Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ основ организации экологического контроля за состоянием окружающей среды.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- раскрыть право на благоприятную окружающую среду;
-лдать общую характеристику состояния окружающей среды в современных условиях;
- рассмотреть виды экологического контроля, а также экологическую экспертизу и экологический аудит;
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика состояния окружающей среды
1.1. Понятие, содержание и юридическая природа права граждан на благоприятную окружающую среду 5
1.2. Состояние окружающей среды в современных условиях………………....9
Глава 2. Экологический контроль
2.1. Цели и задачи экологического контроля 12
2.2. Виды экологического контроля 15
2.3. Экологическая экспертиза 31
2.4. Экологический аудит……………………………………………………….41
Заключение 48
Список нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 50
В современной литературе по экологическому праву можно встретить суждения о том, что, помимо государственной и общественной, проводится ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза. Такие утверждения есть не что иное, как позиция их авторов.
К объектам экологической экспертизы (всего 10 объектов) на федеральном уровне относятся:
1)проекты
нормативно-технических и
Эколого-экспертный процесс осуществляется по такому механизму:
если
исходить из концепции экологического
риска, то содержанием любой
Эколого-экспертный процесс включает 5 основных стадий:
1) назначение экспертизы и подбор членов комиссии; 2) сбор, обобщение и оценка информации; 3) формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности; 4) представление заключения (после устранения поступивших замечаний) на утверждение руководству компетентного органа власти; 5) разрешение возникших споров в судебном порядке.
Экологическая экспертиза должна начинаться с определения качества природной среды, которое имело место перед началом проектирования. Если проектируемый хозяйственный объект будет находиться в пределах города, в котором Росгидромет ведет мониторинг окружающей среды, то качество ее определяется по материалам последнего, а также методом биоиндикации. В противном случае, основным методом определения качества природной среды становится, биоиндикация.
Следующий этап — оценка воздействия на окружающую среду намечаемого вида хозяйственной деятельности, а также ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в результате осуществления данного проекта.
Предварительное заключение экспертной комиссии, подготовленное и подписанное комиссией, доводится до сведения населения, общественных объединений, заинтересованных в проекте. Закон РФ об охране ОПС (ст. 41) разрешает в ряде случаев принимать решение по результатам обсуждения или референдума32.
Заключение экспертной комиссии утверждается руководителем компетентного органа власти РФ или ее субъекта (края, области и т.д.). После утверждения выводы экологической экспертизы приобретают юридическую силу. В дальнейшем контроль за исполнением требований этого заключения осуществляют органы государственного экологического контроля.
В случае вынесения экспертной комиссией отрицательного заключения материалы по объекту экспертизы должны быть доработаны и представлены на повторную экспертизу. Организации и лица, не согласные с заключением экспертной комиссии, вправе обратиться с жалобой в тот орган, который назначил экспертизу, в вышестоящий орган, прокуратуру, народный или арбитражный суд. Административный орган, согласившись с жалобой, может отменить заключение экспертизы, одновременно назначив повторную. Народный или арбитражный суд вправе признать заключение экологической экспертизы недействительным, если усмотрит в нем нарушение действующего законодательства. По тем же основаниям прокурор в народном или арбитражном суде выносит администрации, принявшей решение, протест, предусматривающий отмену незаконно принятого заключения по экологической экспертизе33.
Следует подчеркнуть, что председатель и члены экспертной комиссии несут персональную ответственность (вплоть до уголовной) за правильность и обоснованность своих заключений соответствии с законодательством РФ.
Самое важное то, что государственная
экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза
Хотя в системе природоохранных органов имеются государственные органы в области экологической экспертизы, в каждом случае экспертиза проводится специально создаваемой экспертной комиссией. Для проведения экспертизы каждого конкретного объекта в зависимости от уровня проведения экспертизы комиссия образуется либо федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Чтобы быть правомерной,
2.4. Экологический аудит
Понятие экологического аудита в современных
российских правовых нормах закреплено
в ст.1 Федерального Закона от 10.01.2002 г.
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: «аудитд-днезависимая,лкомплекс
Кроме
того, как деятельность экологический
аудит отмечен в ст.27 Федерального
Закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране
атмосферного воздуха», в соответствии
с которой государственным
Экологический аудит как вид деятельности под кодом 110.010.100 внесен в Классификатор правовых актов, принятый Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511 "О классификаторе правовых актов".
Основой
для внедрения процедуры
- ГОСТ Р ИСО 14001-2007 "Системы экологического менеджемента. Требования и руководство по применению"
- ГОСТ
Р ИСО 14004-2007 "Системы экологического
менеджмента. Общее
- ГОСТ Р ИСО 14041-2000 "Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ"
- ГОСТ Р ИСО 14042-2001 "Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия жизненного цикла"
- ГОСТ Р ИСО 14043-2001 "Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация жизненного цикла"
- ГОСТ Р ИСО 14050-99 "Управление окружающей средой. Словарь"
- ГОСТ
Р ИСО 19011-2003 "Руководящие указания
по аудиту систем менеджмента
качества и/или систем
В соответствии
с ГОСТ Р ИСО 14050-99 экологический
аудит (environmental audit) - это систематический
документально оформленный
Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением условий и накоплением соответствующего опыта аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей экологической информации.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов и заключений аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.
Из всех действующих в настоящее время на территории Российской Федерации нормативных документов в области экологического аудита понятие "критериев аудита" определено только в ГОСТ Р ИСО 19011-2003. Согласно этому стандарту "критерии аудита (audit criteria): Совокупность политики, процедур или требований".
Существующий пробел в федеральном законодательстве привел к тому, что в ряде субъектов РФ принимаются региональные законодательные акты об экологическом аудите и другие нормативные правовые акты, содержащие отдельные нормы по экологическому аудиту (Томская область, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Республика Татарстан, Республика Казахстан и др.).
Основные положения аудита в РФ определяют его как предпринимательскую деятельность. Правовые аспекты взаимодействия участников этой деятельности, в том числе экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций, регулируются ГК РФ: споры материального характера и другие разногласия, возникающие между аудитором или аудиторской организацией и Заказчиком.
Поскольку ФЗ «Об экологическом аудите» находится в стадии проекта, эта процедура отчасти развивается с учетом опыта финансового аудита на основе Федерального Закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»34. Рассмотрим некоторые из его положений.
Ст.13 ФЗ № 307-ФЗ говорит, что при проведении аудита аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:
- самостоятельно
определять формы и методы
проведения аудита на основе
федеральных стандартов
Информация о работе Основы организации экологического контроля за состоянием окружающей среды