структурами субъектов Российской Федерации.
По всем видам природных ресурсов в целом
организация и осуществление государственного
контроля возложена Правительством РФ
на Госкомэкологии России. По характеру
специализации государственные контролирующие
органы подразделяются на отраслевые
и функциональные. Госэпиднадзор является
отраслевым контролирующим органом. К
числу функциональных органов государственного
экологического контроля относятся МВД
России и др.
Специфика отраслевых государственных
органов заключается в том, что в сфере
их компетенции относиться один вид природных
ресурсов. Роскомзем следит за охраной
и рациональным использованием земель,
Роскомвод – водных ресурсов, Рослесхоз
– лесов и т.д.. В некоторых случаях сферу
интересов отдельных ведомств попадает
еще один вид природных ресурсов. Так,
Роскомрыболовство имеет значение состояние
водных объектов, но только с узкоотраслевых
позиций воспроизводство и продуктивности
рыбных запасов. Роскомнедра , помимо контроля
за рациональным использованием полезных
ископаемых, осуществлял контроль за выполнением
экологических требований в отношении
подземных вод.
Несмотря на имеющиеся различия, общим
правовым положением для всех государственных
органов экологического контроля является
его надведомственный характер, позволяющий
контролировать в пределах своей юрисдикции
деятельность всех предприятий, организаций,
учреждений и отдельных граждан.
В соответствии с Кодексом РСФСР об административных
правонарушениях, в первую очередь составляется
протокол об экологическом правонарушении.
Следующим шагом является предписание
об устранении экологического правонарушения,
которая подготавливается на основании
ст. 70 Закона РСФСР « Об охране окружающей
природной среды » и является обязательным
для исполнения в установленные сроки.
Та же статья, а так же ст. 261 Кодекса РСФСР
об административных правонарушениях
служит основанием для вынесения постановления
о наложении штрафа.
К мерам государственного экологического
контроля относиться и постановление
о возмещении вреда, причиненного окружающей
природной среде юридическими лицами
и гражданами, а так же предписание об
ограничении ( приостановлении ) или прекращении
финансирования хозяйственной и иной
деятельности.
Должностные лица и граждане, виновные
в совершении экологических преступлений,
несут уголовную ответственность. Представление
о привлечении физических лиц к уголовной
ответственности направляются в следственные
органы инспекторами по охране природы,
охране рыбных ресурсов и др.
общественный
экологический контроль
В Росси имеются так же профессиональные
союзы, которые в соответствии с Законом
РСФСР « об охране окружающей природной
среды », наряду с другими общественными
объединениями могут осуществлять экологический
контроль, в настоящее время в большей
степени заинтересованы в укреплении
финансового положения предприятий. Но
как только экономическая обстановка
стабилизируется, общественные объединения
и организации активизируют свою работу
по контролю за исполнением хозяйствующими
субъектами природоохранительного законодательства.
Определенная работа в этом направлении
проводиться уже в настоящее время Федерацией
независимых профсоюзов России ( ФНПР
), в аппарате ФНПР имеется отдел по проблемам
труда экологии, которым подготовлены
методические материалы по осуществлению
общественного экологического контроля.
По инициативе ФНПР создана информационно
– инновационная общественная экологическая
ассоциация « Партнеры за устойчивое развитие
», к числу основных задач которой относиться
координация мероприятий по сотрудничеству
общественных организаций и объединений
между собой, а так же государственными
структурами в части реализации проектов
и программ, обеспечивающих экологически
устойчивое развитие народного хозяйства
РФ.
В целях расширения, укрепления и развития
правовой базы общественного контроля
проводились слушания, например, по обслуживанию
общероссийского « Положения об оценке
воздействия на окружающую среду », разрабатывается
проект « Положения об общественном экологическом
контроле », при подготовки которого учитываются
предложения и замечания различных общественных
организаций и отдельных граждан.
Хотя по возможностям получения информации
и применения мер воздействия на нарушителей
природоохранительного законодательства
общественный экологический контроль
уступает государственному, но вместе
с тем он обладает и серьезным преимуществом
– реальной независимостью от государственных
структур и ведомственных интересов. И
вследствие этого общественный контроль
в большей степени отражает экологические
интересы населения.
Заключение
В процессе проведения экологического
контроля должностными лицами специально-уполномоченных
органов в области охраны окружающей природной
среды принимаются различные меры правового
регулирования по предупреждению, выявлению
нарушений природоохранительного законодательства
и привлечению виновных к ответственности.
Список использованной
литературы:
1. Конституция РФ
2. Ермаков в.д. Сухарев А.Я. экологическое
право России М.: 1997 год
3. Гражданский кодекс РФ ( комментированный
)
4. Уголовный кодекс РФ ( комментированный
)
5. Закон РФ « об экологии »